Принят Государственной Думой 21 декабря 2022 года
Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2022 года
Статья 1
Часть шестую статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 2003, N 52, ст. 5073; 2009, N 48, ст. 5731; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; 2014, N 40, ст. 5317; 2016, N 1, ст. 23; N 26, ст. 3860; 2017, N 31, ст. 4761; 2019, N 30, ст. 4151; 2022, N 29, ст. 5297) дополнить словами ", и на куплю-продажу обработанных природных алмазов".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1463; 2002, N 2, ст. 131; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3101; 2010, N 50, ст. 6594; 2011, N 30, ст. 4596; 2015, N 18, ст. 2614; 2016, N 27, ст. 4221; 2017, N 30, ст. 4456; N 31, ст. 4761; 2019, N 18, ст. 2204; N 23, ст. 2907; N 30, ст. 4151; N 31, ст. 4441; N 49, ст. 6973; 2020, N 17, ст. 2716; N 26, ст. 4002; 2021, N 24, ст. 4188; 2022, N 27, ст. 4606) следующие изменения:
1) абзац девятый преамбулы после слова "предпринимателями" дополнить словами "и художниками-ювелирами";
2) в статье 1:
а) в абзаце седьмом слово "утвержденных" исключить;
б) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"специальный учет - ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров в этот реестр;";
в) в абзаце восемнадцатом слова "использование в качестве залога" заменить словами "передача и прием в залог";
г) в абзаце двадцать третьем слова "или индивидуальным предпринимателем" заменить словами ", индивидуальным предпринимателем или художником-ювелиром";
д) абзац двадцать девятый изложить в следующей редакции:
"лом и отходы драгоценных металлов - полуфабрикаты, промышленные продукты, ювелирные и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства в результате использования и (или) вследствие неисправимого брака, возникшего в процессе их производства, а также содержащие драгоценные металлы материалы и изделия, используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе их производства, лом и отходы производства, содержащие драгоценные металлы;";
е) абзац тридцатый изложить в следующей редакции:
"обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов с использованием механических, и (или) химических, и (или) металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов, в том числе отделение комплектующих деталей, содержащих драгоценные металлы, от продукции (изделий) или частей продукции (изделий), сортировка и отбор лома и отходов драгоценных металлов, для получения промежуточного продукта металлургического производства, предназначенного для последующего аффинажа, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;";
ж) абзац тридцать первый дополнить словами "и взаимодействия с государственными информационными системами налоговых органов, таможенных органов и иных федеральных органов исполнительной власти, определяемых Правительством Российской Федерации, органов внутренних дел, следственных органов, информационной системой Центрального банка Российской Федерации";
з) дополнить абзацами следующего содержания:
"скупка у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий - приобретение по договору купли-продажи у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принадлежащих им на праве собственности ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, инвестиционных драгоценных металлов, вставок ограненных драгоценных камней, сертифицированных ограненных драгоценных камней, в том числе полученных в результате размонтировки ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (отделения вставок ограненных драгоценных камней и недрагоценных материалов от драгоценных металлов);
заготовка лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, - приобретение по договору купли-продажи у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принадлежащих им на праве собственности и образующихся в процессе потребления лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, за исключением ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, а также драгоценных камней и аффинированных драгоценных металлов;
обработка драгоценных камней - механическое, физическое, химическое или иное воздействие на драгоценные камни в целях изменения их физических свойств (формы, цвета, качества). Обработка драгоценных камней включает в себя производство полуфабрикатов и изделий из драгоценных камней в различных целях, а также облагораживание драгоценных камней;
облагораживание драгоценных камней - обработка драгоценных камней в целях изменения их внешнего вида и качественно-цветовых характеристик путем нанесения покрытий, заполнения трещин, нагревания, облучения и использования других видов физического или химического воздействия;
отходы драгоценных камней - остатки драгоценных камней в виде обломков, осколков драгоценных камней размерностью до 2 миллиметров (за исключением природных алмазов в любом виде), которые образовались при добыче, обработке драгоценных камней, изготовлении и использовании ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, изделий технического назначения;
частично обработанные природные алмазы - природные алмазы, прошедшие одну или несколько стадий обработки, дробленые, расколотые, рекуперированные, а также остатки в виде обломков, осколков природных алмазов, которые образовались при обработке природных алмазов, изготовлении и использовании ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, изделий технического назначения, характеристики которых определяются в соответствии с классификатором частично обработанных природных алмазов, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
пересортировка и аттестация драгоценных камней - технологический процесс разделения драгоценных камней по классификационным признакам и присвоения им классификационных характеристик на основании коллекций типовых образцов и классификаторов необработанных драгоценных камней, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для сортировки и первичной классификации драгоценных камней, классификатора частично обработанных природных алмазов, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, или документов по стандартизации, устанавливающих классификационные признаки драгоценных камней;
инвестиционные драгоценные металлы - аффинированные золото, серебро, платина и палладий в слитках, которые приобретаются физическими лицами для личного пользования и не предназначены для использования в производственных целях, а также соответствуют положениям национальных стандартов Российской Федерации, применяемых в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", и требованиям к инвестиционным драгоценным металлам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
художник-ювелир - физическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе самостоятельную творческую деятельность, изготавливающее ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и получившее статус художника-ювелира в порядке, установленном пунктом 6 статьи 10 настоящего Федерального закона.";
3) в статье 2:
а) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами добычи и производства драгоценных металлов и субъектами добычи драгоценных камней в приоритетном порядке предлагаются до поступления в обращение путем направления предложения о покупке этих драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - предложение о покупке) на текущий или очередной финансовый год:
государственному учреждению, подведомственному уполномоченному федеральному органу исполнительной власти и осуществляющему функции в сфере использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее - подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение), для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, если указанные фонды на территориях субъектов Российской Федерации были созданы на дату добычи этих драгоценных металлов и драгоценных камней.
Предложение о покупке на очередной финансовый год направляется субъектами добычи и производства драгоценных металлов и субъектами добычи драгоценных камней до 31 декабря текущего года.
Предложение о покупке на текущий или очередной финансовый год исходя из планируемых на год объемов добычи и производства драгоценных металлов и добычи драгоценных камней направляется субъектами добычи и производства драгоценных металлов и субъектами добычи драгоценных камней единовременно, за исключением случая, если объем произведенных в текущем году драгоценных металлов и добытых из недр драгоценных камней в рассортированном виде превысит заявленный объем добычи и производства драгоценных металлов и добычи драгоценных камней. В этом случае направляется дополнительное предложение о покупке не позднее десяти рабочих дней после такого увеличения.
Подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение, а также указанные в абзаце третьем настоящего пункта органы пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условии направления в письменной форме в срок не более десяти рабочих дней со дня получения предложения о покупке уведомления о намерении покупки драгоценных металлов и драгоценных камней и заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами добычи и производства драгоценных металлов и субъектами добычи драгоценных камней на взаимовыгодных условиях в срок не более двадцати рабочих дней со дня получения предложения о покупке.
При отказе от преимущественного права покупки драгоценных металлов и драгоценных камней подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение или указанные в абзаце третьем настоящего пункта органы обязаны направить уведомление об отказе от преимущественного права покупки драгоценных металлов и драгоценных камней в течение десяти рабочих дней со дня получения предложения о покупке.
Невыполнение одной стороной или обеими сторонами условий заключенного договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней влечет за собой последствия, установленные статьей 21 настоящего Федерального закона и Гражданским кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения потребностей Российской Федерации в исключительных случаях по решениям Президента Российской Федерации субъекты добычи и производства драгоценных металлов и субъекты добычи драгоценных камней осуществляют обязательные поставки аффинированных драгоценных металлов в стандартном виде, а также добытых из недр драгоценных камней в рассортированном виде для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации независимо от наличия уведомлений об отказе подведомственного уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственного учреждения от преимущественного права покупки драгоценных металлов и драгоценных камней. Подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение обязано заключить соответствующие договоры купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами добычи и производства драгоценных металлов и субъектами добычи драгоценных камней в объемах, сроки и на условиях, которые установлены решениями Президента Российской Федерации.
Договор купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней между субъектом добычи и производства драгоценных металлов или субъектом добычи драгоценных камней и подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственным учреждением в отношении осуществления обязательных поставок драгоценных металлов или драгоценных камней заключается в течение одного месяца со дня принятия решения Президентом Российской Федерации, если указанным решением не установлен иной срок.
Оплата обязательных поставок драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с договорами купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами добычи и производства драгоценных металлов и субъектами добычи драгоценных камней и с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.";
б) в абзаце первом пункта 6 слова "драгоценные камни, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона," заменить словами "отходы драгоценных камней";
в) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов или субъекты добычи драгоценных камней, являющиеся собственниками драгоценных металлов или драгоценных камней, осуществляют их реализацию самостоятельно или могут передавать такие драгоценные металлы или драгоценные камни по договору, заключенному в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, для реализации на внутреннем и внешнем рынках иным участникам рынка драгоценных металлов или драгоценных камней, подведомственному уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственному учреждению или указанным в абзаце третьем пункта 5 настоящей статьи органам.";
4) в статье 6:
а) в пункте 3:
в абзаце пятом слова "или граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями," заменить словами ", художников-ювелиров или других физических лиц";
абзацы седьмой и восьмой изложить в следующей редакции:
"лома и отходов драгоценных металлов, образующихся в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору), и подведомственного уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственного учреждения;
кладов, содержащих драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лом таких изделий;";
абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"государственных наград Российской Федерации и государственных наград СССР, предназначенных для выдачи в установленном порядке награжденным лицам (законным представителям награжденных лиц) или подлежащих сдаче на государственное хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных наградах;";
б) дополнить пунктами 32 и 33 следующего содержания:
"32. Выплата вознаграждения в размере, предусмотренном статьей 233 Гражданского кодекса Российской Федерации, за клад, содержащий драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение, зачисленный в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном им порядке.
Стоимость клада, указанного в абзаце первом настоящего пункта, определяется подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственным учреждением на основании порядка определения цен, установленного в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
33. Передача указанных в абзаце седьмом пункта 3 настоящей статьи лома и отходов драгоценных металлов для зачисления в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации осуществляется без установленного пунктом 31 настоящей статьи ограничения содержания драгоценных металлов в составе лома и отходов и в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";
в) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"Классификационные характеристики драгоценных камней, являющихся ценностями Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, а также драгоценных камней, поступающих для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, определяются подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственным учреждением в процессе осуществления операций с такими ценностями, в том числе в процессе их хранения, а также проведения их предварительной экспертизы, пересортировки и аттестации.";
5) в статье 9:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации могут пополняться за счет:
драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретенных у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по договорам поставок, заключаемым указанными субъектами с организациями, осуществляющими аффинаж драгоценных металлов;
уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, приобретенных у субъектов добычи драгоценных металлов и субъектов добычи драгоценных камней за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, переданных субъектам Российской Федерации по праву наследования и дарения.
Средства, направленные на приобретение ценностей в государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, подлежат включению в состав источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Средства, полученные субъектами Российской Федерации из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, не могут являться источником формирования государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.";
б) пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:
"Поступления от реализации ценностей государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации подлежат включению в состав источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Правила реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации на внешнем рынке устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
в) абзац второй пункта 4 признать утратившим силу;
6) в статье 10:
а) в пункте 2:
абзац третий изложить в следующей редакции:
"лицензирования деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы;";
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"нормативно-правовой регламентации действий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями на внутреннем и внешнем рынках; специального учета указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров;";
б) дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:
"5. Порядок приема, учета, хранения и выдачи драгоценных металлов в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях и ведения отчетности об использовании драгоценных металлов и порядок приема, учета, хранения и выдачи драгоценных камней в кредитных организациях и ведения отчетности об использовании драгоценных камней устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Перечень и виды драгоценных металлов, в отношении которых устанавливаются учетные цены, и порядок установления учетных цен на драгоценные металлы определяются Центральным банком Российской Федерации.
6. Признание физического лица художником-ювелиром осуществляется комиссией подведомственного уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственного учреждения по заявлению физического лица в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Физическое лицо, претендующее на получение статуса художника-ювелира, должно соответствовать следующим требованиям:
продолжать традиции и развивать новые направления ювелирного мастерства;
иметь опыт участия в конкурсах, выставках, смотрах, других культурных мероприятиях в ювелирной отрасли;
иметь не менее трех ювелирных изделий, которые прошли опробование и клеймение государственным пробирным клеймом, изготовлены физическим лицом с использованием техники исполнения, включающей ручной труд на этапах изготовления и художественной обработки изделия, обладают оригинальной авторской идеей и высоким профессиональным, художественным и техническим уровнем исполнения и в которых реализован художественный замысел.
Решение комиссии может быть обжаловано физическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.";
7) в статье 11:
а) в подпункте 4:
абзац седьмой признать утратившим силу;
в абзаце восьмом слова ", порядок утверждения государственных пробирных клейм" исключить;
в абзаце двенадцатом слова "и индивидуальных предпринимателей" заменить словами ", индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров";
дополнить абзацами следующего содержания:
"правила осуществления скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовки лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы;
по согласованию с Центральным банком Российской Федерации требования к инвестиционным драгоценным металлам и порядок их оборота;
порядок признания физических лиц художниками-ювелирами;";
б) дополнить подпунктом 41 следующего содержания:
"41) обеспечивает реализацию международной схемы сертификации необработанных природных алмазов;";
8) пункт 2 статьи 121 изложить в следующей редакции:
"2. Опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов, имеющих историческое, художественное, научное или культурное значение, осуществляются на добровольной основе.
Опробование и клеймение государственным пробирным клеймом слитков аффинированных драгоценных металлов отечественного и иностранного производства, самородков драгоценных металлов, сусального золота, сусального серебра, мелких насечек (инкрустации) золотом и серебром на изделиях, приборов, лабораторной посуды и иных изделий, изготавливаемых из драгоценных металлов и предназначенных для научных, производственных и медицинских целей, не осуществляются.
Клеймение государственным пробирным клеймом музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, не осуществляется.";
9) в статье 122:
а) в подпункте 3 пункта 4 слова "и индивидуальные предприниматели" заменить словами ", индивидуальные предприниматели и художники-ювелиры";
б) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Обмен информацией между ГИИС ДМДК и государственными информационными системами налоговых органов, таможенных органов и иных федеральных органов исполнительной власти, органов внутренних дел, следственных органов, информационной системой Центрального банка Российской Федерации осуществляется в автоматизированном режиме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Перечень информации, представляемой в ГИИС ДМДК субъектами, указанными в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи, перечень информации, получаемой ими из ГИИС ДМДК (в том числе информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации), порядок и сроки подключения таких субъектов к ГИИС ДМДК определяются соглашением между такими субъектами, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и организацией, осуществляющей функции оператора ГИИС ДМДК (в случае привлечения такой организации).
Доступ к информации, представленной в ГИИС ДМДК Центральным банком Российской Федерации, либо к информации, представленной в ГИИС ДМДК в связи с операциями, совершенными с участием Центрального банка Российской Федерации, может быть предоставлен исключительно субъектам, указанным в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашениями, одной из сторон которых является Центральный банк Российской Федерации.";
10) в статье 13:
а) в подпункте 5 пункта 1 слова "и индивидуальных предпринимателей" заменить словами ", индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров";
б) абзац первый пункта 2 после слова "задач" дополнить словами "непосредственно или через подведомственные организации";
в) дополнить пунктом 21 следующего содержания:
"21. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору), в целях выполнения поставленных перед ним задач и осуществления функций заключает соглашения об информационном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти Российской Федерации в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация, полученная в рамках информационного взаимодействия, используется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору), исключительно в целях выполнения поставленных перед ним задач и осуществления функций и не подлежит передаче иным лицам и использованию в иных целях.";
г) в пункте 3 слова "контролю за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий" заменить словами "контролю (надзору) за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, в том числе в рамках скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий и заготовки лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы";
11) дополнить статьей 131 следующего содержания:
"Статья 131. Специальный учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями
1. Сведения о юридических лицах (за исключением организаций, определяемых Правительством Российской Федерации), индивидуальных предпринимателях и художниках-ювелирах, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, подлежат включению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору), в реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее в настоящей статье - реестр).
Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих отдельные виды деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, указанные в статье 151 настоящего Федерального закона, включаются в реестр в автоматическом режиме (без участия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в день получения лицензии на соответствующие виды деятельности на основе сведений и документов, представленных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для получения лицензии.
2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и художники-ювелиры, сведения о которых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи должны быть включены в реестр, однако отсутствуют в нем, не вправе осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
3. Форма и порядок ведения реестра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору).";
12) статью 151 изложить в следующей редакции:
"Статья 151. Лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями
Деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.";
13) в статье 20:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами, их ломом и отходами и добытыми драгоценными камнями и их отходами";
б) пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Лом и отходы драгоценных металлов, а также отходы драгоценных камней подлежат сбору и обязательному учету индивидуальными предпринимателями, художниками-ювелирами и организациями (в том числе воинскими частями и воинскими формированиями), у которых образуются лом и отходы драгоценных металлов, отходы драгоценных камней.
Собранные индивидуальными предпринимателями, художниками-ювелирами и организациями (за исключением воинских частей и воинских формирований) в процессе собственного производства лом и отходы драгоценных металлов, а также ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов собственного производства, нереализованные и возвращенные производителю, могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно такими индивидуальными предпринимателями, художниками-ювелирами и организациями без направления на аффинаж драгоценных металлов.
Приобретенные лом и отходы драгоценных металлов, а также собранные лом и отходы драгоценных металлов, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, индивидуальные предприниматели, художники-ювелиры и организации (в том числе воинские части и воинские формирования) направляют в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализуют аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.";
в) в пункте 4:
в абзаце первом слова "драгоценных камней для приобретения в приоритетном порядке уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти самородки и драгоценные камни" заменить словами "субъектами добычи драгоценных камней для приобретения в приоритетном порядке подведомственному уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственному учреждению, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти самородки драгоценных металлов и драгоценные камни";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Предложения о приобретении в приоритетном порядке самородков драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в абзаце первом настоящего пункта, до поступления их в обращение направляются субъектами добычи драгоценных металлов и субъектами добычи драгоценных камней в письменной форме подведомственному уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственному учреждению отдельно от предложений о покупке, направленных в соответствии с пунктом 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В случае направления подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственным учреждением уведомления об отказе от приобретения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней указанные предложения о приобретении направляются уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок не более десяти рабочих дней со дня получения предложения о приобретении в приоритетном порядке самородков драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в абзаце первом настоящего пункта, направляет субъектам добычи драгоценных металлов и субъектам добычи драгоценных камней уведомление о намерении покупки таких самородков драгоценных металлов и драгоценных камней или об отказе от их приобретения.
Предложения о приобретении в приоритетном порядке драгоценных камней, указанных в абзаце первом настоящего пункта, направляются субъектами добычи драгоценных камней в отношении добытых из недр необработанных драгоценных камней.";
14) в статье 21:
а) в пункте 1:
в абзаце первом слова "на день продажи" исключить;
дополнить абзацами следующего содержания:
"Прейскуранты цен на драгоценные камни, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, применяются для определения цен на драгоценные камни, приобретаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и отпускаемые из него. Цены на драгоценные камни, определенные в соответствии с утвержденными прейскурантами цен на драгоценные камни, используются при учете драгоценных камней Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
В целях определения цен на природные алмазы специальных размеров массой 10,80 карата и более, цены на которые не предусмотрены прейскурантом цен на алмазы, приобретаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и отпускаемые из него, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственным учреждением определяется лимитная оценка указанных природных алмазов в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лимитная оценка используется при учете алмазов специальных размеров массой 10,80 карата и более, являющихся ценностями Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Цены на драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и отпускаемые из него, определяются подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственным учреждением в соответствии с положениями абзацев первого - четвертого настоящего пункта.";
б) в пункте 2 после слова "Объем" дополнить словами "и порядок", слово "устанавливается" заменить словом "устанавливаются";
15) в статье 22:
а) пункт 3 признать утратившим силу;
б) в пункте 4:
абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:
"4. Характеристики драгоценных камней, за исключением отходов драгоценных камней, определяются в процессе сортировки драгоценных камней, их первичной классификации и первичной оценки, в процессе пересортировки и аттестации драгоценных камней, их идентификации (в случае ввоза драгоценных камней в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и их вывоза из Российской Федерации в эти государства), а также при завершении производства продукции из драгоценных камней. Порядок идентификации драгоценных камней устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Субъекты добычи драгоценных камней, не имеющие возможности осуществлять самостоятельно сортировку, первичную классификацию и первичную оценку добытых необработанных драгоценных камней, передают их по договору для сортировки, проведения первичной классификации и первичной оценки подведомственному уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственному учреждению или субъектам добычи драгоценных камней, имеющим возможность осуществлять самостоятельно сортировку, первичную классификацию и первичную оценку добытых необработанных драгоценных камней, пересортировку и аттестацию необработанных драгоценных камней.";
абзац третий признать утратившим силу;
в абзаце четвертом слова "и индивидуальные предприниматели" заменить словами ", индивидуальные предприниматели и художники-ювелиры";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Участники рынка драгоценных камней определяют характеристики обработанных драгоценных камней, частично обработанных природных алмазов размерностью, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в процессе пересортировки и аттестации или при завершении производства продукции из драгоценных камней самостоятельно либо могут передавать их по договору для пересортировки и аттестации подведомственному уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственному учреждению или субъекту добычи драгоценных камней, имеющему возможность осуществлять самостоятельно сортировку, первичную классификацию и первичную оценку добытых необработанных драгоценных камней, пересортировку и аттестацию необработанных драгоценных камней.
В случаях изменения классификаторов необработанных природных алмазов или документов по стандартизации, устанавливающих классификационные признаки необработанных драгоценных камней, отсутствия классификационных характеристик или документов, подтверждающих результаты сортировки, первичной классификации и первичной оценки добытых необработанных драгоценных камней, а также в целях оценки соответствия необработанных драгоценных камней классификационным характеристикам, указанным в документах, подтверждающих результаты сортировки, первичной классификации и первичной оценки добытых необработанных драгоценных камней, участники рынка драгоценных камней могут передавать необработанные драгоценные камни, прошедшие сортировку, первичную классификацию и первичную оценку, для пересортировки и аттестации подведомственному уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственному учреждению или субъекту добычи драгоценных камней, имеющему возможность осуществлять самостоятельно сортировку, первичную классификацию и первичную оценку добытых необработанных драгоценных камней, пересортировку и аттестацию необработанных драгоценных камней.";
в) дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:
"5. Первичная оценка драгоценных камней осуществляется по результатам сортировки и первичной классификации драгоценных камней в соответствии с прейскурантами цен на драгоценные камни, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Первичная оценка (лимитная оценка) необработанных природных алмазов специальных размеров массой 10,80 карата и более, цены на которые не предусмотрены прейскурантами цен на алмазы, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и используется для учета таких алмазов.
Совершение сделок с драгоценными камнями, классификационные характеристики которых не определены, не допускается, за исключением сделок с отходами драгоценных камней и сделок, указанных в абзацах втором и пятом пункта 4 настоящей статьи.
6. Запрещается совершение сделок между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями или художниками-ювелирами, с драгоценными металлами и драгоценными камнями, за исключением находящихся в собственности указанных физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненных драгоценных камней и инвестиционных драгоценных металлов, имеющих сертификаты или паспорта.";
16) статью 23 дополнить пунктами 21 - 24 следующего содержания:
"21. Реализация на внешнем рынке и экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней, отпущенных из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, осуществляются подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственным учреждением.
22. Правила реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации на внешнем рынке устанавливаются Правительством Российской Федерации.
23. Подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение в целях выполнения отдельных функций по реализации на внешнем рынке и экспорту драгоценных металлов и драгоценных камней, отпущенных из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, вправе привлекать юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
24. Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, реализованных на внешнем рынке организациям - нерезидентам Российской Федерации, осуществляется после предварительной оплаты таких драгоценных металлов и драгоценных камней.";
17) в статье 261:
а) в пункте 1 слова "государственным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти" заменить словами "подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственным учреждением";
б) подпункт 1 пункта 2 после слов "индивидуальными предпринимателями" дополнить словами "и художниками-ювелирами";
18) в пункте 1 статьи 262 слова "государственным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти," заменить словами "подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственным учреждением";
19) в пункте 3 статьи 29:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"Перевозка сырья, сплавов, полуфабрикатов, промышленных продуктов, химических соединений, лома и отходов драгоценных металлов, содержащих менее пяти процентов серебра и (или) менее одного процента золота или платины и металлов платиновой группы, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (за исключением находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований), а также перевозка из кредитных организаций монет из драгоценных металлов, прошедших эмиссию, покупателям - физическим лицам может осуществляться без использования транспортных средств, оборудованных соответствующими техническими устройствами, и без сопровождения вооруженной охраны при условии принятия собственником мер по обеспечению сохранности таких товаров и исключению доступа к ним посторонних лиц.";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Предельный размер общей стоимости монет из драгоценных металлов, прошедших эмиссию, которые можно перевозить из кредитных организаций покупателям - физическим лицам без использования транспортных средств, оборудованных соответствующими техническими устройствами, и без сопровождения вооруженной охраны, определяется Центральным банком Российской Федерации.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3446, 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3600; 2010, N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2012, N 30, ст. 4172; 2013, N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315, 2335; N 23, ст. 2934; N 30, ст. 4214, 4219; 2015, N 1, ст. 14, 37, 58; N 18, ст. 2614; N 24, ст. 3367; N 27, ст. 3945, 3950, 4001; 2016, N 1, ст. 11, 27, 43, 44; N 26, ст. 3860; N 27, ст. 4196, 4221; N 28, ст. 4558; 2017, N 31, ст. 4816, 4830; 2018, N 1, ст. 54, 66; N 17, ст. 2418; N 18, ст. 2560, 2576, 2582; N 53, ст. 8491; 2019, N 12, ст. 1222, 1223; N 27, ст. 3534, 3538; N 30, ст. 4152; N 31, ст. 4418, 4430; N 49, ст. 6953; N 51, ст. 7490; N 52, ст. 7798; 2020, N 9, ст. 1138; N 15, ст. 2239; N 29, ст. 4518; N 30, ст. 4738; N 31, ст. 5018; 2021, N 1, ст. 18, 75; N 9, ст. 1469; N 24, ст. 4183; N 27, ст. 5058, 5061, 5094, 5171, 5183; N 47, ст. 7739; N 52, ст. 8982; 2022, N 1, ст. 52; N 16, ст. 2613; N 27, ст. 4620; N 29, ст. 5246, 5298) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Для целей настоящего Федерального закона к купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий также относятся осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" скупка у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий и заготовка лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы.";
2) в статье 5:
а) в абзаце восьмом части первой слова "скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий" заменить словами "куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий";
б) в части второй слова "скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий" заменить словами "куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий";
3) в статье 6:
а) в подпункте 4 пункта 1:
в абзаце втором слова "ювелирных изделий из них и" заменить словами "ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней,";
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий;";
б) подпункт 8 пункта 4 изложить в следующей редакции:
"8) организации, осуществляющие куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, - в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах шестом и десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 19, 2 настоящей статьи, пункте 6 статьи 74 и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;";
4) в статье 7:
а) пункт 14-2 изложить в следующей редакции:
"14-2. При покупке физическим лицом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней на сумму, не превышающую 60 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 60 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 400 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 400 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).";
б) в пункте 15-10 слова "скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий" заменить словами "куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий".
Статья 4
Пункт 57 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4342; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 51; 2018, N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5116; N 45, ст. 6841; N 53, ст. 8424; 2019, N 16, ст. 1817; N 25, ст. 3168; N 31, ст. 4441, 4457; N 52, ст. 7796; 2020, N 8, ст. 915; N 31, ст. 5029; 2021, N 18, ст. 3072; N 22, ст. 3691; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5177; N 50, ст. 8410; 2022, N 1, ст. 59; N 29, ст. 5235) изложить в следующей редакции:
"57) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы;".
Статья 5
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Абзацы второй и третий подпункта "б" пункта 6 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2023 года.
3. Пункт 1, подпункты "б", "г", "д", абзацы второй, третий, девятый и десятый подпункта "з" пункта 2, подпункт "а" пункта 3, абзац второй подпункта "а" пункта 4, пункт 5, подпункт "а" и абзацы четвертый - девятый подпункта "б" пункта 6, абзацы четвертый - восьмой подпункта "а" пункта 7, подпункт "а" пункта 9, подпункты "а" и "г" пункта 10, пункты 11, 12 и 13, подпункт "а" пункта 14, пункты 15 и 16 и подпункт "б" пункта 17 статьи 2, пункты 1 - 3 и подпункт "б" пункта 4 статьи 3 и статья 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2024 года.
4. Положения пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении перевозки монет из драгоценных металлов, прошедших эмиссию, применяются с 1 сентября 2023 года.
Президент Российской Федерации В. Путин