Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 мая 2014 г.
Регистрационный N 32216
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 20, ст. 2478; 2014, N 14, ст. 1627) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
порядок и методику проведения экспертной оценки соответствия технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения мировому уровню развития науки и техники (приложение N 1);
форму экспертного заключения о проведении публичного технологического аудита инвестиционных проектов (приложение N 2);
положение о классификации технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения, в том числе в целях их параметрического сопоставления с зарубежными аналогами, подлежащих учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (приложение N 3).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Огородову Л.М.
Министр Д. Ливанов
Приложение N 1
1. Настоящие порядок и методика определяют правила проведения экспертной оценки соответствия технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения мировому уровню развития науки и техники (далее - Порядок).
2. Экспертная оценка соответствия технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения мировому уровню развития науки и техники (далее - экспертная оценка) проводится по инвестиционным проектам, в отношении которых заявителем принято решение о необходимости разработки новых или модернизации существующих технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения, требуемых для функционирования объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, организацией по проведению публичного технологического аудита инвестиционных проектов на 1-м этапе проведения публичного технологического и ценового аудита.
3. Экспертная оценка проводится научно-экспертным советом по проведению публичного технологического аудита инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых или модернизацию существующих технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения, претендующих на государственную поддержку (далее - экспертный совет).
К работе экспертного совета могут привлекаться сторонние организации, осуществляющие функции отраслевых научно-технических комиссий.
4. Для проведения экспертной оценки заявитель представляет в экспертный совет следующие документы:
заявление о проведении экспертной оценки соответствия технологий производства продукции (товаров, услуг) гражданского назначения мировому уровню развития науки и техники, содержащее сведения, предусмотренные пунктом 5 Порядка (далее - заявление);
обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, подготовленное в соответствии с пунктом 13 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3916; 2009, N 2, ст.247; N 21, ст. 2576; 2010, N 14, ст. 1673; 2011, N 40, ст. 5553; 2013, N 20, ст. 2478; 2014, N 3, ст. 285) (далее - Правила). По инвестиционным проектам в отношении объектов федеральной адресной инвестиционной программы указанное обоснование должно быть согласовано с главным распорядителем средств федерального бюджета и с субъектом бюджетного планирования;
задание на проектирование, подготовленное в соответствии с пунктом 14 Правил. По инвестиционным проектам в отношении объектов федеральной адресной инвестиционной программы указанное обоснование должно быть согласовано с главным распорядителем средств федерального бюджета и с субъектом бюджетного планирования.
5. Заявление должно содержать следующие сведения:
5.1. Характеристику оцениваемой технологии, включающую в себя краткое описание:
а) назначения технологии;
б) области(ей) и отрасли(ей) применения с указанием классификационных кодов по Международной патентной классификации (далее - МПК) и Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД);
в) продукции, выпускаемой с использованием технологии, в том числе вид и краткую характеристику данной продукции;
г) основных способов производства продукции с указанием специфики применения данной технологии или продукции по сравнению с его аналогами с учетом климатических условий, экстремальных воздействий внешней среды;
д) предполагаемых потребителей данной продукции с учетом ценового сегмента, географического региона и иных специфических для данной продукции характеристик;
е) сведений о возможности экспорта продукции с указанием возможных ограничений;
ж) сведений о возможности импорта технологий-аналогов и/или продукции;
5.2. Описание стадии готовности технологии и права на технологию, включающее описание:
а) стадии готовности технологии и подтверждающие документы;
б) заказчика(ов) разработки технологии с указанием подтверждающих документов;
в) возможных исполнителей (соисполнителей) разработки технологии, в том числе с целью оценки их квалификации на основе сведений, имеющихся в государственных информационных системах;
г) возможного(ых) источника(ов) финансирования разработки технологии;
д) обладателя(ей) прав на технологию (при наличии) с указанием реквизитов правоустанавливающих документов (номеров и дат свидетельств о государственной регистрации прав, присвоенных номеров в государственных системах учета);
е) сведений об урегулировании прав на технологию (при наличии) с приведением реквизитов правоустанавливающих документов;
ж) сведений об охраняемых результатах интеллектуальной деятельности, связанных с оцениваемой технологией и/или выпускаемой на ее основе продукции (товарах, услугах) со ссылкой на соответствующий правоустанавливающий документ;
з) прочих сведений, в том числе сведений о наличии конструкторской/технологической документации (укрупненно);
5.3. Описание технологии и производимой на ее основе продукции, включающее перечень ключевых свойств технологии и выпускаемой на ее основе продукции, и их ожидаемые численные значения с указанием основных параметров, характеризующих полезный результат (вредные воздействия окружающей среды и на окружающую среду, затрачиваемые ресурсы, включая финансовые, пространственные, временные, материальные, энергетические и информационные, стоимость оборудования и расчетную цену единицы выпускаемой продукции), общим объемом не более десяти наименований свойств и двух страниц;
5.4. Информацию о существующих аналогах оцениваемой технологии, в том числе:
а) сведения об организациях (фирмах, предприятиях), обладающих технологиями, которые можно принять в качестве аналогов, либо выпускающих аналогичную продукцию;
б) специфику применения технологий, которые можно принять в качестве аналогов, и стадию их готовности к применению;
в) информацию о возможности импорта продукции, выпускаемой с помощью технологии-аналога, включая возможные ограничения;
г) информацию о возможности импорта технологии, включая возможные ограничения;
д) ключевые свойства технологии-аналога и выпускаемой на ее основе продукции и их численные значения, в том числе основные параметры, характеризующие полезный результат, аналогичные указанным в пункте 10.3 Порядка - не более пяти;
5.5. Оценку экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений:
а) сведения об организациях (фирмах, предприятиях), обладающих технологиями, разработанных за счет бюджетных средств;
б) оценочную стоимость технологии, сроков и рисков приобретения и внедрения рассматриваемой технологии;
в) сведения о запросах в организации - правообладатели технологий, разработанных за счет бюджетных средств, с приложением копий запросов и ответов с конкретными технико-экономическими данными, необходимыми для анализа экономической целесообразности приобретения технологии;
г) сведения о заказчиках, обладателях прав, исполнителях и соисполнителях разработки технологии и/или лицах, использующих технологию;
д) сведения о результатах интеллектуальной деятельности, связанных с технологией и/или выпускаемой на ее основе продукции (товарах, услугах), со ссылкой на соответствующий правоустанавливающий документ;
е) оценку объемов капитальных вложений и выбор основных технико-экономических характеристик с указанием основных технико-экономических характеристик объекта капитального строительства, определенных с учетом планируемых к применению технологий строительства, производственных технологий и эксплуатационных расходов на реализацию инвестиционного проекта в процессе жизненного цикла;
ж) предельную стоимость строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объекта капитального строительства;
з) срок подготовки и реализации технологии;
и) возможность повторного (многократного) применения технологии.
6. Экспертный совет в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов проводит проверку комплектности представленных документов, в том числе проверяет наличие в заявлении сведений, указанных в пункте 5 Порядка.
В случае предоставления документов, указанных в пункте 4 Порядка, не в полном комплекте, указанные документы подлежат возврату заявителю без рассмотрения.
7. Экспертная оценка проводится в течение 30 дней со дня поступления заявления.
8. Срок проведения экспертной оценки, указанный в пункте 7 Порядка, может быть увеличен, но не более чем на 12 календарных дней (для сложных технологий или в случае обнаружения в представленных заявителем документах неточностей и/или технических ошибок), о чем экспертный совет уведомляет заявителя в течение 3 рабочих дней с момента обнаружения соответствующих обстоятельств.
9. Если в процессе проведения экспертной оценки в заявлении или прилагаемых к нему документах выявлены неточности и/или технические ошибки, экспертный совет уведомляет о них заявителя, а заявитель обязан в течение 5 календарных дней со дня получения такого уведомления устранить неточности и/или технические ошибки. В этом случае срок устранения заявителем неточностей и/или технических ошибок в представленных заявителем документах не засчитывается в срок проведения экспертной оценки. В случае неустранения заявителем неточностей и/или технических ошибок в представленных документах экспертный совет составляет экспертное заключение, содержащее выводы о необходимости доработки представленных документов.
10. Экспертная оценка проводится по следующим этапам:
10.1. Определение требований к экспертной оценке соответствия технологии мировому уровню, в том числе включающее:
а) прием, регистрацию и обработку заявления на предмет полноты и достоверности содержащейся в нем информации;
б) выработку критериев и необходимых показателей, характеризующих соответствие технологии мировому уровню.
10.2. Определение ключевых свойств продукции (товаров, услуг) и их значимости (весовых коэффициентов), в том числе включающее:
а) определение источников и методов получения информации о свойствах продукции (товаров, услуг), производимой с помощью оцениваемой технологии, и ее аналогов, из доступных источников;
б) получение информации о свойствах продукции (товаров, услуг), производимой с помощью оцениваемой технологии, и ее аналогов, из доступных источников;
в) анализ полученной информации;
10.3. Определение наилучших и наихудших значений показателей, характеризующих свойства продукции (товаров, услуг) (далее - граничные значения), посредством которых определяется соответствие технологии мировому уровню, в том числе включающее:
а) определение источников и методов получения информации о значениях свойств технологии и/или продукции (товаров, услуг), производимой с помощью оцениваемой технологии и ее аналогов;
б) поиск аналогичных технологий и/или продукции (товаров, услуг), производимой с помощью аналогичных технологий;
в) получение и обобщение информации о значениях свойств продукции (товаров, услуг), производимой с помощью аналогичных технологий;
г) определение граничных и выбор лучших значений показателей, характеризующих соответствие технологии мировому уровню, с использованием информации о свойствах и значениях свойств оцениваемой технологии и ее аналогов;
10.4. Определение соответствия предлагаемой к разработке технологии аналогам мирового уровня, в том числе путем сравнения значений показателей исследуемой технологии (или продукции, производимой на ее основе) с граничными значениями;
10.5. Определение целесообразности разработки технологии в рамках инвестиционного проекта, предлагаемого заявителем, в том числе:
а) оценка обоснования целесообразности, объема и сроков разработки технологии в рамках инвестиционного проекта (анализ документов, представленных заявителем в соответствии с пунктом 4 Порядка);
б) оценка целесообразности капитальных вложений, необходимых для разработки технологии в рамках инвестиционного проекта (анализ документов, представленных заявителем в соответствии с пунктом 4 Порядка);
в) оценка возможности и целесообразности приобретения мировых аналогов технологии производства продукции или ее существенных составляющих;
10.6. Определение целесообразности использования имеющихся объектов учета (ранее полученных результатов научной и научно-технической деятельности) для реализации проекта, включающее поиск и получение информации о зарегистрированных аналогичных объектах, составляющих технологии в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и в едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации;
10.7. Подготовка экспертного заключения, включающего:
а) выводы о новизне технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения в целом и их отдельных существенных составляющих;
б) выводы о целесообразности разработки технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения в целом и их отдельных существенных составляющих;
в) выводы о возможности и целесообразности использования имеющихся объектов учета для реализации инвестиционного проекта (при наличии аналогов таких технологий и/или их существенных составляющих в составе объектов учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и (или) военного, специального и двойного назначения);
г) выводы о необходимости доработки представленных документов (в случае выявления неточностей и/или технических ошибок в заявлении или прилагаемых к нему документах).
11. Экспертное заключение составляется по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении порядка и методики проведения экспертной оценки соответствия технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения мировому уровню развития науки и техники, формы экспертного заключения о проведении публичного технологического аудита инвестиционных проектов, а также положения о классификации технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения, в том числе в целях их параметрического сопоставления с зарубежными аналогами, подлежащих учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".
Приложение N 3
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения классификации технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения, в том числе в целях их параметрического сопоставления с зарубежными аналогами, подлежащих учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее - Классификация).
2. Классификация проводится в соответствии с:
а) государственным рубрикатором научно-технической информации;
б) международной патентной классификацией;
в) общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг и соответствующих международным системам классификациям;
г) библиотечно-библиографической классификацией.
3. Процедура Классификации предполагает определение:
а) кодов Государственных рубрикаторов научно-технической информации (ГРНТИ);
б) индексов Универсальных десятичных классификаций (УДК) для результатов интеллектуальной деятельности, лежащих в основе технологии;
в) кодов международной патентной классификации для технологии и отдельных ее элементов;
г) кодов Общероссийских классификаторов видов экономической деятельности (ОКВЭД), кодов Общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) и кодов Общероссийских классификаторов продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), определяющих отраслевую принадлежность технологии.
4. Для проведения Классификации используются данные, представленные по конкретному заявлению о проведении технологического аудита, содержащему сведения, предусмотренные пунктом 5 Порядка и методики проведения технологического аудита, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 "Об утверждении порядка и методики проведения экспертной оценки соответствия технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения мировому уровню развития науки и техники, формы экспертного заключения о проведении публичного технологического аудита инвестиционных проектов, а также положения о классификации технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения, в том числе в целях их параметрического сопоставления с зарубежными аналогами, подлежащих учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения", с проверкой их организациями, при необходимости привлеченными научно-экспертным советом и осуществляющими функции отраслевых научно-технических комиссий, компетентность которых относится к той же предметной области, что и классифицируемая технология (при необходимости).
5. При проведении Классификации и отнесении технологии к конкретной отраслевой принадлежности необходимо руководствоваться принципами, положенными в основу каждого из указанных в пункте 2 настоящего Положения классификаторов.
6. Определенные коды классификации для технологии используются при определении параметров оцениваемой технологии и ее аналогов, в том числе для сведений об исследованиях и разработках, имеющих отношение к оцениваемой технологии или ее аналогам.