Принят Государственной Думой 20 июля 2023 года
Одобрен Советом Федерации 28 июля 2023 года
Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для осуществления завоза грузов на территории с ограниченными сроками завоза грузов, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них, тарифов на отдельные услуги.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением завоза грузов на территории с ограниченными сроками завоза грузов, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также отношения, связанные с установлением цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них, тарифов на отдельные услуги.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) территории с ограниченными сроками завоза грузов - территории, расположенные в границах муниципальных образований, в которых в связи с географическими, природно-климатическими, инфраструктурными особенностями отсутствует техническая возможность осуществления круглогодичного бесперебойного транспортного сообщения по автомобильным дорогам хотя бы с одним муниципальным образованием, не относящимся к данным территориям;
2) территории северного завоза - территории с ограниченными сроками завоза грузов, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям;
3) северный завоз - комплекс организационных, транспортно-логистических мероприятий по регулярному, бесперебойному снабжению грузами северного завоза населения территорий северного завоза, а также финансовых механизмов обеспечения такого снабжения;
4) участники северного завоза - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, в том числе единый морской оператор северного завоза, индивидуальные предприниматели, выполняющие функции и (или) осуществляющие деятельность в сфере осуществления северного завоза;
5) грузы северного завоза - грузы, поставляемые участниками северного завоза на территории северного завоза и относящиеся к одной из следующих категорий:
а) грузы первой категории - грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (социально значимые продовольственные товары, непродовольственные товары народного потребления первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания, топливно- энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы);
б) грузы второй категории - грузы для государственных и муниципальных нужд (за исключением грузов первой категории);
6) федеральный координатор северного завоза - определяемый Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления северного завоза;
7) единый морской оператор северного завоза - уполномоченное Правительством Российской Федерации юридическое лицо, осуществляющее регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами;
8) план северного завоза - правовой акт федерального координатора северного завоза, определяющий ежегодную потребность в грузах северного завоза на трехлетний период, номенклатуру и объем грузов северного завоза;
9) стратегический запас грузов - количество грузов первой категории, необходимое для снижения и (или) предотвращения риска возникновения их дефицита;
10) объекты транспортно-логистической инфраструктуры- технические устройства, здания, сооружения, автомобильные дороги, железнодорожные пути, инфраструктура внутреннего водного, морского и воздушного транспорта, транспортные средства и контейнеры для всех видов транспорта, предназначенные для обеспечения функционального единства транспортной системы в процессе перемещения грузов, их приема, накопления, обработки, отправления и выдачи;
11) опорная сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза - совокупность объектов транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе необщего пользования, необходимых для обеспечения регулярного, бесперебойного снабжения населения территорий северного завоза грузами северного завоза (за исключением транспортных средств и контейнеров);
12) содержание объектов транспортно-логистической инфраструктуры - комплекс работ по поддержанию объектов транспортно-логистической инфраструктуры в надлежащем техническом состоянии;
13) федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза - единая централизованная информационная система, функционирующая на основе информационных технологий, включая программные средства, и технических средств, обеспечивающих формирование, сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение, использование и анализ информации о северном завозе.
Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере осуществления северного завоза
Статья 3. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза
К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза относятся:
1) выработка и проведение единой государственной политики в сфере осуществления северного завоза;
2) определение перечня грузов первой категории;
3) определение перечня территорий северного завоза и порядка внесения изменений в перечень территорий северного завоза;
4) определение перечня объектов транспортно-логистической инфраструктуры, составляющих опорную сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза;
5) определение федерального координатора северного завоза;
6) определение единого морского оператора северного завоза;
7) утверждение положения о едином морском операторе северного завоза, предусматривающего в том числе функции единого морского оператора северного завоза, порядка взаимодействия единого морского оператора северного завоза с другими участниками северного завоза, порядка разработки, согласования и изменения маршрута и графика движения судов в рамках осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза, а также особенностей осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами;
8) определение основ ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза, правил регулирования тарифов на услуги единого морского оператора северного завоза;
9) определение порядка выдачи грузов первой категории из стратегического запаса грузов и правил хранения стратегического запаса грузов;
10) определение порядка специальной маркировки грузов первой категории и грузов второй категории для их идентификации в целях перевозки и обслуживания в приоритетном порядке;
11) утверждение положения о федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза;
12) определение порядка создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза, состава информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, порядка информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза с другими информационными системами;
13) оказание государственной поддержки участникам северного завоза, осуществляющим поставку грузов первой категории;
14) определение порядка установления снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельных значений розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, тарифов на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории.
Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере осуществления северного завоза
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере осуществления северного завоза относятся:
1) обеспечение выпуска материальных ценностей из государственного резерва для целей осуществления северного завоза;
2) осуществление официального статистического учета в сфере осуществления северного завоза;
3) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза относятся:
1) участие в проведении единой государственной политики в сфере осуществления северного завоза на территориях субъектов Российской Федерации;
2) планирование, организация и координация северного завоза в рамках единой государственной политики в сфере осуществления северного завоза, реализуемой федеральным координатором северного завоза;
3) определение порядка создания стратегического запаса грузов в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения о создании стратегического запаса грузов;
4) обеспечение своевременного размещения информации о мероприятиях в сфере осуществления северного завоза, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, полноты и достоверности такой информации;
5) подготовка предложений о включении территорий с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в перечень территорий северного завоза или об исключении указанных территорий с ограниченными сроками завоза грузов из такого перечня;
6) подготовка предложений о включении объектов транспортно-логистической инфраструктуры, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры, составляющих опорную сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза;
7) установление методик расчета снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельных значений розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, тарифов на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории в случае принятия высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения об установлении таких надбавок, цен, тарифов;
8) осуществление регионального государственного контроля за применением установленных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, установленных предельных значений розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, установленных тарифов на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории (далее - региональный государственный контроль) в случае принятия высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения об установлении таких надбавок, цен, тарифов;
9) утверждение положения о региональном государственном контроле.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере осуществления северного завоза
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере осуществления северного завоза относятся:
1) участие в планировании северного завоза;
2) обеспечение своевременного размещения информации о мероприятиях в сфере осуществления северного завоза, проводимых органами местного самоуправления, в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, полноты и достоверности такой информации;
3) участие в создании стратегического запаса грузов в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения о создании стратегического запаса грузов;
4) участие в подготовке предложений о включении территорий с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных в границах муниципального образования, относящегося к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в перечень территорий северного завоза или об исключении указанных территорий с ограниченными сроками завоза грузов из такого перечня.
Статья 7. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и частью 12 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 8. Территории северного завоза
1. Перечень территорий северного завоза и порядок внесения изменений в перечень территорий северного завоза утверждаются Правительством Российской Федерации на основании предложений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
2. При подготовке предложений о включении территорий в перечень территорий северного завоза и (или) о внесении изменений в перечень территорий северного завоза высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе не представлять к включению в такой перечень территории, соответствующие критериям, установленным пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случае, если на указанные территории возможна круглогодичная бесперебойная поставка грузов северного завоза альтернативными видами транспорта.
3. Органы местного самоуправления участвуют в подготовке предложений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Статья 9. Грузы северного завоза
1. Правительство Российской Федерации оказывает государственную поддержку участникам северного завоза, осуществляющим поставку грузов первой категории.
2. Перечень грузов первой категории утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельные значения розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, тарифы на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно- разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории, за исключением случаев, если регулирование таких надбавок, цен, тарифов осуществляется федеральными органами государственной власти.
4. Порядок установления снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельных значений розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, тарифов на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Методики расчета снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельных значений розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, тарифов на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно- разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории устанавливаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
6. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют региональный государственный контроль. Предметом регионального государственного контроля является контроль соблюдения установленных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельных значений розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемую с их применением, тарифов на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно- разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории. Региональный государственный контроль осуществляется уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с утверждаемым высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации положением о виде регионального государственного контроля.
7. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе оказывать дополнительную государственную поддержку участникам северного завоза, осуществляющим поставку грузов северного завоза, в формах, установленных статьей 18 настоящего Федерального закона.
8. Местная администрация вправе оказывать дополнительную муниципальную поддержку участникам северного завоза, осуществляющим поставку грузов северного завоза, в формах, установленных статьей 18 настоящего Федерального закона.
Статья 10. Федеральный координатор северного завоза
Федеральный координатор северного завоза осуществляет следующие основные функции:
1) издает нормативные и иные правовые акты в сфере осуществления северного завоза;
2) реализует единую государственную политику в сфере осуществления северного завоза;
3) осуществляет мониторинг северного завоза и подготовку предложений по совершенствованию организации и осуществления северного завоза;
4) осуществляет координацию и мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции планирования, организации и координации северного завоза, органов местного самоуправления в сфере осуществления северного завоза;
5) формирует предложения о развитии территорий северного завоза;
6) определяет порядок формирования и корректировки плана северного завоза, форму плана северного завоза, а также утверждает план северного завоза;
7) осуществляет функции оператора федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза непосредственно либо через подведомственную организацию или организацию, созданную в том числе для выполнения соответствующих задач, возложенных на федерального координатора северного завоза;
8) утверждает маршрут и график движения судов в рамках осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами.
Статья 11. Единый морской оператор северного завоза
1. Единый морской оператор северного завоза определяется Правительством Российской Федерации сроком на пятнадцать лет.
2. Положение о едином морском операторе северного завоза, предусматривающее в том числе функции единого морского оператора северного завоза, порядок взаимодействия единого морского оператора северного завоза с участниками северного завоза, порядок разработки, согласования и изменения маршрута и графика движения судов в рамках осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами, а также особенности осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Единый морской оператор северного завоза осуществляет регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц.
4. Маршрут и график движения судов в рамках осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами разрабатываются единым морским оператором северного завоза на основании утвержденного плана северного завоза и утверждаются федеральным координатором северного завоза.
5. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги единого морского оператора северного завоза осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза и правилами регулирования тарифов на такие услуги, утвержденными Правительством Российской Федерации.
6. Единому морскому оператору северного завоза могут предоставляться субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
7. Дата начала деятельности единого морского оператора северного завоза (не позднее 1 января 2026 года) определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Планирование и осуществление северного завоза
1. План северного завоза формируется с учетом стратегического запаса грузов (в случае принятия высшим должностным лицом соответствующего субъекта Российской Федерации решения о создании стратегического запаса грузов) и утверждается федеральным координатором северного завоза на основании предложений высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
2. Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют федеральному координатору северного завоза предложения о включении в план северного завоза грузов первой категории и вправе представить предложения о включении в план северного завоза грузов второй категории.
3. Порядок формирования и корректировки плана северного завоза, а также форма плана северного завоза утверждается федеральным координатором северного завоза.
4. План северного завоза утверждается федеральным координатором северного завоза.
5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации определяет исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции планирования, организации и координации северного завоза.
Статья 13. Стратегический запас грузов
1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в целях снижения и (или) предотвращения риска возникновения дефицита грузов первой категории вправе принять решение о создании стратегического запаса грузов.
2. Порядок создания стратегического запаса грузов утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения о создании стратегического запаса грузов.
3. Порядок выдачи грузов первой категории из стратегического запаса грузов и правила хранения стратегического запаса грузов определяются Правительством Российской Федерации.
4. Решение о выдаче грузов первой категории из стратегического запаса грузов принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
5. Органы местного самоуправления участвуют в создании стратегического запаса грузов в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения о создании стратегического запаса грузов.
Статья 14. Взаимодействие субъектов Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в случае необходимости вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, с просьбой о выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" и бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Опорная сеть транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза
1. Правительство Российской Федерации определяет перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры, составляющих опорную сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, на территории субъекта Российской Федерации по предложению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, согласованному с собственниками объектов транспортно-логистической инфраструктуры.
2. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе внести в Правительство Российской Федерации предложение о создании новых объектов транспортно-логистической инфраструктуры для включения в опорную сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза на территории субъекта Российской Федерации.
3. Собственники (владельцы) объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования обеспечивают беспрепятственный доступ к таким объектам для целей оказания транспортно-экспедиционных и транспортно-логистических услуг в отношении грузов первой категории и грузов второй категории. По решению собственников (владельцев) объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования беспрепятственный доступ к таким объектам для целей оказания транспортно-экспедиционных и транспортно-логистических услуг в отношении грузов первой категории и грузов второй категории может осуществляться на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе оказывать государственную поддержку собственникам (владельцам) объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования, включенных в перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры, составляющих опорную сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза.
Статья 16. Перевозка грузов северного завоза
1. Перевозка грузов северного завоза осуществляется автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным видами транспорта.
2. Грузы первой категории и грузы второй категории перевозятся и обслуживаются в приоритетном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в области транспорта.
3. Порядок специальной маркировки грузов первой категории и грузов второй категории для их идентификации в целях перевозки и обслуживания в приоритетном порядке утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по содержанию опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности
1. Содержание опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
2. В случае установления Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией нормативов финансовых затрат на содержание объектов транспортно-логистической инфраструктуры с 2026 года финансирование содержания опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется в размере 100 процентов от установленных нормативов.
Статья 18. Формы государственной и муниципальной поддержки северного завоза
1. Государственная и муниципальная поддержка северного завоза - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами местных администраций в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере осуществления северного завоза.
2. Государственная и муниципальная поддержка северного завоза может осуществляться в следующих формах:
1) финансовая поддержка;
2) имущественная поддержка;
3) оказание методической и консультативной помощи участникам северного завоза.
Статья 19. Финансовая поддержка северного завоза
1. Финансовая поддержка северного завоза может осуществляться посредством предоставления участникам северного завоза бюджетных кредитов и (или) субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в иных формах, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Финансовая поддержка северного завоза может осуществляться в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, утверждаемых соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Статья 20. Имущественная поддержка северного завоза
Имущественная поддержка северного завоза может осуществляться органами государственной власти, местными администрациями посредством передачи во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся участниками северного завоза, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статья 21. Федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза
1. Федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза создается в целях обеспечения:
1) формирования, сбора, обработки, хранения, предоставления, размещения, использования и анализа информации о северном завозе;
2) учета грузов северного завоза;
3) мониторинга движения грузов северного завоза;
4) планирования северного завоза;
5) своевременного выявления рисков возникновения сбоев в поставках грузов северного завоза и оперативного принятия мер по их предотвращению;
6) специальной маркировки грузов северного завоза;
7) учета стратегического запаса грузов;
8) учета мер предоставленной государственной и муниципальной поддержки северного завоза;
9) реализации иных функций в сфере осуществления северного завоза.
2. Федеральный координатор северного завоза вправе осуществлять функции оператора федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза непосредственно либо через подведомственную организацию или организацию, созданную в том числе для выполнения соответствующих задач, возложенных на федерального координатора северного завоза.
3. Субъектами, размещающими информацию в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, являются участники северного завоза.
4. Создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Положение о федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза и состав информации, размещаемой в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, утверждаются Правительством Российской Федерации.
6. Обладателем информации, размещаемой в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, является Российская Федерация. Правомочия обладателя такой информации, а также обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза, от имени Российской Федерации осуществляются оператором федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза.
7. Порядок информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза с другими информационными системами, в том числе с единой информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Участники северного завоза при формировании (размещении) информации в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза используют усиленную квалифицированную электронную подпись.
9. Информация, содержащаяся в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне.
10. Санкционированный доступ к информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, должен предоставляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Получателями информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, являются участники северного завоза.
11. Информация и документы, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, не подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза.
Статья 22. Официальный статистический учет в сфере осуществления северного завоза
1. Официальный статистический учет в сфере осуществления северного завоза осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
2. В целях осуществления официального статистического учета в сфере осуществления северного завоза оператор федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза предоставляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, сведения, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза, включая административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", в том числе посредством предоставления доступа к федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2024 года.