Принят Государственной Думой 23 июля 2024 года
Одобрен Советом Федерации 2 августа 2024 года
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления перевозок грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (далее - перевозки в прямом смешанном сообщении).
2. В части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, при осуществлении перевозок в прямом смешанном сообщении в отношении каждого вида транспорта, участвующего в таких перевозках в прямом смешанном сообщении, применяются положения соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере транспорта.
Статья 2. Основы организации и осуществления перевозок в прямом смешанном сообщении
1. Порядок организации перевозок в прямом смешанном сообщении и взаимоотношения при организации перевозок в прямом смешанном сообщении участников перевозочного процесса прямых смешанных перевозок, которыми могут быть перевозчики, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, владельцы объектов транспортной инфраструктуры автомобильного, внеуличного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, операторы морских линий, операторы морских терминалов и портов, речных портов, операторы железнодорожного подвижного состава, экспедиторы, а также иные участники перевозочного процесса прямых смешанных перевозок, определяются соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, заключаемым между ними.
2. Соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении заключается на основании свободного волеизъявления его сторон, присоединение к указанному соглашению осуществляется в порядке, установленном самим соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении. Понуждение к заключению соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, а также к присоединению к соглашению об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, заключенному участниками перевозочного процесса прямых смешанных перевозок, не допускается.
3. Соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении в том числе должно предусматривать:
1) порядок организации и осуществления перевозок в прямом смешанном сообщении, условия, связанные с технологией организации и осуществления перевозок в прямом смешанном сообщении;
2) направление в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств сведений, указанных в статье 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
3) порядок определения размера платы за перевозку в прямом смешанном сообщении, в том числе на основании регулируемых тарифов в случае, если регулирование тарифов применяется при осуществлении перевозок на видах транспорта, участвующих в перевозках в прямом смешанном сообщении, а также с учетом льгот в случае, если льготы применяются при осуществлении перевозок на видах транспорта, участвующих в перевозках в прямом смешанном сообщении;
4) порядок расчета срока доставки грузов с учетом положений части 9 настоящей статьи, если соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении заключается для перевозки грузов;
5) порядок определения мест приема груза у грузоотправителя, мест выдачи груза грузополучателю, мест, в которых осуществляется передача груза с одного вида транспорта на другой (далее - пункт приема, выдачи или передачи груза), или мест отправления и прибытия транспортных средств, в которых осуществляются посадка пассажиров в транспортное средство, высадка пассажиров из транспортного средства, обслуживание пассажиров, прием и выдача ручной клади, багажа, грузобагажа;
6) перечень услуг, которые предоставляются пассажиру, грузоотправителю, грузополучателю при перевозке в прямом смешанном сообщении, перечень услуг, которые предоставляются пассажиру в случае задержки транспортного средства при отправлении и (или) в процессе перевозки в прямом смешанном сообщении, а также порядок предоставления таких услуг;
7) порядок и сроки согласования, предусмотренного частью 4 статьи 3 настоящего Федерального закона;
8) основания для отказа сторон соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении от согласования перевозки в прямом смешанном сообщении в случае, предусмотренном частью 5 статьи 3 настоящего Федерального закона;
9) порядок и сроки предоставления информации, предусмотренной пунктом 2 части 11 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также состав такой информации;
10) порядок и сроки расчетов между сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении в связи с организацией и осуществлением перевозки в прямом смешанном сообщении;
11) размер и порядок внесения платы, предусмотренной частью 11 статьи 4 настоящего Федерального закона;
12) случаи и порядок уплаты пассажиру, грузоотправителю, грузополучателю возмещения в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона;
13) ответственность сторон соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению об организации перевозок в прямом смешанном сообщении;
14) типы и характеристики транспортных средств, используемых при перевозках в прямом смешанном сообщении;
15) виды грузов, принимаемых к перевозкам в прямом смешанном сообщении, в случае, если соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении заключается для перевозки грузов;
16) порядок установления сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении расписания движения транспортных средств, предусмотренного частью 9 статьи 3 настоящего Федерального закона, в случае, если соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении заключается для перевозки пассажиров;
17) порядок изменения и расторжения соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, изменения состава сторон соглашения и выхода стороны соглашения из указанного соглашения.
4. В случае изменения соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, выхода стороны соглашения из указанного соглашения или его расторжения стороны соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении продолжают выполнять обязательства по соглашению об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, необходимые для исполнения договора перевозки в прямом смешанном сообщении, заключенного до изменения соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, выхода стороны соглашения из указанного соглашения или его расторжения.
5. При осуществлении перевозок в прямом смешанном сообщении условия перевозки в прямом смешанном сообщении пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа и уровень обслуживания пассажиров могут быть улучшены перевозчиками, являющимися сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, по сравнению с условиями перевозки пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа и уровнем обслуживания пассажиров, которые установлены положениями соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере транспорта.
6. Положения настоящего Федерального закона об организации и осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении применяются также к отношениям, связанным с перевозками в прямом смешанном сообщении с участием железнодорожного и водного (морского и речного) транспорта порожних грузовых вагонов.
7. Перевозчик, являющийся стороной соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, предоставляет информацию, в том числе путем размещения на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о заключенном соглашении об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, об услугах, предоставляемых в соответствии с договором перевозки в прямом смешанном сообщении, условиях перевозки в прямом смешанном сообщении, о порядке заключения договора перевозки в прямом смешанном сообщении, об информации и о документах, необходимых для осуществления перевозки в прямом смешанном сообщении, размере платы за перевозку в прямом смешанном сообщении, порядке и сроках внесения платы за перевозку в прямом смешанном сообщении.
8. Перевозчик, являющийся стороной соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере транспорта к перевозчикам, осуществляющим перевозки тем видом транспорта, к которому относится перевозчик.
9. Если иное не установлено соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении в соответствии с пунктом 4 части 3 настоящей статьи, общий срок доставки груза в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков перевозки груза видами транспорта, участвующими в перевозке в прямом смешанном сообщении, рассчитанных на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих в отношении таких видов транспорта, а также сроков выполнения операций по передаче груза с одного вида транспорта на другой вид транспорта, установленных соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении.
10. Для целей применения части 9 статьи 3 настоящего Федерального закона временем передачи груза с одного вида транспорта на другой вид транспорта считаются момент прибытия транспортного средства с грузом в пункт передачи груза и уведомление стороны соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, которой будет передаваться груз, о доставке груза и готовности его к передаче.
Статья 3. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении
1. Перевозка в прямом смешанном сообщении осуществляется на основании договора перевозки в прямом смешанном сообщении, заключаемого перевозчиком, являющимся стороной соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, с грузоотправителем, пассажиром. К отношениям по заключению и исполнению договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении не применяются требования статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. В соответствии с договором перевозки груза в прямом смешанном сообщении перевозчик, заключивший указанный договор, обязуется своевременно и в сохранности доставить переданный грузоотправителем для перевозки груз в пункт назначения с соблюдением условий перевозки такого груза и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную указанным договором плату. В соответствии с договором перевозки пассажира в прямом смешанном сообщении перевозчик, заключивший указанный договор, обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, при сдаче пассажиром багажа, грузобагажа доставить багаж, грузобагаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа, грузобагажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную указанным договором плату за проезд, при сдаче пассажиром багажа, грузобагажа пассажир уплачивает установленную указанным договором плату за провоз багажа, грузобагажа.
3. При заключении договора перевозки в прямом смешанном сообщении перевозчик, заключающий указанный договор, обеспечивает соответствие указанного договора условиям соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, а также соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере транспорта.
4. До заключения договора перевозки в прямом смешанном сообщении перевозчик, заключающий указанный договор, обязан в порядке и сроки, которые установлены соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, согласовать возможность осуществления перевозки в прямом смешанном сообщении и условия такой перевозки со сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, с участием которых планируется осуществить такую перевозку.
5. Сторона соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении вправе не согласовывать предлагаемую перевозчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи к осуществлению перевозку пассажира в прямом смешанном сообщении по основаниям для отказа в заключении договора перевозки, предусмотренным законодательством Российской Федерации, регулирующим перевозки пассажиров видом транспорта, к которому относится сторона соглашения, а также самим соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении в случае, если сторона соглашения осуществляет перевозки, к которым не применяются положения о публичном договоре. Сторона соглашения вправе не согласовывать предлагаемую перевозчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи к осуществлению перевозку груза в прямом смешанном сообщении.
6. Заключение договора перевозки в прямом смешанном сообщении подтверждается единым транспортным документом. Единый транспортный документ оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронного единого транспортного документа.
7. Форма единого транспортного документа на бумажном носителе, порядок его оформления на бумажном носителе или формирования в виде электронного единого транспортного документа утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Формат электронного единого транспортного документа утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
8. Единый транспортный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, сформированный в виде электронного единого транспортного документа в соответствии с утвержденными порядком и форматом, направляется в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Порядок обмена электронным единым транспортным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, и сведениями, содержащимися в нем, порядок направления такого документа в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9. Стороны соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, участвующие в осуществлении перевозки, предусмотренной заключенным договором перевозки в прямом смешанном сообщении, определяют маршрут перевозки в прямом смешанном сообщении, а также осуществляют иные действия, необходимые для исполнения договора перевозки в прямом смешанном сообщении, в том числе согласовывают время передачи груза, багажа, грузобагажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта, время пересадки пассажира с одного вида транспорта на другой вид транспорта. При этом стороны соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении должны исходить из необходимости оптимизации процесса перевозки в прямом смешанном сообщении, сокращения сроков такой перевозки в прямом смешанном сообщении в интересах грузоотправителей и пассажиров, в том числе посредством перевозки в прямом смешанном сообщении по кратчайшему расстоянию и обеспечения минимальной разницы между временем отправления и временем прибытия транспортных средств. В случае, если соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении заключается для перевозки пассажиров, расписание движения транспортных средств должно позволять пассажиру пройти процедуры и выполнить требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
10. Грузоотправитель обязан своевременно представить перевозчику, заключившему договор перевозки в прямом смешанном сообщении, достоверные документы и информацию, которые необходимы для перевозки в прямом смешанном сообщении, в том числе информацию о наименовании груза, об особых отметках, сведения о грузе и его свойствах.
11. Перевозчик, заключивший договор перевозки в прямом смешанном сообщении, осуществляет в том числе следующие функции:
1) информирует пассажира, грузоотправителя, грузополучателя о ходе исполнения договора перевозки в прямом смешанном сообщении;
2) предоставляет сторонам соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении информацию о заключенном договоре перевозки в прямом смешанном сообщении, в том числе о сумме полученной в соответствии с указанным договором платы за перевозку в прямом смешанном сообщении, документы и информацию, необходимые для перевозки в прямом смешанном сообщении в соответствии с заключенным договором перевозки в прямом смешанном сообщении, в порядке и сроки, которые установлены указанным соглашением;
3) взаимодействует со сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении в целях организации и осуществления конкретной перевозки в прямом смешанном сообщении в соответствии с частью 9 настоящей статьи;
4) осуществляет расчеты со сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении в связи с организацией и осуществлением конкретной перевозки в прямом смешанном сообщении в порядке и сроки, которые установлены указанным соглашением.
12. Перевозчик, заключивший договор перевозки в прямом смешанном сообщении, вправе не приступать к исполнению договора перевозки в прямом смешанном сообщении до представления грузоотправителем документов и информации, предусмотренных частью 10 настоящей статьи.
13. Пассажир, грузоотправитель имеют право отказаться от перевозки в прямом смешанном сообщении, а также вернуть внесенную плату за перевозку в прямом смешанном сообщении в соответствии с договором перевозки в прямом смешанном сообщении.
Статья 4. Ответственность сторон соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, грузоотправителя, грузополучателя
1. Перевозчик, заключивший договор перевозки в прямом смешанном сообщении, несет ответственность перед пассажиром, грузоотправителем, грузополучателем за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки в прямом смешанном сообщении, за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, его ручной клади, багажу, грузобагажу, ущерб, причиненный грузоотправителю, грузополучателю.
2. В случае, если установлен вид транспорта, при перевозке которым произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки в прямом смешанном сообщении, причинен вред жизни или здоровью пассажира, его ручной клади, багажу, грузобагажу, ущерб грузоотправителю, грузополучателю, основания и размер ответственности перевозчика, заключившего договор перевозки в прямом смешанном сообщении, определяются по правилам, которые установлены в отношении перевозчика Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, регулирующим перевозки видом транспорта, при перевозке которым произошло такое нарушение, причинен вред, ущерб. В случае, если указанные обстоятельства произошли при передаче груза, багажа, грузобагажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта, основания и размер ответственности перевозчика, заключившего договор перевозки в прямом смешанном сообщении, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. В случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки в прямом смешанном сообщении, причинение вреда жизни или здоровью пассажира, его ручной клади, багажу, грузобагажу, ущерба грузоотправителю, грузополучателю произошли в результате действий (бездействия) нескольких сторон соглашения, размер ответственности перевозчика, заключившего договор перевозки в прямом смешанном сообщении, определяется по правилам законодательства Российской Федерации, регулирующего перевозки соответствующими видами транспорта, участвующими в такой перевозке в прямом смешанном сообщении, которые устанавливают максимальный размер ответственности для перевозчика за такое нарушение, причинение вреда, ущерба.
4. Если иное не предусмотрено соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, перевозчик, заключивший договор перевозки в прямом смешанном сообщении, выплативший пассажиру, грузоотправителю, грузополучателю возмещение в соответствии с частью 1, 2 или 3 настоящей статьи в полном объеме, имеет право регрессного требования к стороне соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, в результате действий (бездействия) которой произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки в прямом смешанном сообщении, причинен вред жизни или здоровью пассажира, его ручной клади, багажу, грузобагажу, ущерб грузоотправителю, грузополучателю.
5. В случае, если невозможно установить этап перевозки в прямом смешанном сообщении, на котором произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки в прямом смешанном сообщении, причинен вред жизни или здоровью пассажира, его ручной клади, багажу, грузобагажу, ущерб грузоотправителю, грузополучателю, размер ответственности перевозчика, заключившего договор перевозки в прямом смешанном сообщении, определяется по правилам законодательства Российской Федерации, регулирующего перевозки видами транспорта, участвующими в такой перевозке в прямом смешанном сообщении, которые устанавливают максимальный размер ответственности для перевозчика за такое нарушение, причинение вреда, ущерба. В случае, предусмотренном настоящей частью, стороны соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, непосредственно участвовавшие в такой перевозке в прямом смешанном сообщении, возмещают перевозчику, заключившему договор перевозки в прямом смешанном сообщении, уплаченное пассажиру, грузоотправителю, грузополучателю возмещение в равных долях за вычетом доли, приходящейся на перевозчика, заключившего договор перевозки в прямом смешанном сообщении.
6. Если перевозчик, заключивший договор перевозки в прямом смешанном сообщении, не исполнил или исполнил не в полном объеме обязательство по выплате пассажиру, грузоотправителю, грузополучателю возмещения в соответствии с частью 1, 2, 3 или 5 настоящей статьи, стороны соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, непосредственно участвовавшие в такой перевозке в прямом смешанном сообщении, выплачивают такое возмещение пассажиру, грузоотправителю, грузополучателю в случаях и порядке, которые установлены соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, и в размерах, определенных в соответствии с частью 1, 2, 3 или 5 настоящей статьи, за вычетом доли, уже уплаченной перевозчиком, заключившим договор перевозки в прямом смешанном сообщении. Взаимоотношения сторон соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении в связи с выплатой возмещения в соответствии с настоящей частью определяются соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении.
7. В случаях, предусмотренных статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, пассажир, грузоотправитель, грузополучатель вправе предъявить перевозчику того вида транспорта, которым непосредственно осуществлялась перевозка в момент причинения вреда, ущерба, требование о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира, его ручной клади, багажу, грузобагажу, ущерба, причиненного грузоотправителю, грузополучателю. В этом случае предъявление таких требований к перевозчику, заключившему договор перевозки в прямом смешанном сообщении, не осуществляется.
8. Перевозчик, заключивший договор перевозки в прямом смешанном сообщении, и иные стороны соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных соответственно договором перевозки в прямом смешанном сообщении, соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении.
9. В случае, если договором перевозки в прямом смешанном сообщении предусмотрены сдача пассажиром багажа в пункте отправления и получение багажа в пункте назначения управомоченным на получение багажа лицом, перевозчик, заключивший договор перевозки в прямом смешанном сообщении, несет ответственность за вред, причиненный багажу, с момента сдачи багажа в пункте отправления до момента выдачи багажа в пункте назначения.
10. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком, заключившим договор перевозки в прямом смешанном сообщении, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, регулирующим перевозки видом транспорта, при перевозке которым произошло такое неисполнение или ненадлежащее исполнение, договором перевозки в прямом смешанном сообщении.
11. В случае задержки приема, выдачи или передачи груза, задержки транспортного средства в пункте приема, выдачи или передачи груза стороной соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, от которой зависели причины задержки, вносится плата за пользование пунктом приема, выдачи или передачи груза стороне соглашения, во владении которой находится пункт приема, выдачи или передачи груза. Размеры и порядок внесения такой платы устанавливаются соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
12. В случае задержки порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования в отношении стороны соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, от которой зависели причины задержки, применяются нормы статьи 39 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" о взимании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
13. Перевозчик, заключивший договор перевозки в прямом смешанном сообщении, получивший от грузоотправителя денежные суммы в соответствии с частью 10 настоящей статьи, распределяет их между сторонами соглашения, участвующими в осуществлении перевозки в прямом смешанном сообщении, в порядке и сроки, которые установлены соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении.
Статья 5. Претензии, иски
1. До предъявления иска, вытекающего из договора перевозки пассажира в прямом смешанном сообщении, пассажиром может быть предъявлена претензия перевозчику, заключившему договор перевозки в прямом смешанном сообщении. До предъявления иска, вытекающего из договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, грузоотправителем или грузополучателем в обязательном порядке предъявляется претензия перевозчику, заключившему договор перевозки в прямом смешанном сообщении.
2. Перевозчик, заключивший договор перевозки в прямом смешанном сообщении, рассматривает претензии не более чем в течение тридцати дней со дня получения им соответствующей претензии.
3. Иск к перевозчику, заключившему договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении, может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа перевозчика, заключившего договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении, удовлетворить претензию либо в случае неполучения от перевозчика, заключившего договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении, ответа на претензию в течение установленного в соответствии с частью 2 настоящей статьи срока рассмотрения претензии.
4. Срок исковой давности по требованиям в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора перевозки в прямом смешанном сообщении составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.
Статья 6. О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Внести в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; 2016, N 27, ст. 4300; 2021, N 27, ст. 5130; 2023, N 1, ст. 59) следующие изменения:
1) статью 104 изложить в следующей редакции:
"Статья 104. Общие положения
1. Положения настоящего Кодекса применяются к отношениям, связанным с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении, в части, не урегулированной Федеральным законом "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. В целях настоящей главы под транспортом смежного вида понимается транспорт, с которого или на который при перевозках в прямом смешанном сообщении непосредственно осуществляется передача грузов.";
2) статью 105 признать утратившей силу;
3) часть вторую статьи 106 изложить в следующей редакции:
"Перечень допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении продовольственных и скоропортящихся грузов, опасных грузов или грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.";
4) статьи 107 и 108 признать утратившими силу;
5) в статье 109:
а) пункт 1 признать утратившим силу;
б) в пункте 2 слова "в прямом смешанном сообщении" исключить;
6) в пункте 1 статьи 110 второе предложение исключить;
7) статью 111 признать утратившей силу;
8) в пункте 2 статьи 112:
а) в абзаце первом слова "соответствующими узловыми соглашениями, заключенными сроком на пять лет" заменить словами "соответствующим соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении";
б) в абзаце втором слова "узловое соглашение" заменить словами "соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении";
в) пункты 3, 4, 5 и 6 признать утратившими силу;
9) статьи 113 и 114 признать утратившими силу;
10) пункт 3 статьи 166 признать утратившим силу.
Статья 7. О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Внести в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2006, N 50, ст. 5279; 2019, N 31, ст. 4425; 2021, N 27, ст. 5130) следующие изменения:
1) статьи 65, 66 и 67 признать утратившими силу;
2) в части второй статьи 68 слова "правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта";
3) статьи 69, 70, 71, 73, 75, 76, 77, 78 и 79 признать утратившими силу;
4) главу V дополнить статьей 791 следующего содержания:
"Статья 791. Положения настоящего Устава применяются к отношениям, связанным с перевозками грузов в прямом смешанном сообщении, в части, не урегулированной Федеральным законом "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".";
5) в статье 97:
а) в части первой слова "(при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз)" исключить;
б) часть вторую признать утратившей силу;
6) часть вторую статьи 122 признать утратившей силу;
7) статью 128 признать утратившей силу.
Статья 8. О внесении изменений в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555; 2012, N 25, ст. 3268; 2021, N 27, ст. 5164; 2022, N 10, ст. 1396; 2023, N 1, ст. 27; N 8, ст. 1202) следующие изменения:
1) пункт 27 части 1 статьи 2 дополнить словами ", а также иные документы, на основании которых осуществляется перевозка и в отношении которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта предусмотрены формирование в электронной форме и направление в государственную информационную систему электронных перевозочных документов";
2) пункт 1 части 1 статьи 181 после слов "настоящим Федеральным законом," дополнить словами "другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта,".
Статья 9. О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
Признать утратившими силу:
1) пункт 37 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 367-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4300);
2) статью 3 Федерального закона от 29 декабря 2022 года N 612-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 1, ст. 59).
Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Президент Российской Федерации В. Путин