В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 819 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
2. Разрешить Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иметь 6 заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра и статс-секретаря - заместителя Министра, а также в структуре центрального аппарата до 9 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.
3. Согласиться с предложением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о размещении его центрального аппарата в г. Москве, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, строение 1.
4. Передать федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы", находящееся в ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в ведение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 670 "О Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст. 3904);
пункт 18 приложения N 6 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. N 137 "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 8, ст. 841);
постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2013 г. N 252 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 13, ст. 1556).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.11.2013.
Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
I. Общие положения
1. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования и градостроительного зонирования), промышленности строительных материалов, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, ценообразования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства (за исключением территориального планирования и градостроительного зонирования) и жилищно-коммунального хозяйства, а также функции по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, осуществлению функций государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ (в установленной сфере деятельности Министерства).
2. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.
3. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением.
4. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства;
5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
5.2.1. акт, определяющий состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации;
5.2.2. требования к составлению задания на подготовку документации по планировке территории и к исходным данным, необходимым для подготовки такой документации;
5.2.3. форма градостроительного плана земельного участка;
5.2.4. форма разрешения на строительство;
5.2.5. форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
5.2.6. порядок внесения изменений в проектную документацию;
5.2.7. перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
5.2.8. порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства;
5.2.9. своды правил и другие нормативно-технические документы добровольного применения, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
5.2.10. порядок разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета;
5.2.11. порядок формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также предоставления сведений, включаемых в указанный реестр;
5.2.12. акт об утверждении укрупненных сметных нормативов для объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры;
5.2.13. форма заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также порядок оформления такого заключения;
5.2.14. порядок ведения реестра заключений о достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, содержащихся в указанном реестре;
5.2.15. классификация сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета;
5.2.16. методика расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительства;
5.2.17. содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
5.2.18. форма документа, подтверждающего соответствие климатических и иных условий, в которых типовая проектная документация запланирована к повторному применению, условиям, с учетом которых она была разработана для первоначального применения;
5.2.19. правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации;
5.2.20. план аттестационных сессий проведения заседаний аттестационной комиссии на право подготовки заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
5.2.21. требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
5.2.22. порядок ведения реестра выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и предоставления сведений, содержащихся в реестре;
5.2.23. порядок обжалования в экспертной комиссии заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
5.2.24. форма квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
5.2.25. порядок ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
5.2.26. порядок проведения работ по подтверждению пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений;
5.2.27. порядок согласования структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
5.2.28. порядок согласования структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности;
5.2.29. форма заключения о проведении публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов;
5.2.30. форма сводного заключения о проведении публичного технологического аудита инвестиционных проектов;
5.2.31. перечень экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, а также порядок его формирования;
5.2.32. перечень видов подготовительных работ по строительству объектов инфраструктуры, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года;
5.2.33. акт об утверждении норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов по цементу, кварцевому песку и другим строительным материалам;
5.2.34. перечень новой продукции, подлежащей проверке и подтверждению пригодности для применения в строительстве;
5.2.35. порядок подтверждения пригодности новых технологий для применения в строительстве;
5.2.36. критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан;
5.2.37. форма документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
5.2.38. акты об определении норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, которые подлежат применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета;
5.2.39. акты об определении предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, используемой при расчете средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
5.2.40. акт об утверждении размера средней стоимости ремонта 1 кв. метра общей площади индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца;
5.2.41. порядок составления и представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
5.2.42. условия отнесения жилых помещений к жилью экономического класса;
5.2.43. форма бланка государственного жилищного сертификата и порядок его заполнения, а также порядок учета, хранения и уничтожения бланков государственных жилищных сертификатов;
5.2.44. методические указания по заполнению формы списка граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельном участке Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, переданном в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства такого жилья, в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", содержащей состав сведений, включаемых в указанный список;
5.2.45. порядок ведения реестра недобросовестных застройщиков, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных застройщиков;
5.2.46. правила пользования жилыми помещениями;
5.2.47. порядок государственного учета жилищного фонда;
5.2.48. форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения;
5.2.49. форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;
5.2.50. форма документа, подтверждающего принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
5.2.51. порядок и требования отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду;
5.2.52. порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации;
5.2.53. примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, методические рекомендации по ее заполнению;
5.2.54. положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома и внесении в нее необходимых изменений, форма указанной инструкции, а также методические рекомендации по ее разработке и применению;
5.2.55. примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
5.2.56. методика проведения мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
5.2.57. методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт;
5.2.58. форма электронного паспорта многоквартирного дома, форма электронного паспорта жилого дома, форма электронного документа о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, порядок заполнения указанных документов;
5.2.59. методические рекомендации по разработке органами местного самоуправления регламентов информационного взаимодействия лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающих коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, при предоставлении информации;
5.2.60. методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю;
5.2.61. методические рекомендации по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
5.2.62. методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований;
5.2.63. регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
5.2.64. порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
5.2.65. формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
5.2.66. методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса;
5.2.67. примерные договоры энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальных услуг соответствующего вида по согласованию с Федеральной антимонопольной службой;
5.2.68. правила формирования и расчета целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
5.2.69. требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей;
5.2.70. порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат;
5.2.71. методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке;
5.2.72. методические указания по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей;
5.2.73. методические указания по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод;
5.2.74. утверждение перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения их плановых значений и фактических значений;
5.2.75. порядок осуществления мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения;
5.2.76. критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения;
5.2.77. требования энергетической эффективности зданий, строений и сооружений;
5.2.78. правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов;
5.2.79. примерная форма перечня мероприятий, проведение которых способствует энергосбережению поставляемых в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования;
5.2.80. перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;
5.2.81. правила установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок;
5.2.82. методические указания по анализу показателей, используемых для оценки надежности систем теплоснабжения;
5.2.83. методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организаций, осуществляющих деятельность по производству и (или) передаче тепловой энергии;
5.2.84. порядок осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем 500 тыс. человек;
5.2.85. порядок осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике);
5.2.86. методика комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей;
5.2.87. методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа;
5.2.88. методика расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа;
5.2.89. методика комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности указанных объектов, и порядка осуществления мониторинга таких показателей;
5.2.90. методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;
5.2.91. форма отчетности об осуществлении Краснодарским краем переданных полномочий Российской Федерации по резервированию земель и изъятию земельных участков в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;
5.2.92. форма отчетности о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по резервированию земель и изъятию земельных участков в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;
5.2.93. форма отчетности о поступивших в администрацию Краснодарского края обращениях граждан и организаций по вопросам осуществления Краснодарским краем переданных полномочий Российской Федерации по резервированию земель и изъятию земельных участков в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;
5.2.94. форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на реализацию мероприятий краевой целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта";
5.2.95. формы представления сведений об обеспеченности объектов (мероприятий) Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта средствами бюджетов всех уровней и об использовании средств на реализацию указанной Программы;
5.2.96. форма разрешения на строительство олимпийских объектов федерального значения;
5.2.97. форма разрешения на ввод в эксплуатацию олимпийских объектов федерального значения;
5.2.98. форма градостроительного плана земельного участка для размещения олимпийских объектов федерального значения;
5.2.99. порядок внесения изменений в проектную документацию олимпийских объектов федерального значения;
5.2.100. порядок разработки и утверждения индивидуальных сметных нормативов для применения на олимпийских объектах федерального значения;
5.2.101. административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг в установленной сфере деятельности Министерства;
5.2.102. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
5.3. организует:
5.3.1. проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, проверка достоверности определения сметной стоимости которых отнесена к ведению подведомственного федерального автономного учреждения;
5.3.2. формирование и ведение государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий;
5.3.3. методическое обеспечение деятельности по подготовке документации по планировке территории в отношении объектов капитального строительства федерального значения;
5.3.4. дополнительное профессиональное образование работников Министерства;
5.4. осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации:
5.4.1. принятие решения о подготовке документации по планировке территории в случаях, предусмотренных статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
5.4.2. выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию возложена на иные федеральные органы исполнительной власти);
5.4.3. выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию олимпийских объектов федерального значения (за исключением объектов, в отношении которых выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод к эксплуатацию возложена на иные федеральные органы исполнительной власти);
5.4.4. подтверждение пригодности для применения в строительстве новой продукции и технологий, требования к которым не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которых зависят безопасность и надежность зданий и сооружений;
5.4.5. ведение федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета;
5.4.6. проведение аттестации (переаттестации) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
5.4.7. разработку в случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О техническом регулировании", проектов правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия;
5.4.8. согласование в установленном порядке специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства;
5.4.9. государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства о градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования и градостроительного зонирования), в том числе контроль:
5.4.9.1. за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности;
5.4.9.2. за соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации;
5.4.9.3. за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документации по планировке территории и градостроительных планов земельных участков;
5.4.10. полномочия, предусмотренные частью 3 статьи 6.1 и частью 1 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением территориального планирования и градостроительного зонирования), а также контроль за реализацией документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
5.4.11. согласование структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности;
5.4.12. контроль за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования и градостроительного зонирования);
5.4.13. контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования и градостроительного зонирования);
5.4.14. полномочия в области государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования и градостроительного зонирования), временно изъятые в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
5.4.15. формирование реестра типовой проектной документации;
5.4.16. ведение реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
5.4.17. определение содержания работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий основных и специальных видов;
5.4.18. согласование порядка выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
5.4.19. установление требований к составу и оформлению заданий и программ выполнения инженерных изысканий;
5.4.20. установление состава текстовой и графической частей отчетной документации о выполнении инженерных изысканий, а также приложений к ней;
5.4.21. определение подведомственного федерального государственного учреждения, уполномоченного на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства;
5.4.22. определение подведомственного федерального государственного учреждения, уполномоченного на организацию и проведение работ по подтверждению пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве;
5.4.23. утверждение плана разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства;
5.4.24. государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента о безопасности объектов морского транспорта в отношении объектов морского транспорта и объектов инфраструктуры морского транспорта в установленной сфере ведения;
5.4.25. проведение аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
5.4.26. обеспечение ежегодного пересмотра нормативных технических документов, нормативов цены конструктивных решений и сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, с учетом внедрения новых российских и мировых технологий строительства, технологических и конструктивных решений, а также современных строительных материалов, конструкций и оборудования, применяемых в строительстве;
5.4.27. выдачу разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации;
5.4.28. техническое регулирование в сфере строительства;
5.4.29. мониторинг и анализ состояния жилищной сферы в субъектах Российской Федерации;
5.4.30. мониторинг и координацию реализации региональных программ стимулирования развития жилищного строительства;
5.4.31. содействие гармонизации спроса и предложения на рынке жилья;
5.4.32. мониторинг обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
5.4.33. координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
5.4.34. мониторинг состояния объектов незавершенного жилищного строительства, возведение которых ведется с привлечением денежных средств граждан, и обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и участников жилищного строительства в целях содействия процессу завершения строительства объектов долевого строительства и восстановлению прав граждан, обязательства перед которыми не исполнены застройщиком;
5.4.35. выдачу заключения по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и террористических актов;
5.4.36. ведение реестра недобросовестных застройщиков;
5.4.37. мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности;
5.4.38. мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных комплексом мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, и координацию соответствующей деятельности, осуществляемой в субъектах Российской Федерации;
5.4.39. координацию работы по подготовке субъектов Российской Федерации к осенне-зимнему периоду и прохождению отопительного сезона;
5.4.40. определение официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также техническую поддержку работы этого сайта;
5.4.41. ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения;
5.4.42. государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения;
5.4.43. обращение в суд с требованием об исключении некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в указанной сфере;
5.4.44. рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения;
5.4.45. мониторинг и анализ реализации государственной политики и эффективности нормативно-правового регулирования (в том числе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности) в пределах установленной сферы деятельности Министерства;
5.4.46. организацию и участие в разработке и реализации программ, в том числе федеральных целевых и ведомственных программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства, а также иных мероприятий, направленных на обеспечение реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;
5.4.47. разработку и реализацию мер государственной поддержки и стимулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства;
5.4.48. методическое обеспечение органов местного самоуправления по подготовке технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
5.4.49. согласование инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций;
5.4.50. направление в Правительство Российской Федерации проекта решения Правительства Российской Федерации о возврате средств финансовой поддержки, предоставленной субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
5.4.51. принятие решения о целесообразности более ранних сроков уменьшения показателей, характеризующих величину годового удельного расхода энергетических ресурсов в здании, строении и сооружении, а также об установлении соответствующих им требований энергетической эффективности;
5.4.52. представление оператору государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности данных о ходе и результатах осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде (в том числе в рамках деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства);
5.4.53. консультирование по вопросам применения принципов формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
5.4.54. координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор;
5.4.55. методическое обеспечение государственного жилищного надзора;
5.4.56. мониторинг утверждения и реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом недопустимости увеличения объемов аварийного жилищного фонда;
5.4.57. координацию деятельности и обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций по вопросам строительства, организации эксплуатации олимпийских объектов и реализации мероприятий, связанных со строительством олимпийских объектов;
5.4.58. координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, контроль за их деятельностью, а также обеспечение взаимодействия указанных органов и иных организаций в связи с подготовкой и проведением XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в г. Казани;
5.4.59. функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых и ведомственных программ в установленной сфере деятельности Министерства;
5.4.60. размещение заказов и заключение государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, и иных гражданско-правовых договоров для обеспечения нужд Министерства и для государственных нужд в установленной сфере деятельности Министерства;
5.4.61. полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций Министерства в установленной сфере деятельности Министерства, в том числе имущества, переданного организациям, подведомственным Министерству;
5.4.62. анализ экономической эффективности деятельности подведомственных Министерству федеральных государственных унитарных предприятий и утверждение экономических показателей их деятельности;
5.4.63. проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса в подведомственных Министерству организациях;
5.4.64. функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
5.4.65. информационно-разъяснительную работу совместно с заинтересованными органами государственной власти в субъектах Российской Федерации по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства;
5.4.66. методическое обеспечение переподготовки, повышения квалификации и стажировки специалистов в установленной сфере деятельности Министерства;
5.4.67. прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.4.68. комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;
5.4.69. обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
5.4.70. организацию и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации Министерства, а также контроль за деятельностью находящихся в его ведении организаций по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации и координацию их деятельности;
5.4.71. организацию и ведение гражданской обороны в Министерстве;
5.4.72. взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности Министерства;
5.4.73. полномочия в области государственной поддержки инновационной деятельности в установленной сфере деятельности Министерства;
5.4.74. контроль за целевым использованием кредитов, привлекаемых в российских кредитных организациях, обеспеченных гарантиями Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;
5.5. проводит в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, государственную экспертизу проектной документации объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов, проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении которых законодательными актами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации отнесено к компетенции иных федеральных органов исполнительной власти, и уникальных объектов, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории г. Москвы), и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных объектов;
5.6. заключает без проведения открытого аукциона договор о создании искусственного земельного участка с лицом, определенным указом или распоряжением Президента Российской Федерации либо распоряжением Правительства Российской Федерации;
5.7. организует проведение конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий в установленной сфере деятельности Министерства;
5.8. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства;
5.9. разрабатывает и реализует меры по развитию конкуренции на товарных рынках, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности Министерства;
5.10. разрабатывает и реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности Министерства;
5.11. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности Министерства, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства;
6.3. учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности Министерства и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности Министерства;
6.6. учреждать в установленном порядке средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерства, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
6.7. осуществлять контроль за деятельностью подведомственных Министерству организаций;
6.8. исполнять в рамках проведения контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий, а также в рамках контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования и градостроительного зонирования) следующие полномочия:
6.8.1. установление содержания и форм представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
6.8.2. установление в случае необходимости целевых прогнозных показателей;
6.8.3. проведение проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также подведомственных им организаций;
6.8.4. запрос у руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации необходимых документов, материалов и сведений, а также выделение специалистов для выяснения возникших вопросов, отнесенных к компетенции Министерства;
6.8.5. получение от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации объяснений по факту нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности;
6.8.6. направление обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных им полномочий, или о внесении изменений в такие акты;
6.8.7. направление органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных им полномочий;
6.8.8. внесение в Правительство Российской Федерации предложений о временном изъятии переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в случае неисполнения или ненадлежащего их исполнения указанными органами.
7. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору и функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Министерства не распространяются на полномочия Министра по управлению имуществом, закрепленным за Министерством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов, а также вопросов организации деятельности Министерства и его структурных подразделений.
При осуществлении нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
III. Организация деятельности
8. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Структурными подразделениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.
10. Министр:
10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
10.2. утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
10.3. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;
10.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
10.5. утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
10.6. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета;
10.7. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, другие документы, указанные в подпункте 5.1 настоящего Положения;
10.8. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных Министерству федеральных государственных предприятий и учреждений, в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных Министерству организаций, заключает, изменяет и расторгает с указанными руководителями трудовые договоры;
10.9. представляет в установленном порядке работников Министерства и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, а также к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации;
10.10. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.
11. Финансовое обеспечение расходов на содержание Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
12. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
13. Место нахождения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - г. Москва.