Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г.
Регистрационный N 28909
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30 (ч. 1), ст. 3101; 2006, N 31 (ч. 1), ст.3430; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 30, N 22, ст. 2563, N 29, ст. 3480, N 45, ст. 5419; 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905, N 29, ст. 4291, N 30 (ч. 1), ст. 4584, N 48, ст. 6728 N 50, ст. 7348, ст. 7351), принятыми в соответствии с ним федеральными законами, нормативными правовыми актами органов валютного регулирования, подпунктом 10 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7608), постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169, N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908, N 36 ст. 4903, N 50 (ч. 6) ст. 7070) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Р.В. Давыдова.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы Российской Федерации А. Бельянинов
Приложение
I. Общие положения
1. Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования (далее - Административный регламент) определяет права и обязанности таможенных органов, проводящих проверку соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - проверка) участниками внешнеэкономической деятельности, физическими и юридическими лицами - субъектами проверки, а также порядок и последовательность проведения проверок и формы контроля соблюдения Административного регламента.
Наименование государственной функции
2. Осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования (далее - государственная функция).
Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию
3. Государственная функция осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС России) и иными таможенными органами Российской Федерации, определяемыми ФТС России. От имени ФТС России государственную функцию исполняет Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (далее - уполномоченное структурное подразделение).
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции, с указанием реквизитов и источников официального опубликования
4. Исполнение государственной функции регулируется:
Таможенным кодексом Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796);
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1; 2002, N 18, ст. 1721; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7643) (далее - КоАП России);
Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30 (ч. 1), ст. 3101; 2006, N 31 (ч.1), ст.3430; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 30, N 22, ст. 2563, N 29, ст. 3480, N 45, ст. 5419; 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст.905, N 29, ст. 4291, N 30 (ч.1), ст. 4584, N 48, ст. 6728, N 50, ст. 7348, ст. 7351) (далее - Закон N 173-ФЗ);
Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7608) (далее - Закон N 311-ФЗ);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 9, ст. 1089; 2012, N 43, ст. 5874).
Предмет государственного контроля
5. Предметом государственного контроля являются валютные операции резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств -членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
В ходе проверки подвергаются анализу все валютные операции по внешнеторговому договору (контракту), завершенные на момент начала проверки резидентами при исполнении обязательств по внешнеэкономическим сделкам, предусматривающим перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввоз товаров в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации (далее - проверки), вне зависимости от места и времени совершения таможенных операций, даты выпуска (условного выпуска) товаров либо в отсутствие выпуска (условного выпуска), а также сроков осуществления таможенного контроля (в том числе таможенного контроля после выпуска товаров).
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля
6. Права и обязанности должностных лиц таможенных органов при осуществлении государственного контроля в соответствии с Законом N 173-ФЗ:
должностные лица таможенных органов при осуществлении государственного контроля имеют право:
проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Должностные лица таможенных органов при осуществлении государственного контроля обязаны:
осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий;
соблюдать положения Административного регламента.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю
7. Проверяемые субъекты, в отношении которых исполняется государственная функция, имеют право:
знакомиться с актами проведенных проверок (далее - акт проверки);
обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Проверяемые субъекты, в отношении которых исполняется государственная функция, обязаны:
представлять агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона N 173-ФЗ;
вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Описание результата исполнения государственной функции
8. Результат исполнения государственной функции:
- акт проверки, содержащий выводы о наличии или отсутствии нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- протокол об административном правонарушении, составленный в соответствии с КоАП России, - при выявлении достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения;
- определение о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП России, - при выявлении достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
- рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный должностным лицом, уполномоченным на прием сообщений о преступлениях, в порядке, установленном статьей 143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, (ч. 1), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7637) (далее - УПК России), - в случае выявления признаков преступления.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
Порядок информирования об исполнении государственной функции
9. Место нахождения ФТС России: Москва, Новозаводская ул., д. 11/5.
Почтовый адрес для направления документов и обращений: Новозаводская ул.,
д. 11/5, Москва, 121087, ФТС России.
Место нахождения Приёмной ФТС России: Москва, Новозаводская ул., д. 11/5.
Время работы Приёмной ФТС России:
понедельник 9-30 - 17-30;
вторник 9-30 - 17-30;
среда 9-30- 17-30;
четверг 9-30 - 17-30;
пятница 9-30 - 16-15;
суббота выходной день;
воскресенье выходной день.
Справочная телефонная служба ФТС России : +7 499 449 72 05.
Управление делами ФТС России:
отдел входящих документов: +7 499 449 72 35;
отдел исходящих документов: +7 499 449 83 92;
Официальный информационный сайт ФТС России (далее - сайт ФТС России): www.customs.ru.
10. Информация о месте нахождения, телефонах, адресах электронной почты таможенных органов, в компетенцию которых входит исполнение государственной функции, приведена в приложении N 1 к Административному регламенту.
11. Официальный информационный сайт Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций): www.gosuslugi.ru.
12. Информация о порядке и ходе исполнения государственной функции по телефону предоставляется двумя способами: посредством единого справочного телефона таможенных органов ("горячей линии") +7 (495) 740-18-18 и непосредственно должностными лицами уполномоченного структурного подразделения.
13. В случае письменного обращения информирование о порядке и ходе исполнения государственной функции осуществляется в письменной форме.
14. Информация о месте нахождения, телефонах, графике работы таможенных органов располагается на стендах в местах нахождения таможенных органов.
Сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции, взимаемой с лица,
в отношении которого проводятся мероприятия по контролю (надзору)
15. За исполнение государственной функции с лица, в отношении которого исполняется государственная функция, плата не взимается.
Сроки исполнения государственной функции
16. Срок исполнения государственной функции устанавливается в каждом случае отдельно руководителем таможенного органа, которым проводится проверка, с учетом сроков давности привлечения к административной ответственности, сроков хранения соответствующих документов и материалов резидентами и нерезидентами (в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора).
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
17. При исполнении государственной функции осуществляются следующие административные процедуры:
а) рассмотрение должностными лицами таможенных органов документов, необходимых для исполнения государственной функции;
б) проверка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
в) оформление результатов исполнения государственной функции.
18. Фиксация результатов выполнения административных процедур осуществляется при оформлении результатов исполнения государственной функции.
19. Блок-схема исполнения государственной функции приведена в приложении N 2 к Административному регламенту.
Рассмотрение должностными лицами таможенных органов документов, необходимых для исполнения государственной функции
20. Основанием для начала административной процедуры рассмотрения должностными лицами таможенных органов документов, необходимых для исполнения государственной функции, является выявление информации о возможных нарушениях валютного законодательства по результатам анализа региональной базы данных валютного контроля или поручение вышестоящих таможенных органов на проведение проверки.
Выявленная информация о возможных нарушениях валютного законодательства по результатам анализа региональной базы данных валютного контроля фиксируется в соответствующей докладной записке начальнику таможенного органа.
Датой начала рассмотрения должностным лицом таможенного органа документов, необходимых для исполнения государственной функции является дата регистрации в таможенном органе докладной записки начальнику таможенного органа о выявлении информации о возможных нарушениях валютного законодательства по результатам анализа региональной базы данных валютного контроля или поручения вышестоящего таможенного органа на проведение проверки.
21. Должностное лицо таможенного органа запрашивает и рассматривает следующие документы, связанные с валютной операцией:
документы, удостоверяющие личность физического лица, являющегося субъектом проверки;
регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом N 173-ФЗ;
документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица, документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения), документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
паспорт сделки;
таможенные декларации (декларации на товары), документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении); вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таможенные органы вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
Запрос направляется по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении за подписью руководителя таможенного органа либо лица, его замещающего, либо его заместителя, курирующего вопросы валютного контроля (заместителя по экономической деятельности), или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (вручения).
Запрос и получение указанной в нем информации могут производиться в электронной форме с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Максимальные сроки выполнения административной процедуры не могут превышать трех рабочих дней с даты регистрации в таможенном органе основания, указанного в пункте 20 Административного регламента, если у должностного лица таможенного органа имеются все необходимые документы, указанные в настоящем пункте Административного регламента, и три года с даты совершения соответствующей валютной операции или даты исполнения внешнеторгового договора (контракта), в случае необходимости запроса дополнительных документов, указанных в настоящем пункте Административного регламента.
22. Результатом административной процедуры является получение таможенным органом, осуществляющим государственную функцию, документов, необходимых для осуществления мероприятий по контролю (надзору), указанных в пункте 21 Административного регламента.
23. Фиксация результата и даты окончания административной процедуры осуществляется путем включения результата и даты окончания административной процедуры в акт проверки.
Проверка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов
24. Основанием для начала административной процедуры проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов является завершение рассмотрение должностными лицами таможенного органов документов, необходимых для исполнения государственной функции.
Датой начала административной процедуры проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов является день, следующий за датой окончания административной процедуры рассмотрения должностными лицами таможенных органов документов, необходимых для исполнения государственной функции.
25. Приоритетность проведения проверок определяется исходя из суммы и степени тяжести предполагаемого нарушения с применением системы анализа и управления рисками.
26. Содержание и метод проверки определяются должностным лицом таможенного органа исходя из имеющейся у него информации о возможном нарушении.
В ходе проверки подвергаются анализу все валютные операции по внешнеторговому договору (контракту), завершенные на момент начала проверки резидентами при исполнении обязательств по внешнеэкономическим сделкам, предусматривающим перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввоз товаров в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации (далее - проверки), вне зависимости от места и времени совершения таможенных операций, даты выпуска (условного выпуска) товаров либо в отсутствие выпуска (условного выпуска), а также сроков осуществления таможенного контроля (в том числе таможенного контроля после выпуска товаров).
Проверка проводится на предмет установления фактов:
- невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
- невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
- несоблюдения установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушения установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушения установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушения установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).
27. Максимальный срок выполнения административной процедуры не может превышать 90 рабочих дней с даты ее начала.
28. Результатом административной процедуры является установление (выявление, фиксация) фактов наличия или отсутствия в действиях проверяемого субъекта нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
29. Фиксация результата и даты окончания административной процедуры осуществляется путем включения результата и даты окончания административной процедуры в акт проверки.
Оформление результатов исполнения государственной функции
30. Основанием для начала административной процедуры оформления результатов исполнения государственной функции является окончание административной процедуры проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Датой начала административной процедуры оформления результатов исполнения государственной функции является день, следующий за датой окончания административной процедуры проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
31. Должностное лицо таможенного органа по результатам проверки составляет акт проверки в двух экземплярах.
32. Акт проверки подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим проверку.
Акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
Акт проверки подшивается в дело с материалами проверки и хранится не менее трех лет.
В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписью должностного лица таможенного органа, проводившего проверку.
33. В акте проверки должны быть указаны:
1) дата составления акта проверки должностным лицом таможенного органа;
2) полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого субъекта, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет;
3) фамилии, имена, отчества должностных лиц таможенного органа, проводивших проверку, их должности с указанием наименования таможенного органа;
4) основание для исполнения государственной функции;
5) перечень документов, рассмотренных таможенным органом в ходе проверки;
6) период проведения валютных операций, которые подвергнуты анализу в ходе проверки;
7) даты начала и окончания проверки;
8) адрес места нахождения или места жительства проверяемого субъекта;
9) документально подтвержденные факты нарушений, выявленных в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.
34. Должностное лицо таможенного органа по фактам нарушений, отраженным в акте проверки, получает от проверяемого субъекта письменные объяснения (замечания, возражения), сделав при этом запись в акте проверки.
35. Максимальный срок выполнения указанной административной процедуры не может превышать 10 рабочих дней с даты установления (выявления, фиксации) фактов наличия или отсутствия в действиях проверяемого субъекта нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
36. Результатом указанной административной процедуры является составление акта проверки должностным лицом таможенного органа проводившим проверку.
37. Фиксация результата выполнения административной процедуры осуществляется путем составления акта проверки. Датой окончания административной процедуры является дата подписания акта проверки должностным лицом таможенного органа, проводившим проверку.
38. В случае выявления признаков преступлений либо административных правонарушений дальнейшие действия должностных лиц таможенных органов производятся в соответствии с УПК России либо КоАП России.
IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
39. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами таможенных органов положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, осуществляется руководителем (его заместителем) вышестоящего таможенного органа.
40. Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения должностными лицами таможенного органа положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции
41. Контроль за полнотой и качеством исполнения должностными лицами таможенного органа государственной функции осуществляется в формах проведения проверок.
42. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок устанавливаются руководителем (его заместителем) вышестоящего таможенного органа. При проверке рассматриваются все вопросы, связанные с исполнением государственной функции (комплексные проверки), или отдельные вопросы, связанные с исполнением государственной функции (функциональные проверки). Проверка также проводится по конкретной жалобе.
43. Внеплановые проверки проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов.
Ответственность должностных лиц таможенных органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции
44. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений соблюдения положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, виновные должностные лица таможенного органа несут персональную ответственность за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции.
45. Персональная ответственность должностных лиц таможенного органа закрепляется в должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
46. О мерах, принятых в отношении должностных лиц таможенных органов, виновных в нарушении положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, в течение десяти рабочих дней со дня принятия таких мер вышестоящий таможенный орган в письменной форме информирует проверяемые субъекты, права и (или) законные интересы которых нарушены.
Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
47. Требованиями к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции являются:
1) независимость;
2) профессиональная компетентность;
3) должная тщательность.
48. Независимость руководителя (его заместителя) вышестоящего таможенного органа, осуществляющего контроль за исполнением государственной функции, от должностных лиц таможенного органа состоит в отсутствии зависимости от должностных лиц таможенных органов при осуществлении контроля, в том числе отсутствии родства с ними.
Руководитель (его заместитель) вышестоящего таможенного органа, осуществляющий контроль за исполнением государственной функции, должен принимать меры по предотвращению конфликта интересов при исполнении государственной функции.
49. Профессиональная компетентность руководителя (его заместителя) вышестоящего таможенного органа, осуществляющего контроль за исполнением государственной функции, состоит в обладании необходимыми профессиональными знаниями и навыками при осуществлении контроля за исполнением государственной функции.
50. Должная тщательность руководителя (его заместителя) вышестоящего таможенного органа, который осуществляет контроль за исполнением государственной функции, состоит в своевременном и точном исполнении обязанностей, предусмотренных настоящим разделом Административного регламента.
На руководителя (его заместителя), который осуществляет контроль за исполнением государственной функции, возлагается ответственность за организацию работы по исполнению государственной функции.
V. Досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц
51. Лицо (проверяемый субъект) в досудебном порядке вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, принятые (совершенные) в ходе исполнения государственной функции, в вышестоящий таможенный орган.
52. Жалобы на решения, действия (бездействие) ФТС России или ее должностного лица, принятые (совершенные) в ходе исполнения государственной функции, подаются в ФТС России.
53. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, принятых (совершенных) в ходе исполнения государственной функции, и рассмотрение поступивших жалоб производятся в порядке, предусмотренном Административным регламентом.
54. Предметом досудебного обжалования являются решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, принятые (совершенные) в ходе осуществления государственной функции.
55. Основанием для начала процедуры досудебного обжалования является регистрация жалобы лица (проверяемого субъекта) в вышестоящем таможенном органе по отношению к таможенному органу, чьи решения, действия (бездействие) обжалуются.
56. Лицо (проверяемый субъект) имеет право на получение информации и документов, необходимых для обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, принятых (совершенных) в ходе исполнения государственной функции.
57. Лицо (проверяемый субъект) имеет право обратиться с жалобой в письменной форме или в форме электронного документа на официальный сайт ФТС России, регионального таможенного управления в сети "Интернет", и сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, решениях, действиях (бездействии) таможенных органов или их должностных лиц, которые приняты (совершены) в ходе исполнения государственной функции и с которыми не согласно лицо (проверяемый субъект), а также нарушении положений Административного регламента.
58. Жалоба на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, принятые (совершенные) в ходе исполнения государственной функции, при ее подаче в письменной форме должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой.
59. К жалобе, поданной в письменной форме, должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу.
60. В жалобе на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, принятые (совершенные) в ходе исполнения государственной функции, указываются:
наименование таможенного органа или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) в ходе исполнения государственной функции которого обжалуются;
фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства проверяемого субъекта - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения проверяемого субъекта - юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ лицу (проверяемому субъекту);
существо обжалуемого решения, действия (бездействие);
доводы, на основании которых лицо (проверяемый субъект) не согласно с решением, действиями (бездействием) таможенного органа или его должностного лица, принятым (совершенными) в ходе исполнения государственной функции.
61. Подача жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, принятые (совершенные) в ходе исполнения государственной функции, не приостанавливает исполнения обжалуемых решений, действий (бездействия).
62. В случае, если в письменной жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, жалоба может быть оставлена без ответа по существу поставленных в ней вопросов. Лицу (проверяемому субъекту), направившему жалобу, в этом случае сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
63. В случае, если в письменной жалобе лица (проверяемого субъекта) содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель таможенного органа (ФТС России) либо уполномоченное на то должностное лицо таможенного органа (ФТС России) вправе принять решение о безосновательности очередного обращения с жалобой и прекращении переписки с данным лицом (проверяемым субъектом) по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направленные жалобы направлялись в данный таможенный орган (ФТС России).
64. Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации указанной жалобы в таможенном органе, правомочном рассматривать жалобу.
65. Лицо (проверяемый субъект), обратившийся с жалобой на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, принятые (совершенные) в ходе исполнения государственной функции, может отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе.
66. Жалоба на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, принятые (совершенные) в ходе исполнения государственной функции, должна быть рассмотрена таможенным органом в течение тридцати дней с даты регистрации в таможенном органе, правомочном рассматривать жалобу.
67. Если таможенный орган, рассматривающий жалобу, признает необходимым продлить срок рассмотрения указанной жалобы, этот срок может быть продлен начальником этого таможенного органа либо должностным лицом, им уполномоченным, но не более чем еще на один месяц, о чем сообщается лицу (проверяемому субъекту), подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.
68. Обращения лица (проверяемого субъекта), содержащие обжалование решений, действий (бездействия), принятых (совершенных) в ходе исполнения государственной функции, конкретных должностных лиц таможенных органов, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.
69. Начальник таможенного органа (уполномоченное должностное лицо) по результатам рассмотрения жалобы принимает следующие решения:
признает правомерным решение, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа, принятые (совершенные) при исполнении государственной функции и отказывает в удовлетворении жалобы;
признает неправомерным решение, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа, принявшее (совершенные) при исполнении государственной функции, полностью или частично и удовлетворяет жалобу лица (проверяемого субъекта) полностью или частично; отменяет полностью или частично принятое таможенным органом или его должностным лицом обжалуемое решение.
70. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, принятые (совершенные) в ходе исполнения государственной функции, направляется лицу (проверяемому субъекту), обратившемуся с жалобой, в пределах сроков рассмотрения жалобы.