10.09.2013 23:00
Поделиться

Приказ ФСФР "Об утверждении требований к деятельности организатора торговли в части организации системы управления рисками и порядка осуществления внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам организатора торговли"

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 25 июня 2013 г. N 13-53/пз-н г. Москва "Об утверждении требований к деятельности организатора торговли в части организации системы управления рисками и порядка осуществления внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам организатора торговли"
Дата подписания: 25.06.2013Опубликован: 10.09.2013

Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 августа 2013 г.

Регистрационный N 29760

В соответствии с частью 3 статьи 14, частью 4 статьи 15 и пунктами 1, 13 части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6726; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7607), а также Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 36, ст. 5148; 2012, N 20, ст. 2562; 2013, N 20, ст. 2488), приказываю:

утвердить прилагаемые Требования к деятельности организатора торговли в части организации системы управления рисками и порядка осуществления внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам организатора торговли.

И.о. руководителя С. Харламов

Требования к деятельности организатора торговли в части организации системы управления рисками и порядка осуществления внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам

организатора торговли

I. Общие положения

1.1. Настоящие Требования к деятельности организатора торговли в части организации системы управления рисками и порядка осуществления внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам организатора торговли (далее - Требования) устанавливают:

1) требования к организации системы управления рисками, связанными с осуществлением деятельности организатора торговли, в том числе при ее совмещении с иными видами деятельности, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

2) требования к правилам управления рисками, связанными с осуществлением деятельности организатора торговли и предотвращением конфликта интересов, которые являются внутренним документом организатора торговли (далее - Правила управления рисками);

3) требования к порядку осуществления внутреннего контроля организатора торговли;

4) требования к документу, определяющему порядок организации и осуществления внутреннего контроля организатора торговли (далее - Правила внутреннего контроля).

1.2. Организатором торговли должно быть назначено должностное лицо или сформировано отдельное структурное подразделение, ответственное за организацию системы управления рисками организатора торговли.

1.3. Организатором торговли должен быть назначен контролер и (или) сформировано отдельное структурное подразделение (служба внутреннего контроля), ответственные за организацию и осуществление внутреннего контроля организатора торговли. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли.

1.4. Должностное лицо (отдельное структурное подразделение) организатора торговли, ответственное за управление рисками, а также контролер (служба внутреннего контроля) не могут осуществлять функции, которые не связаны с управлением рисками и осуществлением организатором торговли внутреннего контроля, за исключением случаев, установленных настоящими Требованиями, и при исполнении своих обязанностей не должны зависеть от других должностных лиц и структурных подразделений организатора торговли.

На должностное лицо (отдельное структурное подразделение) организатора торговли, ответственное за управление рисками, а также контролера (службу внутреннего контроля) не могут быть возложены обязанности, исполнение которых может привести к возникновению конфликта интересов.

1.5. Должностное лицо (сотрудники отдельного структурного подразделения) организатора торговли, ответственное за управление рисками, может входить в состав создаваемых организатором торговли комитетов и комиссий, не являющихся структурными подразделениями организатора торговли.

1.6. Организатор торговли назначает должностное лицо (руководителя отдельного структурного подразделения) организатора торговли, ответственное за управление рисками, и контролера (руководителя службы внутреннего контроля) при условии, что для указанных лиц организатор торговли является основным местом работы.

1.7. Должностное лицо (сотрудники отдельного структурного подразделения) организатора торговли, ответственное за управление рисками, а также контролер (сотрудники службы внутреннего контроля) вправе требовать у сотрудников и должностных лиц организатора торговли предоставления информации (документов), в том числе письменных объяснений, по вопросам, возникающим в ходе выполнения им (ими) своих обязанностей.

II. Требования к управлению рисками, связанными с осуществлением деятельности по организации торговли,

а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций

2.1. Организатор торговли обязан осуществлять управление:

1) риском возникновения расходов (убытков) организатора торговли в связи с осуществлением им деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6726; 2012, N 53 (ч.1), ст. 7607) (далее - Федеральный закон "Об организованных торгах"), в результате нарушения нормальной работы структурных подразделений организатора торговли, штатной работы программно-технических средств организатора торговли, правил и требований к совершению организатором торговли операций, в том числе по причине ошибок, недобросовестных или умышленных действий сотрудников организатора торговли, технических сбоев, а также влияния внешних обстоятельств (далее - операционный риск организатора торговли);

2) риском возникновения расходов (убытков) организатора торговли в результате несоответствия организатора торговли, а также осуществляемой им деятельности требованиям Федерального закона "Об организованных торгах" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а также устава и внутренних документов организатора торговли, связанных с деятельностью организатора торговли (далее - регуляторный риск организатора торговли);

3) риском возникновения расходов (убытков) организатора торговли в результате уменьшения числа участников торгов или уменьшения объема торгов вследствие формирования в обществе негативного представления об операционной (технической) устойчивости организатора торговли, качестве оказываемых им услуг или характере деятельности в целом (далее - риск потери деловой репутации организатора торговли);

4) риском возникновения расходов (убытков) организатора торговли в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития организатора торговли (далее - стратегический риск организатора торговли);

5) иными рисками, предусмотренными Правилами управления рисками.

2.2. Управление рисками организатора торговли, предусмотренными пунктом 2.1 настоящих Требований (далее - Риски), осуществляется должностным лицом (отдельным структурным подразделением), ответственным за управление Рисками, а в случаях, установленных настоящими Требованиями и внутренними документами организатора торговли, - также органами управления, иными структурными подразделениями и должностными лицами организатора торговли.

2.3. В деятельности организатора торговли на постоянной основе осуществляется:

1) выявление областей возникновения Рисков;

2) идентификация Рисков;

3) оценка и контроль Рисков.

2.4. В целях управления Рисками организатором торговли также:

1) организуется обмен информацией между органами управления и структурными подразделениями организатора торговли по вопросам, связанным с выявлением, идентификацией, оценкой Рисков и контролем за ними, а также реализацией мер, направленных на снижение Рисков и предотвращение последствий реализации Рисков;

2) обеспечивается своевременное принятие органами управления и должностными лицами организатора торговли решений, необходимых для снижения Рисков, а также устранения последствий их реализации;

3) обеспечивается контроль за эффективностью управления Рисками и соответствие предпринимаемых мер по управлению Рисками характеру и масштабу деятельности организатора торговли;

4) проводится обучение (консультации) сотрудников организатора торговли по вопросам выявления, идентификации и оценки Рисков, а также контроля за ними.

2.5. Организатор торговли определяет меры, направленные на управление Рисками, в соответствии с Правилами управления рисками. Такие меры должны соответствовать характеру и масштабам деятельности по проведению организованных торгов, а также видам и оценке соответствующих Рисков.

2.6. Оценка каждого из Рисков должна осуществляться исходя из вероятности его наступления и воздействия на деятельность организатора торговли.

2.7. Для управления операционным риском организатора торговли организатор торговли:

1) определяет основные принципы управления операционным риском организатора торговли, а также порядок и способы выявления, оценки, мониторинга, контроля и (или) минимизации операционного риска;

2) обеспечивает фиксацию и обработку информации о фактах нарушения нормальной работы структурных подразделений организатора торговли, штатной работы программно-технических средств, правил и требований к осуществлению деятельности по организации торговли, которые могли привести (привели) к расходам (убыткам) организатора торговли, а также оценку таких расходов (убытков);

3) осуществляет ведение информационной базы, содержащей сведения о фактах, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) осуществляет стресс-тестирование программно-технических средств, используемых для осуществления деятельности по организации торговли, с периодичностью, определенной Правилами управления рисками, но не реже одного раза в 6 месяцев.

Испытательные работы (тестирование) средств проведения организованных торгов осуществляются путем имитации технических условий, в которых проводятся реальные организованные торги, а при необходимости - путем проведения пробной эксплуатации;

5) предпринимает иные меры по управлению операционным риском организатора торговли, предусмотренные настоящими Требованиями и Правилами управления рисками.

2.8. При управлении регуляторным риском организатора торговли, должностное лицо (отдельное структурное подразделение), ответственное за управление Рисками:

1) осуществляет оценку регуляторного риска организатора торговли с учетом вероятности его наступления и влияния на деятельность по проведению организованных торгов;

2) дает рекомендации органам управления, должностным лицам, в том числе руководителям структурных подразделений организатора торговли, о мерах, которые необходимо предпринять для устранения регуляторного риска организатора торговли;

3) осуществляет контроль выполнения мер, направленных на устранение регуляторного риска организатора торговли;

4) предоставляет информацию о регуляторном риске организатора торговли коллегиальному исполнительному органу и единоличному исполнительному органу организатора торговли;

5) обеспечивает доведение до сотрудников организатора торговли информации, необходимой для снижения регуляторного риска организатора торговли, в том числе проводит обучение и консультации по вопросам, связанным с регулированием деятельности организатора торговли нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и внутренними документами организатора торговли;

6) участвует в разработке документов, которые регламентируют осуществление деятельности организатора торговли;

7) участвует в рассмотрении жалоб и запросов участников торгов и заявлений третьих лиц, связанных с осуществлением деятельности по организации торговли;

8) принимает меры, направленные на обеспечение конфиденциальности информации, полученной в процессе управления регуляторным риском организатора торговли;

9) предпринимает иные меры, направленные на управление регуляторным риском, предусмотренные внутренними документами организатора торговли.

2.9. Информация о регуляторном риске организатора торговли предоставляется должностным лицом (отдельным структурным подразделением), ответственным за управление Рисками, коллегиальному исполнительному органу и единоличному исполнительному органу организатора торговли в виде отчетов по итогам проверок деятельности (операций) организатора торговли, в форме ежеквартальных отчетов, а также в иных формах, предусмотренных внутренними документами организатора торговли.

2.10. В целях управления риском потери деловой репутации организатора торговли в организаторе торговли разрабатываются системы информационного обеспечения, не позволяющие использовать информацию, имеющуюся в организаторе торговли, в ущерб деловой репутации организатора торговли, а также обеспечивающие своевременное предоставление органам управления организатора торговли информации о негативных и позитивных отзывах об организаторе торговли, в том числе содержащихся в сообщениях и материалах, распространенных средствами массовой информации, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и иных источниках.

2.11. В целях управления стратегическим риском организатора торговли, при осуществлении долгосрочного планирования развития деятельности организатора торговли (включая планы по увеличению баланса и прибыли, усложнению операционной структуры, расширению бизнеса, введению новых продуктов и направлений деятельности организатора торговли и др.).

2.12. Ежеквартальный отчет должностного лица (отдельного структурного подразделения), ответственного за управление Рисками, должен содержать:

1) оценку Рисков по основным направлениям деятельности организатора торговли, ее обоснование, включая сведения о нарушениях организатором торговли требований Федерального закона "Об организованных торгах", принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, устава и внутренних документов организатора торговли, связанных с деятельностью по организации торговли;

2) меры, принятые организатором торговли для устранения выявленных нарушений и снижения Рисков;

3) сведения о выполнении рекомендаций должностного лица (отдельного структурного подразделения), ответственного за управление Рисками;

4) иные сведения, предусмотренные внутренними документами организатора торговли.

2.13. Ежеквартальный отчет должностного лица (отдельного структурного подразделения), ответственного за управление Рисками, предоставляется коллегиальному исполнительному и единоличному исполнительному органу организатора торговли не позднее 30 (тридцати) дней с даты окончания очередного квартала.

2.14. Отчет должностного лица (отдельного структурного подразделения), ответственного за управление Рисками, о выявленном нарушении предоставляется коллегиальному исполнительному органу и единоличному исполнительному органу организатора торговли не позднее 10 (десяти) дней с даты выявления соответствующего нарушения. Копия такого отчета также направляется единоличному исполнительному органу организатора торговли в уведомительном порядке в указанные сроки.

2.15. Сотрудники организатора торговли обязаны незамедлительно доводить до сведения своего непосредственного руководителя и должностного лица (отдельного структурного подразделения), ответственного за управление Рисками, информацию о возможных и совершенных нарушениях Федерального закона "Об организованных торгах", принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, устава и внутренних документов организатора торговли, связанных с деятельностью по организации торговли.

2.16. В случае совмещения организатором торговли деятельности по организации торговли с видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, должностное лицо (отдельное структурное подразделение), ответственное за управление Рисками, может также осуществлять функции:

1) по контролю за реализацией правил внутреннего контроля, разрабатываемых в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

2) по контролю за осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

2.17. В случае если должностное лицо (отдельное структурное подразделение), ответственное за управление Рисками организатора торговли, подотчетно совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли, оно вправе в рамках осуществления управления регуляторным риском осуществлять контроль в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; 2012, N 31, ст. 4334) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

2.18. В целях обеспечения нормальной деятельности в условиях чрезвычайных обстоятельств организатор торговли:

1) определяет перечень процессов и операций, подлежащих дополнительной защите;

2) обеспечивает создание на ежедневной основе резервных копий информации о торгах, а также иной информации в рамках процессов и операций, подлежащих дополнительной защите. Резервные копии должны содержать информацию за последние 5 лет;

3) имеет основной и резервный комплексы программно-технических средств, обеспечив их расположение на территории Российской Федерации. При этом, в случае использования резервного комплекса программно-технических средств организатора торговли, должно быть обеспечено выполнение всех процессов и операций, подлежащих дополнительной защите, в том числе должно быть обеспечено снабжение указанных комплексов альтернативными источниками электропитания, позволяющими осуществлять деятельность организатора торговли до окончания текущего рабочего дня;

4) разрабатывает и доводит до сведения сотрудников организатора торговли план мероприятий в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, а также проводит периодическое обучение сотрудников организатора торговли по вопросам их действий в условиях чрезвычайных ситуаций;

5) доводит до сведения участников организованных торгов информацию о порядке действий организатора торговли в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

III. Требования к Правилам управления рисками

3.1. Правила управления рисками должны содержать:

1) порядок и сроки проведения должностным лицом (отдельным структурным подразделением), ответственным за управление Рисками, проверок эффективности управления Рисками;

2) правила идентификации, оценки и мониторинга Рисков;

3) порядок и сроки информирования органов управления организатора торговли, его должностных лиц и структурных подразделений о Рисках;

4) перечень мер, предпринимаемых организатором торговли для обеспечения конфиденциальности информации о Рисках, в том числе конфиденциальности отчетов о Рисках должностного лица (отдельного структурного подразделения), ответственного за управление Рисками;

5) периодичность проведения стресс-тестирования, а также требования к сценариям, используемым для такого тестирования;

6) сведения, предусмотренные пунктами 2.1, 2.5 и 2.7 Требований.

IV. Требования к организации внутреннего контроля организатора торговли

4.1. Организатор торговли обязан на постоянной основе обеспечить осуществление внутреннего контроля за соответствием деятельности организатора торговли требованиям Федерального закона "Об организованных торгах" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, уставу и внутренним документам организатора торговли, а также создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления контролером (службой внутреннего контроля) своих функций.

При этом такой контроль должен осуществляться независимо и беспристрастно, а также исходя из масштабов и характера деятельности организатора торговли.

4.2. Методика проведения проверок контролера (службы внутреннего контроля) утверждается советом директоров (наблюдательным советом) организатора торговли.

4.3. Контролер (служба внутреннего контроля) организатора торговли не реже одного раза в 3 месяца осуществляют проверку соответствия деятельности организатора торговли требованиям Федерального закона "Об организованных торгах" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а также уставу и внутренним документам организатора торговли, включая проверку деятельности должностного лица (отдельного структурного подразделения), ответственного за управление Рисками, за 3 месяца, предшествующие проверке.

Проверки эффективности системы управления Рисками организатором торговли, за исключением стратегического риска организатора торговли и риска потери деловой репутации организатора торговли, должны осуществляться не реже одного раза в 3 месяца.

Отчет о результатах такой проверки, а также иных проверок, осуществляемых контролером (службой внутреннего контроля), предоставляется совету директоров (наблюдательному совету) организатора торговли не позднее 10 (десяти) дней с даты окончания соответствующей проверки.

4.4. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля), его заместители, а также сотрудники указанной службы, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях организатора торговли, не должны участвовать в осуществлении внутреннего контроля за деятельностью таких структурных подразделений, если осуществление указанного контроля может привести к конфликту интересов.

4.5. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля), его заместители, а также сотрудники указанной службы должны обладать знаниями, необходимыми для осуществления внутреннего контроля в соответствии с настоящей главой.

4.6. Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) осуществляет контроль за исполнением рекомендаций по результатам проверок.

V. Требования к Правилам внутреннего контроля

5.1. Внутренний документ организатора торговли, регулирующий деятельность контролера (службы внутреннего контроля) организатора торговли, должен определять:

1) цели и сферу деятельности контролера (службы внутреннего контроля);

2) задачи, принципы (стандарты) и методы деятельности контролера (службы внутреннего контроля);

3) права и обязанности контролера (службы внутреннего контроля) организатора торговли, в том числе:

право контролера (руководителя службы внутреннего контроля) по своей инициативе выносить на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) вопросы, связанные с осуществлением внутреннего контроля;

право контролера (руководителя службы внутреннего контроля) запрашивать у сотрудников и членов органов управления организатора торговли информацию (документы), необходимую для осуществления внутреннего контроля;

обязанность контролера (руководителя службы внутреннего контроля) информировать органы управления организатора торговли обо всех случаях, которые препятствуют осуществлению контролером (службой внутреннего контроля) своих функций;

обязанность контролера (руководителя службы внутреннего контроля) информировать о результатах проверок совет директоров (наблюдательный совет), единоличный и коллегиальный исполнительный орган и руководителя структурного подразделения организатора торговли, в котором проводилась проверка;

4) меры, предпринимаемые организатором торговли для обеспечения независимости контролера (службы внутреннего контроля);

5) меры, предпринимаемые организатором торговли для обеспечения конфиденциальности информации, полученной контролером (службой внутреннего контроля) при осуществлении внутреннего контроля, в том числе конфиденциальности данных, содержащихся в отчетах по результатам проверок;

6) требования, предъявляемые к содержанию отчетов по результатам проверок контролера (службы внутреннего контроля);

7) порядок участия контролера (службы внутреннего контроля) в разработке внутренних документов организатора торговли;

8) ответственность контролера (руководителя службы внутреннего контроля) за нарушение требований к осуществлению внутреннего контроля, установленных Федеральным законом "Об организованных торгах", и настоящих Требований.

Поделиться
Рассылка свежих документов номера
Подписаться