Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 сентября 2014 г.
Регистрационный N 33999
В соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N30, ст. 3032; 2014, N 16, ст. 1831) приказываю:
Утвердить:
форму и порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (приложение N 1);
требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (приложение N 2).
Исполняющая обязанности Министра Н. Третьяк
Приложение N 1
Форма и порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации
1. Настоящий Порядок определяет правила проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства (далее соответственно - комплексный экзамен, иностранные граждане) образовательными организациями на территории Российской Федерации либо за её пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации1 (далее - организация, проводящая комплексный экзамен) и форму его проведения.
2. Комплексный экзамен проводится в целях подтверждения владения иностранными гражданами русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного комплексного экзамена, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - требования к минимальному уровню знаний)2.
3. Комплексный экзамен в целях определения знаний по русскому языку проводится в сочетании устной (в виде собеседования) и письменной (в виде тестирования) формах, по истории России и основам законодательства Российской Федерации - в письменной форме (в виде тестирования), в том числе с использованием компьютерных и дистанционных технологий.
4. В целях разработки методического обеспечения проведения комплексного экзамена и контрольных измерительных материалов для подготовки и проведения комплексного экзамена, в соответствии с требованиями к минимальному уровню знаний, Министерство образования и науки Российской Федерации создает комиссию, состав которой формируется из числа работников организаций, проводящих комплексный экзамен, и утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
5. В случае, если комплексный экзамен проводится за пределами организации, проводящей комплексный экзамен, она вправе организовать проведение комплексного экзамена в части приема документов, информационного обеспечения, консультирования иностранных граждан по вопросам проведения комплексного экзамена, подготовки иностранных граждан к проведению комплексного экзамена, организационно-технического обеспечения процедуры проведения комплексного экзамена, а также вручения сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранным гражданам через иную организацию на основании соответствующего соглашения.
6. Для проведения комплексного экзамена организация, проводящая экзамен, создает комиссии по проведению комплексного экзамена.
Состав комиссии по проведению комплексного экзамена, возглавляемой председателем данной комиссии, формируется из числа педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, имеющих высшее образование по направлению подготовки "Филология" и (или) "Лингвистика", "История", "Юриспруденция".
7. С целью разрешения спорных вопросов, возникающих при оценивании результатов комплексного экзамена, организация, проводящая комплексный экзамен, создает конфликтные комиссии.
Состав конфликтных комиссий формируется из числа педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу и имеющих высшее образование по направлениям подготовки "Филология", "Лингвистика", "История", "Юриспруденция", представители заинтересованных органов государственной власти, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, общественных и иных объединений.
В конфликтные комиссии не могут быть включены члены комиссий по проведению комплексного экзамена.
8. Расписание и продолжительность проведения комплексного экзамена определяется организацией, проводящей комплексный экзамен.
9. Комплексный экзамен проводится в учебных аудиториях, оснащенных средствами осуществления записи на аудионосители и воспроизведения аудиозаписи.
10. Для каждого участника комплексного экзамена выделяется отдельное рабочее место.
11. Для участников комплексного экзамена с ограниченными возможностями здоровья место для проведения комплексного экзамена должно быть оборудовано с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
12. Для сдачи комплексного экзамена иностранные граждане подают в организацию, проводящую комплексный экзамен, заявление в письменной или электронной форме.
13. Организации, проводящие комплексный экзамен, не позднее, чем за неделю до проведения комплексного экзамена размещают информацию о датах проведения комплексного экзамена и демонстрационные варианты тестов на своих информационных стендах и официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на сайтах иных организаций, в случае проведения комплексного экзамена за пределами организации, проводящей комплексный экзамен.
До проведения комплексного экзамена организация, проводящая комплексный экзамен, предоставляет иностранному гражданину возможность:
ознакомиться с порядком и формой проведения комплексного экзамена;
получить консультации по вопросам проведения комплексного экзамена;
самостоятельно пройти комплексный экзамен по демонстрационным вариантам тестов и ознакомиться с его результатами.
14. В день проведения комплексного экзамена, до начала его проведения, член комиссии по проведению комплексного экзамена проводит инструктаж иностранных граждан, а также информирует их о порядке и форме проведения комплексного экзамена, продолжительности комплексного экзамена, о времени и месте ознакомления с результатами сдачи комплексного экзамена.
15. Иностранному гражданину, успешно сдавшему комплексный экзамен, выдается сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, форма которого утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации3.
16. Все материалы комплексного экзамена, включая письменные работы, записи устных ответов участников комплексного экзамена, ведомости и протоколы проведения комплексного экзамена, хранятся в организации, проводящей комплексный экзамен.
1Пункт 4 статьи 15.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2014, N 16, ст. 1831).
2Пункт 4 статьи 15.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2014, N 16, ст. 1831).
3Пункт 4 статьи 15.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2014, N 16, ст. 1831).
Приложение N 2
Требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации
1. Настоящие требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (далее - требования к минимальному уровню знаний) определяют минимальный набор знаний иностранных граждан и лиц без гражданства (далее вместе - иностранные граждане) по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации.
2. По русскому языку иностранный гражданин должен:
уметь читать небольшие по объему тексты рекламного и информационного характера (например, объявления, вывески, надписи, указатели, фрагменты интервью, короткие тексты страноведческого характера), определять тему текста, понимать содержащуюся в нем основную и дополнительную информацию для социально-бытовой, социально-культурной и официально-деловой сфер общения;
уметь заполнять анкеты, бланки, извещения (на получение посылки, почтового перевода), написать заявление (например, о приеме на работу, о приеме ребенка в школу), владеть тематикой и жанрами текстов для официально-деловой, профессиональной и социально-бытовой сфер общения;
понимать на слух основное содержание монолога и диалога в речевых ситуациях, характерных для социально-бытовой, официально-деловой, профессиональной и социально-культурной сфер общения;
уметь создавать в соответствии с коммуникативной установкой связные, логичные устные монологические сообщения на предложенную тему, а также участвовать в диалогическом общении в ограниченном наборе ситуаций официально-деловой, профессиональной и социально-бытовой сфер общения.
3. По истории России иностранный гражданин должен:
знать основные факты и события российской истории в соответствии с исторической хронологией и связанные с ними основные памятники истории и культуры;
знать национально-культурные и религиозные традиции российского общества;
знать имена известных политических и государственных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры России, их вклад в историю развития российского общества и мировой культуры.
4. По основам законодательства Российской Федерации иностранный гражданин должен:
знать основы конституционного строя Российской Федерации;
знать основные права, свободы и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации;
знать правила въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию, пребывания и проживания на территории Российской Федерации, выезда из Российской Федерации;
знать основы гражданского, семейного и трудового права Российской Федерации;
знать порядок взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации;
знать основания юридической ответственности иностранных граждан в Российской Федерации;
знать основы взаимодействия иностранных граждан с дипломатическими представительствами и (или) консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации.