Принят Государственной Думой 12 декабря 2024 года
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2024 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими формирование технологической политики в Российской Федерации, и лицами, осуществляющими содействие развитию технологий.
Статья 2. Правовое регулирование в области технологической политики в Российской Федерации
Правовое регулирование в области технологической политики в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законах, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов публичной власти федеральных территорий.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) агенты развития технологий - институты инновационного развития и иные юридические лица, осуществляющие финансирование проектов развития технологий за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2) высокотехнологичная продукция, высокотехнологичные результаты работ и оказание высокотехнологичных услуг в сфере развития технологий (далее - высокотехнологичная продукция) - разработанные и произведенные на основе критических и (или) сквозных технологий с использованием передовых научных и технических достижений и инновационных методов товары, работы и услуги в сфере развития технологий. Перечень видов высокотехнологичной продукции утверждается Правительством Российской Федерации;
3) карта технологической кооперации - организационная схема внедрения технологий, в том числе формирования собственных линий разработки технологий;
4) квалифицированный заказчик - российское юридическое лицо, обеспечивающее долгосрочный спрос на высокотехнологичную продукцию, создаваемую в том числе в рамках реализации инструментов реализации технологической политики. Квалифицированный заказчик может являться покупателем (заказчиком) такой продукции;
5) критическая технология - наукоемкая технология, необходимая для создания высокотехнологичной продукции, имеющей системное значение для функционирования экономики, решения социально-экономических задач, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
6) меры государственного стимулирования деятельности по реализации технологической политики в Российской Федерации (далее - меры государственного стимулирования) - правовые, экономические и организационные меры, которые применяются в сфере развития технологий за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и направлены на достижение целей технологической политики в Российской Федерации;
7) организация с государственным участием - включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень организаций с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, юридическое лицо, учредителями которого являются Российская Федерация и (или) субъект Российской Федерации и (или) в отношении которого Российская Федерация и (или) субъект Российской Федерации имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого юридического лица, стратегическое акционерное общество, а также дочернее хозяйственное общество таких организаций, в котором такие организации имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал дочернего хозяйственного общества;
8) проекты развития технологий - национальные проекты по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации, а также проекты по развитию сквозных технологий и иные проекты по созданию высокотехнологичной продукции и внедрению технологических инноваций, не являющиеся национальными проектами по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации;
9) производитель высокотехнологичной продукции - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие внедрение технологий и технологических инноваций и (или) создание и реализацию высокотехнологичной продукции;
10) сквозная технология - перспективная наукоемкая технология (направление) межотраслевого значения, обеспечивающая создание высокотехнологичной продукции и (или) внедрение технологических инноваций, оказывающая существенное влияние на экономическое развитие путем изменения рынков и (или) содействия формированию новых рынков;
11) собственная линия разработки технологий - комплекс мероприятий (проектов, программ) и условий (в том числе наличие кадрового потенциала, результатов исследований и разработок, технической документации, программ для электронных вычислительных машин (далее - программы для ЭВМ), прав на результаты интеллектуальной деятельности, основных средств и иного имущества), реализация и выполнение которых обеспечивают создание и устойчивое развитие отечественных технологий и продуктов на их основе, включая разработку их новых поколений, на территории Российской Федерации или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, за ее пределами с сохранением контроля Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - национальный контроль);
12) технологические инновации - новый или усовершенствованный продукт (в частности, устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений или животных), способ или процесс производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг, создания охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, введенные в употребление и способствующие формированию новых рынков, и (или) повышению производительности труда, и (или) повышению технико-экономических показателей производимой продукции;
13) технологическая политика в Российской Федерации (далее - технологическая политика) - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации и экономического развития на основе отечественных технологий;
14) технологическое лидерство Российской Федерации - технологическая независимость Российской Федерации, выражающаяся в разработке отечественных технологий и создании продукции с использованием таких технологий с сохранением национального контроля над критическими и сквозными технологиями на основе собственных линий разработки технологий в целях экспорта конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и (или) замещения ею на внутреннем рынке продукции, создаваемой на базе устаревших и (или) иностранных технологий, а также превосходство таких технологий и продукции над зарубежными аналогами;
15) технология - совокупность научно и практически обоснованных методов, средств, операций и (или) процессов, необходимых для преобразования энергии, вещества, информации в целях производства одного или нескольких видов продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Статья 4. Цели и задачи технологической политики
1. Целями технологической политики являются:
1) обеспечение технологического лидерства Российской Федерации;
2) обеспечение конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, созданной на основе отечественных технологий, и эффективности ее создания за счет внедрения технологических инноваций;
3) ускоренное внедрение технологических инноваций для повышения качества и уровня жизни граждан Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
4) создание условий для экономического развития и обеспечения конкуренции в сфере технологического развития.
2. Достижение указанных в части 1 настоящей статьи целей определяется целевыми показателями обеспечения технологического лидерства Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, определенными Президентом Российской Федерации.
3. Задачами технологической политики являются:
1) внедрение российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями критических и сквозных технологий на основе собственных линий разработки технологий;
2) создание различных видов высокотехнологичной продукции и выведение ее на рынок для обеспечения технологического лидерства Российской Федерации;
3) формирование долгосрочных спроса и предложения в отношении высокотехнологичной продукции, создаваемой для обеспечения технологического лидерства Российской Федерации;
4) создание благоприятных условий (правовых, экономических, организационных и иных) для осуществления деятельности по реализации технологической политики;
5) организация международного сотрудничества в сфере развития технологий;
6) создание и развитие инфраструктуры развития технологий, в том числе для подготовки квалифицированных специалистов;
7) осуществление мониторинга эффективности технологической политики и оценка эффективности мер государственного стимулирования;
8) создание условий лицам, осуществляющим содействие развитию технологий, для формирования заказов на исследования и разработки, выполняемые российскими юридическими лицами и гражданами Российской Федерации, являющимися субъектами научной, научно-технической и (или) инновационной деятельности, в целях внедрения технологических инноваций и создания высокотехнологичной продукции на основе отечественных технологий.
Статья 5. Инструменты реализации технологической политики
1. Инструментами реализации технологической политики являются:
1) среднесрочные и долгосрочные планы развития технологий;
2) перечни критических и сквозных технологий;
3) методики оценки уровней готовности технологий, оценки уровней готовности производства, определения уровня рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции;
4) программы инновационного развития организаций с государственным участием;
5) мероприятия по стимулированию спроса и предложения в отношении высокотехнологичной продукции, внедрения критических и сквозных технологий на основе собственных линий разработки технологий и технологических инноваций;
6) мероприятия по созданию и обеспечению функционирования инфраструктуры развития технологий;
7) проекты по развитию сквозных технологий;
8) национальные проекты по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации, иные национальные проекты, государственные программы Российской Федерации и государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на экономическое развитие на основе отечественных технологий, и структурные элементы указанных проектов и программ;
9) национальные стандарты и информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям с учетом достижения целей технологической политики;
10) информационное обеспечение технологической политики;
11) карты технологической кооперации.
2. Инструменты реализации технологической политики должны быть установлены с учетом стадии разработки, внедрения и развития технологических инноваций.
Глава 2. Субъекты, осуществляющие формирование технологической политики, и лица, осуществляющие содействие развитию технологий. Полномочия органов государственной власти и функции организаций с государственным участием
Статья 6. Перечень субъектов, осуществляющих формирование технологической политики, и лиц, осуществляющих содействие развитию технологий
1. К субъектам, осуществляющим формирование технологической политики,относятся:
1) Президент Российской Федерации;
2) Федеральное Собрание Российской Федерации;
3) Правительство Российской Федерации;
4) Центральный банк Российской Федерации;
5) Российская академия наук;
6) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
7) органы публичной власти федеральных территорий.
2. К лицам, осуществляющим содействие развитию технологий, относятся:
1) агенты развития технологий;
2) организации с государственным участием в рамках осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, иными правовыми актами, регулирующими деятельность указанных организаций, а также их учредительными документами;
3) кредитные организации и юридические лица, осуществляющие финансирование проекта развития технологий, некоммерческие организации и товарищества, созданные в целях совместной инвестиционной деятельности на основании договора инвестиционного товарищества, биржи, инвестиционные платформы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по правовой охране и защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые предназначены для создания и (или) внедрения технологий либо входят в их состав;
5) физические и юридические лица, осуществляющие содействие развитию технологий путем предоставления инвестиций;
6) разработчики технологий и производители высокотехнологичной продукции;
7) покупатели (заказчики) высокотехнологичной продукции, в том числе квалифицированные заказчики;
8) образовательные организации высшего образования, научные организации и центры трансфера технологий, оказывающие содействие введению в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
3. Российская академия наук, агенты развития технологий и иные юридические лица вправе представлять в Правительство Российской Федерации либо федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области технологической политики, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации в области технологической политики (далее соответственно - уполномоченный орган, уполномоченные органы), предложения о разработке среднесрочных и долгосрочных планов развития технологий, об изменении перечней критических и сквозных технологий, утверждаемых Правительством Российской Федерации или уполномоченным органом (уполномоченными органами), и о разработке нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области технологической политики.
Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в области технологической политики
1. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации в части формирования и реализации технологической политики:
1) утверждает в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, определенными Президентом Российской Федерации, целевые показатели обеспечения технологического лидерства Российской Федерации, среднесрочного и долгосрочного развития технологий в отраслях экономики, а также порядок измерения и осуществления мониторинга указанных показателей и мониторинга эффективности технологической политики, включающий методику расчета показателей, характеризующих достижение технологического лидерства Российской Федерации;
2) утверждает методики оценки уровней готовности технологий, оценки уровней готовности производства, определения уровня рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции в целях определения порядка финансирования проектов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и ключевых показателей их результативности;
3) утверждает требования к среднесрочным и долгосрочным планам развития технологий и порядок подготовки указанных планов, организует подготовку указанных планов с учетом предложений Российской академии наук, агентов развития технологий и иных юридических лиц и утверждает указанные планы;
4) утверждает порядок подготовки карт технологической кооперации и осуществления контроля за их исполнением, требования к их форме и содержанию, в том числе к порядку расчета мощностей для создания высокотехнологичной продукции и прогнозных показателей спроса и предложения в отношении высокотехнологичной продукции, либо определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на утверждение указанного порядка;
5) утверждает перечни критических и сквозных технологий (в части, касающейся банковской сферы и иных сфер финансового рынка, - по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), порядок формирования и актуализации указанных перечней либо определяет уполномоченный орган (уполномоченные органы) для утверждения указанных перечней;
6) определяет уполномоченный орган (уполномоченные органы) и его (их) полномочия, в том числе наделяет его (один из них) полномочиями по информационному обеспечению технологической политики, включая обеспечение создания, эксплуатации и модернизации информационной системы сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, защиты, уточнения, извлечения, использования, анализа, интерпретации, передачи данных о планируемой и об осуществляемой деятельности по реализации технологической политики, принятия решений на основе таких данных (далее - инструмент обработки данных) и обеспечение создания, эксплуатации и модернизации информационной системы управления нормативно-справочной информацией в сфере развития технологий (далее - инструмент мастер-данных), а также обеспечение предоставления доступа к информации, содержащейся в инструменте обработки данных и инструменте мастер-данных, участникам информационного обмена из числа лиц, осуществляющих содействие развитию технологий (далее - участники информационного обмена), в целях автоматического обмена информацией с участниками информационного обмена;
7) утверждает перечень видов высокотехнологичной продукции;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации в части формирования и реализации технологической политики вправе:
1) утверждать порядок применения мер государственного стимулирования и определять полномочия федеральных органов исполнительной власти по применению таких мер;
2) утверждать требования к разработке, содержанию, актуализации программ инновационного развития организаций с государственным участием, иных стратегических документов и (или) программ (проектов) указанных организаций в сфере развития технологий и к осуществлению мониторинга реализации указанных документов и (или) программ (проектов), а также требования к оценке качества отчетов о реализации указанных документов и (или) программ (проектов);
3) утверждать особенности разработки, содержания и актуализации инвестиционных программ организаций с государственным участием в части обеспечения долгосрочного спроса на высокотехнологичную продукцию;
4) устанавливать случаи, при которых допускаются реализация комплекса мероприятий (проектов, программ) и выполнение условий, обеспечивающих устойчивое развитие конкретных отечественных технологий и продуктов на их основе, за пределами территории Российской Федерации, но с сохранением национального контроля, и определять критерии указанного контроля;
5) определять полномочия федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области технологической политики (за исключением уполномоченного органа (уполномоченных органов);
6) утверждать методику определения уровней готовности собственных линий разработки технологий;
7) определять стадии разработки, внедрения и развития технологических инноваций;
8) определять порядок предоставления доступа к информации, содержащейся в инструменте обработки данных и инструменте мастер-данных, участникам информационного обмена с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности и об обеспечении конфиденциальности информации ограниченного доступа;
9) определять критерии наукоемкости технологий, включенных в перечни критических и сквозных технологий, утверждаемые Правительством Российской Федерации;
10) устанавливать к получателям мер государственного стимулирования в рамках реализации проектов по развитию сквозных технологий дополнительные требования по повышению эффективности деятельности и использованию сквозных технологий с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации конечной продукции.
3. Уполномоченный орган, наделенный полномочиями по информационному обеспечению технологической политики, утверждает:
1) порядок информационного взаимодействия участников информационного обмена;
2) порядок формирования, актуализации и контроля качества информации, содержащейся в инструменте обработки данных и инструменте мастер-данных.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов публичной власти федеральных территорий по формированию технологической политики
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы публичной власти федеральных территорий осуществляют полномочия по формированию технологической политики в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов публичной власти федеральных территорий.
Статья 9. Функции организаций с государственным участием
Организации с государственным участием в соответствии с федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, иными правовыми актами, регулирующими деятельность указанных организаций, а также их учредительными документами:
1) представляют предложения о подготовке и планировании технологической политики;
2) представляют предложения о разработке среднесрочных и долгосрочных планов развития технологий и о перечнях критических и сквозных технологий, утверждаемых Правительством Российской Федерации или уполномоченным органом (уполномоченными органами);
3) принимают участие в осуществлении мониторинга эффективности технологической политики в случаях, предусмотренных порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
4) представляют предложения о подготовке нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области технологической политики;
5) реализуют программы инновационного развития с учетом целей и задач технологической политики, определенных настоящим Федеральным законом;
6) осуществляют функции разработчиков технологий и (или) производителей высокотехнологичной продукции;
7) осуществляют функции покупателей (заказчиков), в том числе квалифицированных заказчиков.
Глава 3. Критические и сквозные технологии
Статья 10. Критические технологии
1. Перечень критических технологий, утверждаемый Правительством Российской Федерации или уполномоченным органом (уполномоченными органами), определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации на базе классификатора технологий в рамках разработки и реализации карты технологической кооперации.
2. Разработка и внедрение критических технологий должны осуществляться на основе собственных линий разработки технологий.
3. Основными инструментами развития критических технологий являются инструменты, предусмотренные пунктами 2, 3, 5 и 8 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
4. Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие лиц, осуществляющих содействие развитию технологий, с субъектами научной, научно-технической и (или) инновационной деятельности в целях выполнения ими в приоритетном порядке исследований и разработок в области критических технологий, необходимых для создания высокотехнологичной продукции.
Статья 11. Сквозные технологии
1. Перечень сквозных технологий, утверждаемый Правительством Российской Федерации или уполномоченным органом (уполномоченными органами), определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации на основе среднесрочных и долгосрочных планов развития технологий с учетом результатов экспертизы, проводимой Российской академией наук, а при необходимости агентами развития технологий и (или) иными юридическими лицами.
2. Внедрение и (или) развитие сквозных технологий и производство высокотехнологичной продукции на их основе осуществляются в том числе в рамках реализации проектов по развитию сквозных технологий. При этом разработка сквозных технологий осуществляется в рамках научной, научно-технической и (или) инновационной деятельности.
3. Основными инструментами развития сквозных технологий являются инструменты, предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7 и 8 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Глава 4. Национальные проекты по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации. Карты технологической кооперации
Статья 12. Общие положения о национальных проектах по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации
1. К национальным проектам по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации относятся национальные проекты, направленные на создание конкурентоспособной высокотехнологичной продукции с использованием критических технологий, разработанных на основе собственных линий разработки технологий, и (или) на формирование новых рынков посредством создания и развития сквозных технологий, разработанных на основе собственных линий разработки технологий, и предусматривающие превосходство таких технологий и продукции над зарубежными аналогами.
2. Правительство Российской Федерации (в том числе с учетом предложений, указанных в части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона) утверждает особенности реализации национальных проектов по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации, связанные с реализацией технологической политики, с учетом общих требований к организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, установленных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в сфере проектной деятельности, а также планы мероприятий по реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования в сферах реализации таких национальных проектов, разработанные в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
3. В отношении каждого национального проекта по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в сфере проектной деятельности, утверждается паспорт национального проекта по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации.
4. При разработке паспорта национального проекта по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации осуществляется подготовка описания такого проекта на основе направляемых квалифицированным заказчиком в уполномоченный орган (уполномоченные органы) обоснования долгосрочного спроса на высокотехнологичную продукцию, сбалансированного с учетом предполагаемых объемов экспорта и импорта аналогичной продукции, и предложения о формах и способах обеспечения квалифицированным заказчиком такого спроса в предлагаемом им объеме.
Статья 13. Участники национального проекта по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации
1. Участниками национального проекта по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации в том числе являются:
1) разработчики технологий - в соответствии с картой технологической кооперации;
2) основные исполнители (российские юридические лица, являющиеся или планирующие стать производителями определенных видов высокотехнологичной продукции в рамках такого проекта и заключившие с квалифицированным заказчиком (квалифицированными заказчиками) договоры создания и (или) поставки высокотехнологичной продукции) - в соответствии с картой технологической кооперации;
3) квалифицированный заказчик (квалифицированные заказчики) - в соответствии с картой технологической кооперации;
4) федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти и юридические лица, обеспечивающие применение мер государственного стимулирования в рамках реализации такого проекта в отношении лиц, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей части;
5) федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий координацию разработки и реализации такого проекта, а также взаимодействие квалифицированного заказчика (квалифицированных заказчиков), основных исполнителей, разработчиков технологий;
6) Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, который курирует вопросы, относящиеся к сфере реализации соответствующего национального проекта по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации, и функции которого устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в сфере проектной деятельности (далее - куратор проекта).
2. Участники национального проекта по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации определяются в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в сфере проектной деятельности.
3. Привлечение к реализации национальных проектов по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации иных участников, не определенных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в сфере проектной деятельности и не указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется основным исполнителем с информированием об этом куратора проекта или уполномоченного им лица.
4. Куратор проекта, основной исполнитель и квалифицированный заказчик могут привлекать лиц, осуществляющих содействие развитию технологий, для реализации соответствующего национального проекта по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации.
5. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи обязательного привлечения технологических компаний, в том числе включенных в реестр малых технологических компаний, и лиц, осуществляющих содействие развитию технологий, к реализации национальных проектов по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации.
Статья 14. Функции квалифицированного заказчика
1. Квалифицированный заказчик при реализации карты технологической кооперации осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает долгосрочный спрос на определенные виды высокотехнологичной продукции в соответствии с формами и способами обеспечения такого спроса, а также его объемом, которые содержатся в карте технологической кооперации;
2) осуществляет контроль за соблюдением технологических и экономических условий, а также сроков создания высокотехнологичной продукции, определяет параметры высокотехнологичной продукции;
3) обеспечивает возможность контроля создания и приемки высокотехнологичной продукции, в том числе с привлечением третьих лиц, обладающих необходимой компетенцией;
4) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
2. В целях обеспечения долгосрочного спроса на определенные виды высокотехнологичной продукции квалифицированный заказчик и основной исполнитель могут заключить договор, в соответствии с которым определяются номенклатура и количество высокотехнологичной продукции, сроки ее приобретения квалифицированным заказчиком или указанными им лицами, способы обеспечения квалифицированным заказчиком такого спроса, ответственность квалифицированного заказчика и основного исполнителя за нарушение договора с учетом права на обоснованный риск, предусмотренного статьей 24 настоящего Федерального закона, и иные условия.
Статья 15. Функции основного исполнителя
Основной исполнитель при реализации карты технологической кооперации осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает создание высокотехнологичной продукции;
2) разрабатывает с привлечением квалифицированного заказчика карту технологической кооперации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) определяет лиц, участвующих в реализации карты технологической кооперации, с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона;
4) участвует в реализации одного или нескольких инвестиционных проектов, способствующих реализации карты технологической кооперации;
5) определяет направления исследований и работ, необходимых для создания высокотехнологичной продукции;
6) представляет куратору проекта сведения о критических технологиях, необходимых для реализации национального проекта по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации;
7) устанавливает требования к организации производства определенных видов высокотехнологичной продукции, в том числе в части оборудования, сырья, материалов и комплектующих изделий, программ для ЭВМ, необходимых для производства и эксплуатации высокотехнологичной продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в части полноты защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;
8) осуществляет иные функции, необходимые для реализации карты технологической кооперации, в том числе предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 16. Содержание карты технологической кооперации
1. В карте технологической кооперации должны быть определены:
1) формы и способы взаимодействия лиц, осуществляющих содействие развитию технологий, с субъектами научной, научно-технической и (или) инновационной деятельности в целях разработки технологий, необходимых для создания высокотехнологичной продукции;
2) требования к обеспечению кадрового потенциала при реализации карты технологической кооперации;
3) меры государственного стимулирования, необходимые для реализации карты технологической кооперации, включая меры государственного стимулирования разработки и (или) внедрения критических технологий, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
4) общий объем финансирования, в том числе за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств, выделяемых из внебюджетных источников. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать требования к объему средств, выделяемых из внебюджетных источников, в общем объеме необходимых для реализации карты технологической кооперации денежных средств;
5) в отношении мероприятий по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации путем создания высокотехнологичной продукции, имеющей системное значение для функционирования экономики, решения социально-экономических задач, обеспечения обороны страны и безопасности государства:
а) перечень наименований высокотехнологичной продукции, разрабатываемой и производимой в рамках карты технологической кооперации, формируемый в соответствии с порядком подготовки карт технологической кооперации, указанным в пункте 4 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. Такая высокотехнологичная продукция должна соответствовать требованиям (критериям), предъявляемым к промышленной продукции в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
б) перечень критических технологий, которые должны быть разработаны и (или) внедрены при создании опытного и серийного производства высокотехнологичной продукции, и (или) комплектующих изделий для производства высокотехнологичной продукции, и (или) сырья (материалов) для производства высокотехнологичной продукции, и (или) программ для ЭВМ, необходимых для производства и эксплуатации высокотехнологичной продукции, и права на которые принадлежат квалифицированным заказчикам, основным исполнителям и (или) разработчикам технологий либо будут закреплены за ними после разработки соответствующей критической технологии;
в) квалифицированный заказчик (квалифицированные заказчики);
г) основные исполнители;
д) формы и способы обеспечения квалифицированным заказчиком долгосрочного спроса на высокотехнологичную продукцию, а также объем такого спроса;
е) показатели достижения уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции;
ж) механизмы поэтапного финансирования реализации карты технологической кооперации в зависимости от показателей достижения уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции;
з) показатели уровня технологической независимости высокотехнологичной продукции, достижение которых обеспечивается в результате реализации карты технологической кооперации, и количественные и качественные показатели производства высокотехнологичной продукции и внедрения критических технологий, а также методики оценки таких показателей;
6) при наличии мероприятий по формированию новых рынков на основе создания и развития сквозных технологий в отношении таких мероприятий:
а) перечень сквозных технологий, которые должны быть разработаны и (или) внедрены в результате реализации карты технологической кооперации;
б) показатели формирования новых рынков, включая показатель увеличения планируемого объема экспорта новой высокотехнологичной продукции, достижение которых обеспечивается в результате реализации карты технологической кооперации, а также методики оценки таких показателей;
в) формы и способы обеспечения юридическим лицом, намеревающимся осуществить внедрение и (или) развитие сквозных технологий, долгосрочного спроса на высокотехнологичную продукцию, объем такого спроса и объем средств, выделяемых из внебюджетных источников;
7) иные условия в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
2. Карта технологической кооперации может реализовываться в том числе путем реализации инвестиционных проектов, направленных:
1) на производство сырья, материалов, используемых при производстве высокотехнологичной продукции, соответствующей качественным и количественным показателям, определенным в документах по реализации инвестиционных проектов;
2) на производство комплектующих изделий для высокотехнологичной продукции;
3) на создание оборудования, необходимого для производства высокотехнологичной продукции;
4) на создание программ для ЭВМ, используемых в составе высокотехнологичной продукции или оборудования для ее производства;
5) на создание инфраструктуры, необходимой для производства и эксплуатации высокотехнологичной продукции, а также сырья, материалов, оборудования, комплектующих изделий и программ для ЭВМ;
6) на создание способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности, на основе которых создается высокотехнологичная продукция.
Глава 5. Проекты по развитию сквозных технологий
Статья 17. Общие положения о проектах по развитию сквозных технологий
1. К проектам по развитию сквозных технологий относятся проекты, направленные на внедрение и (или) развитие сквозных технологий в целях формирования новых рынков и производства высокотехнологичной продукции.
2. Развитие сквозных технологий основывается на следующих принципах:
1) привлечение на условиях взаимовыгодного сотрудничества разработчиков технологий, объединение усилий которых необходимо для достижения целевых показателей развития технологий, определенных в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона;
2) развитие рыночных отношений и исключение односторонних действий, направленных на ограничение конкуренции в Российской Федерации в высокотехнологичных областях;
3) укрепление международного сотрудничества в области технологической политики и развитие международной кооперации при соблюдении интересов Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации:
1) утверждает порядок оценки технологий и отнесения их к сквозным технологиям;
2) утверждает порядок подготовки и выполнения планов мероприятий по реализации проектов по развитию сквозных технологий, включающий описание функций и порядок взаимодействия лиц, участвующих в реализации указанных проектов, порядок заключения, изменения и прекращения действия соглашений о развитии сквозных технологий, типовую форму таких соглашений, предусматривающую в том числе условие о сроке исполнения таких соглашений, и порядок осуществления мониторинга исполнения таких соглашений;
3) определяет меры государственного стимулирования в рамках реализации проектов по развитию сквозных технологий.
4. Инициаторами реализации проектов по развитию сквозных технологий могут выступать Правительство Российской Федерации и юридические лица, намеревающиеся осуществить внедрение и (или) развитие сквозных технологий и (или) формирование собственных линий разработки технологий.
5. В целях формирования собственных линий разработки технологий юридические лица, намеревающиеся осуществить внедрение и (или) развитие сквозных технологий, должны обладать (с учетом группы лиц, к которым они относятся, и договоров, заключенных с российскими юридическими лицами, не относящимися к указанной группе лиц) необходимыми ресурсами, в том числе результатами исследований и разработок, технической документацией, соответствующими программами для ЭВМ, правами на результаты интеллектуальной деятельности, основными средствами и иным имуществом, а также кадровым потенциалом.
6. Проекты по развитию сквозных технологий реализуются российскими юридическими лицами с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции, определяемых согласно методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, на основании заключенных с Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации соглашений о развитии сквозных технологий.
7. К отношениям, возникающим в связи с заключением, изменением и расторжением соглашения о развитии сквозных технологий, а также с исполнением обязанностей по указанному соглашению, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации.
Статья 18. Соглашение о развитии сквозных технологий
1. Предметом соглашения о развитии сквозных технологий являются внедрение и (или) развитие отдельных видов сквозных технологий и (или) формирование собственных линий разработки технологий в целях формирования (с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции) новых рынков, производства высокотехнологичной продукции и обеспечения технологического лидерства Российской Федерации в среднесрочной перспективе.
2. Соглашение о развитии сквозных технологий должно содержать следующие условия:
1) предмет соглашения о развитии сквозных технологий;
2) наименование высокотехнологичной отрасли, для формирования или развития которой заключается соглашение о развитии сквозных технологий, описание сквозной технологии (сквозных технологий), на внедрение и (или) развитие которой (которых) направлено указанное соглашение, виды и характеристики результатов интеллектуальной деятельности, создание и использование которых планируются в соответствующей технологии;
3) целевые показатели развития технологий с учетом показателей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также методика их расчета;
4) права и обязанности сторон соглашения о развитии сквозных технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом права на обоснованный риск, предусмотренного статьей 24 настоящего Федерального закона;
5) ответственность юридических лиц, заключивших соглашение о развитии сквозных технологий, за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей части;
6) формы и способы обеспечения юридическим лицом, намеревающимся осуществить внедрение и (или) развитие сквозных технологий, долгосрочного спроса на высокотехнологичную продукцию, а также объем такого спроса;
7) иные условия, предусмотренные типовой формой соглашения о развитии сквозных технологий, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
3. В рамках подготовки к заключению соглашения о развитии сквозных технологий юридическое лицо, намеревающееся осуществить внедрение и (или) развитие сквозных технологий и являющееся инициатором реализации проекта по развитию сквозных технологий, обосновывает наличие долгосрочного спроса на высокотехнологичную продукцию и в случае заключения указанного соглашения обеспечивает долгосрочный спрос на высокотехнологичную продукцию в соответствии с формами, способами и объемом, которые определяются в указанном соглашении.
Глава 6. Развитие технологических инноваций
Статья 19. Общие положения о технологических инновациях
1. Технологические инновации создаются и внедряются разработчиками технологий и производителями высокотехнологичной продукции с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции в целях обеспечения технологического лидерства Российской Федерации, повышения качества и расширения ассортимента продукции, сохранения существующих рынков сбыта или выхода на новые, снижения издержек производства, роста производственных мощностей, достижения финансовых, экономических, инвестиционных, социально-экономических, экологических, научных, научно-технических и (или) иных общественно полезных характеристик (эффектов) (далее - характеристики (эффекты).
2. Технологические инновации создаются и внедряются разработчиками технологий и производителями высокотехнологичной продукции самостоятельно или с привлечением иных лиц, в том числе путем реализации проектов развития технологий.
Статья 20. Среднесрочные и долгосрочные планы развития технологий
1. Среднесрочные и долгосрочные планы развития технологий разрабатываются с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды в целях обеспечения реализации технологической политики и утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом предложений Российской академии наук, агентов развития технологий и иных юридических лиц (в части, касающейся банковской сферы и иных сфер финансового рынка, - по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).
2. Среднесрочные и долгосрочные планы развития технологий являются основой для разработки перечней критических и сквозных технологий, утверждаемых Правительством Российской Федерации или уполномоченным органом (уполномоченными органами), иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области технологической политики, а также программ инновационного развития организаций с государственным участием.
3. Среднесрочные и долгосрочные планы развития технологий должны содержать описание вызовов, ограничений и рисков, оценку текущего состояния, основных проблем, тенденций и возможных сценариев развития технологий, а также иные положения в соответствии с требованиями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Программы инновационного развития организаций с государственным участием
1. Под программами инновационного развития организаций с государственным участием понимаются направленные на достижение стратегических целей комплексы мероприятий по разработке, внедрению и (или) развитию критических и сквозных технологий, технологических инноваций, формированию собственных линий разработки технологий, предусматривающие финансирование таких мероприятий этими организациями с государственным участием или иными лицами. Перечень организаций с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, утверждается Правительством Российской Федерации.
2. В программах инновационного развития организаций с государственным участием должны быть предусмотрены исследования и разработки и (или) проекты развития технологий, в том числе способствующих достижению целевых показателей обеспечения технологического лидерства Российской Федерации и (или) среднесрочного и долгосрочного развития технологий в отраслях экономики, а также цели, срок, планируемые итоги, параметры финансирования и ключевые показатели эффективности реализации таких программ. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать иные требования к содержанию программ инновационного развития организаций с государственным участием.
3. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи, при которых организации с государственным участием обязаны:
1) привлекать малые технологические компании к реализации программ инновационного развития организаций с государственным участием;
2) привлекать лиц, осуществляющих содействие развитию технологий, к разработке, экспертизе и реализации программ инновационного развития организаций с государственным участием;
3) реализовывать программы инновационного развития организаций с государственным участием на основе собственных линий разработки технологий.
Глава 7. Стимулирование деятельности по реализации технологической политики
Статья 22. Меры государственного стимулирования. Стимулирование деятельности по реализации технологической политики, не являющееся государственным
1. Меры государственного стимулирования применяются с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции, используемых для оценки стадий жизненного цикла продукции при ее разработке, производстве и выведении на рынок и определенных согласно методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, для достижения целей технологической политики, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
2. В отношении деятельности по реализации технологической политики в случаях и порядке, которые предусмотрены правом Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и в соответствии с условиями, содержащимися в указанных нормативных правовых актах, могут предоставляться следующие меры государственного стимулирования:
1) финансирование проекта развития технологий за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в формах, предусмотренных бюджетным и гражданским законодательством Российской Федерации (далее - финансирование проекта развития технологий);
2) налоговые льготы и иные преференции, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, а также льготы по уплате таможенных платежей, установленные правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
3) льготы по арендной плате в случае предоставления в пользование имущества, находящегося в государственной собственности;
4) информационно-консультационная поддержка, в том числе правовая охрана и защита прав на результаты интеллектуальной деятельности, содействие в привлечении инвестиций, оказание услуг таможенного представителя, оказание услуг по развитию кадрового потенциала;
5) поддержка инновационной деятельности;
6) поддержка развития кадрового потенциала;
7) инфраструктурная поддержка, в том числе предоставление в пользование объектов недвижимости и оборудования;
8) поддержка экспорта при выходе на рынки иностранных государств и освоении этих рынков;
9) поддержка в рамках установления экспериментальных правовых режимов;
10) содействие сотрудничеству между разработчиками технологий и производителями высокотехнологичной продукции, а также формированию гарантированного спроса и предложения в отношении высокотехнологичной продукции;
11) иные меры поддержки.
3. Меры государственного стимулирования должны быть установлены с учетом стадий разработки, внедрения и развития технологических инноваций.
4. Стимулирование деятельности по реализации технологической политики, не предусмотренное частью 2 настоящей статьи, осуществляется юридическими и физическими лицами в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Статья 23. Особенности финансирования проектов развития технологий
1. Финансирование проектов развития технологий осуществляется с учетом целей и задач технологической политики, а также с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции, определенных согласно методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
2. Агенты развития технологий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними локальными нормативными актами агентов развития технологий при принятии и реализации решений о финансировании проектов развития технологий осуществляют необходимую экспертизу проектов развития технологий, в том числе при необходимости с привлечением независимых экспертов, до начала финансирования проектов развития технологий, в процессе их реализации и после завершения их реализации (при необходимости), а также обеспечивают целевое использование средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных при применении мер государственного стимулирования.
3. Агенты развития технологий осуществляют мониторинг и контроль реализации проектов развития технологий, в том числе финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая мониторинг и контроль целевого использования таких средств. Критерии целевого использования средств, направляемых на финансирование проектов развития технологий, и порядок осуществления мониторинга и контроля такого целевого использования средств устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
4. После завершения каждого этапа реализации проекта развития технологий получатель средств, направляемых на финансирование проекта развития технологий, представляет агенту развития технологий отчет и документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов, в срок, установленный Правительством Российской Федерации в зависимости от этапа реализации проекта развития технологий и (или) с учетом стадий разработки, внедрения и развития технологических инноваций, если иной срок не установлен соглашением между агентом развития технологий и получателем средств, направляемых на финансирование проекта развития технологий.
5. В случае выявления нецелевого использования средств, направляемых на финансирование проекта развития технологий, агент развития технологий уведомляет об этом получателя таких средств, который обязан возвратить агенту развития технологий такие средства в объеме, соответствующем объему выявленного нецелевого использования средств, в порядке и сроки, которые установлены соглашением между агентом развития технологий и получателем таких средств.
6. Неурегулированные разногласия между получателем средств, направляемых на финансирование проекта развития технологий, и агентом развития технологий по вопросу наличия и объема нецелевого использования средств разрешаются в судебном порядке.
7. Организацию деятельности по финансированию проектов развития технологий агенты развития технологий осуществляют в соответствии с порядком определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
8. Порядок определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утверждаемый Правительством Российской Федерации, должен содержать базовые критерии оценки рисков реализации проектов развития технологий и порядок принятия агентом развития технологий решения о финансировании проектов развития технологий и учитывать уровень готовности разрабатываемой или разработанной технологии, перспективы коммерциализации деятельности по реализации технологической политики, объем предполагаемого финансирования проектов развития технологий, а также методы и инструменты управления рисками, включая мероприятия по предупреждению рисков и процедуры внутреннего контроля.
9. Агент развития технологий утверждает методику оценки рисков реализации проекта развития технологий по согласованию с главным распорядителем средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации должностным лицом, осуществляющим координацию деятельности агента развития технологий, в соответствии с порядком определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
10. Условия финансирования проектов развития технологий, полномочия главных распорядителей бюджетных средств и их ответственность за осуществление агентами развития технологий мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий получателями средств, направляемых на финансирование проектов развития технологий, в том числе целевого использования таких средств, мониторинга и контроля соблюдения методики оценки рисков реализации проектов развития технологий и порядка принятия агентами развития технологий решений о финансировании проектов развития технологий, ответственность за принятие решений на основе оценки эффективности финансирования проектов развития технологий за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на применение мер государственного стимулирования, а также правила указанной оценки, предусмотренные частью 5 статьи 24 настоящего Федерального закона, учитываются в правилах предоставления субсидий или бюджетных инвестиций, порядке принятия решений, утверждаемых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статья 24. Оценка эффективности финансирования проектов развития технологий с учетом права на обоснованный риск
1. Оценка эффективности финансирования проектов развития технологий осуществляется органами государственного финансового контроля с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции, а также с учетом права на обоснованный риск.
2. Под правом на обоснованный риск для агента развития технологий и получателя средств, направляемых на финансирование проектов развития технологий, понимаются допущение возможности недостижения агентом развития технологий и получателем таких средств запланированных характеристик (эффектов) и допущение возможности обесценения финансовых и иных активов получателя таких средств вследствие недостижения запланированных характеристик (эффектов) в связи с уровнем риска такой деятельности в пределах допустимого уровня рисков, установленного в соответствии с порядком определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии реализации мероприятий по осуществлению экспертизы, контроля и мониторинга проектов развития технологий в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
3. При оценке эффективности финансирования проектов развития технологий органы государственного финансового контроля руководствуются положениями федеральных законов с учетом требований настоящей статьи.
4. При оценке эффективности финансирования проектов развития технологий органами государственного финансового контроля осуществляется проверка соблюдения установленного порядка, регламентирующего осуществление финансирования проектов развития технологий, а также проверка соответствия указанного порядка требованиям, предусмотренным настоящей статьей.
5. Правила оценки эффективности финансирования проектов развития технологий, включающие особенности определения целевого характера использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на финансирование проектов развития технологий, и средств, выделяемых из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, применяемые при проведении такой оценки критерии, а также требования к осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. При оценке органами государственного финансового контроля эффективности осуществления агентом развития технологий финансирования проектов развития технологий необходимо:
1) руководствоваться положениями федеральных законов с учетом требований настоящей статьи;
2) учитывать право на обоснованный риск для агента развития технологий и получателя средств, направляемых на финансирование проектов развития технологий;
3) в случае формирования агентом развития технологий совокупностей (портфелей) проектов развития технологий, обладающих схожими целями и характеристиками (далее - портфели проектов развития технологий), основываться на результатах анализа эффективности финансирования соответствующего портфеля проектов развития технологий на основе принципов интегральности и ретроспективности, предусмотренных частью 10 настоящей статьи;
4) проверять наличие и соблюдение положений утвержденных агентом развития технологий:
а) документов, определяющих стратегию, цели и задачи осуществления финансирования проектов развития технологий;
б) документов, определяющих порядок осуществления финансирования проектов развития технологий.
7. При проверке органами государственного финансового контроля документов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 части 6 настоящей статьи, необходимо установить:
1) соответствие таких документов целям и задачам технологической политики;
2) измеримость целей и задач, содержащихся в таких документах;
3) возможность оценки эффективности финансирования проектов развития технологий;
4) взаимосвязь целей и задач, содержащихся в таких документах, с ключевыми показателями эффективности деятельности структурных подразделений и руководящего состава агента развития технологий, системой мотивации его работников (если указанное требование применимо к проверяемому агенту развития технологий);
5) наличие системы оценки ответственности за недостижение поставленных целей (если указанное требование применимо к проверяемому агенту развития технологий).
8. При проверке органами государственного финансового контроля документов, предусмотренных подпунктом "б" пункта 4 части 6 настоящей статьи, необходимо установить:
1) наличие внутренних процедур контроля за выполнением установленного порядка осуществления финансирования проектов развития технологий с указанием лиц, ответственных за принятие решений, и санкций за нарушение установленных процедур;
2) наличие и описание основных этапов и сроков осуществления финансирования проектов развития технологий;
3) наличие процедур коллегиального принятия решений и привлечения при необходимости независимых экспертов;
4) соответствие установленным Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" требованиям к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
9. Использование средств, направляемых на финансирование проектов развития технологий, получателем таких средств признается эффективным при обеспечении документального подтверждения реализации мероприятий, предусмотренных соглашением между агентом развития технологий и получателем таких средств и направленных на достижение запланированных характеристик (эффектов).
10. В случае формирования агентом развития технологий портфеля проектов развития технологий оценка эффективности финансирования проектов развития технологий проводится на основе принципов интегральности и ретроспективности, которые означают, что оценке подлежат достигнутые целевые и промежуточные, а также запланированные характеристики (эффекты) с учетом фактической и прогнозируемой динамики их достижения по портфелю проектов развития технологий с момента первоначального получения агентом развития технологий средств, направляемых на финансирование проектов развития технологий, или иного момента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.
11. Использование агентом развития технологий средств, направляемых на финансирование проектов развития технологий, признается эффективным в случае достижения в рамках установленного срока и (или) в рамках цели, определенной в качестве отменительного условия, интегрально и ретроспективно по совокупности инвестиционных финансовых вложений (расходов) агента развития технологий, осуществленных в форме инвестиций за счет средств, направляемых на финансирование проектов развития технологий, составляющих портфель проектов развития технологий, показателей возвратности инвестиций с учетом запланированных характеристик (эффектов) реализации проектов развития технологий, а по совокупности вложений (расходов), осуществленных в иных формах, - социально-экономических, научных, научно-технических, экологических и (или) иных общественно полезных характеристик (эффектов).
12. Правительство Российской Федерации вправе установить порядок отчуждения агентом развития технологий имущества, приобретенного им при финансировании проектов развития технологий.
Глава 8. Инфраструктура развития технологий. Информационное обеспечение технологической политики
Статья 25. Инфраструктура развития технологий
1. Инфраструктурой развития технологий является совокупность объектов и организаций, способствующих реализации проектов развития технологий.
2. Инфраструктура развития технологий включает в том числе:
1) инфраструктуру, необходимую для развития и апробации технологий;
2) инфраструктуру, необходимую для макетирования и прототипирования высокотехнологичной продукции;
3) инфраструктуру, необходимую для тестирования технологий и проведения испытаний образцов высокотехнологичной продукции, в том числе для подтверждения соответствия высокотехнологичной продукции;
4) инфраструктуру, необходимую для защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и управления такими правами;
5) инфраструктуру, необходимую для опытного и мелкосерийного производства высокотехнологичной продукции;
6) российских юридических лиц, осуществляющих сбор и анализ информации о реализации среднесрочных и долгосрочных планов развития технологий, проектов развития технологий и по решению Правительства Российской Федерации осуществляющих следующие функции:
а) размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" среднесрочных и долгосрочных планов развития технологий и сведений о целях обеспечения технологического лидерства Российской Федерации, среднесрочного и долгосрочного развития технологий в отраслях экономики (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);
б) сопровождение процесса рассмотрения предложений о реализации карт технологической кооперации, а также предложений юридических лиц, намеревающихся осуществить внедрение и (или) развитие сквозных технологий и заключить соглашения о развитии сквозных технологий;
в) организация осуществления мониторинга реализации карт технологической кооперации и проектов по развитию сквозных технологий;
г) информационное обеспечение технологической политики;
д) иные функции, определяемые решениями Правительства Российской Федерации.
3. Инфраструктура развития технологий создается в том числе в рамках применения мер государственного стимулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Инструменты, формируемые в целях информационного обеспечения технологической политики
1. В целях информационного обеспечения технологической политики формируются:
1) инструмент обработки данных;
2) инструмент мастер-данных.
2. Правительство Российской Федерации вправе принимать решение о формировании и модернизации инструментов, указанных в части 1 настоящей статьи, в составе созданных государственных информационных систем или решение о формировании таких инструментов в качестве подлежащей созданию самостоятельной государственной информационной системы.
3. Инструмент обработки данных предназначен для взаимодействия информационных систем субъектов, осуществляющих формирование технологической политики, и лиц, осуществляющих содействие развитию технологий, а также для обеспечения обмена данными между такими информационными системами.
4. Инструмент мастер-данных предназначен для сбора, стандартизации и автоматизированного предоставления участникам информационного обмена нормативно-справочной информации, образующей взаимосвязанные номенклатурные классификаторы.
5. Инструмент обработки данных содержит информацию о субъектах, осуществляющих формирование технологической политики, и лицах, осуществляющих содействие развитию технологий, об их функциях, о сведениях и документах, связанных с проектами развития технологий.
6. Для обеспечения обработки информации в составе инструмента обработки данных формируются следующие реестры:
1) реестр карт технологической кооперации;
2) реестр лиц, осуществляющих содействие развитию технологий, в том числе реестр участников карт технологической кооперации, реестр соглашений о развитии сквозных технологий, реестр малых технологических компаний и Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности;
3) реестр участников информационного обмена, которым предоставлен доступ к информации, содержащейся в инструменте обработки данных и инструменте мастер-данных, и которые обеспечивают взаимодействие их информационных систем с инструментом обработки данных в автоматическом режиме;
4) иные реестры, определяемые Правительством Российской Федерации.
7. Инструмент мастер-данных включает следующие взаимосвязанные номенклатурные классификаторы с указанием характеристик и свойств объектов нормативно-справочной информации:
1) классификатор технологий, в том числе критических и сквозных;
2) классификатор типов высокотехнологичной продукции, в том числе ключевых комплектующих изделий и материалов, используемых при ее производстве.
8. Формирование классификаторов инструмента мастер-данных осуществляется на основании документов стратегического планирования, документов по стандартизации, а также на основании применимых классификаторов участников информационного обмена.
Глава 9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 27. О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
Внести в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 317-Ф3 "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6078; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4591; N 49, ст. 7025; 2013, N 27, ст. 3477, 3480; 2015, N 1, ст. 52; 2016, N 14, ст. 1904; 2018, N 1, ст. 74; N 53, ст. 8451; 2019, N 18, ст. 2205; 2021, N 24, ст. 4188; 2022, N 27, ст. 4585) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 7 после слова "научно-техническую," дополнить словом "технологическую,";
2) пункт 1 статьи 71 после слова "научно-техническую," дополнить словом "технологическую,".
Статья 28. О внесении изменения в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4341; 2021, N 24, ст. 4188, 4226; N 50, ст. 8406; 2023, N 25, ст. 4430; 2024, N 1, ст. 9; N 18, ст. 2402; N 31, ст. 4456) после слова "научно-техническую" дополнить словом ", технологическую".
Статья 29. О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
Внести в Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5017; 2021, N 27, ст. 5159; 2024, N 33, ст. 4919) следующие изменения:
1) в наименовании слово "цифровых" заменить словами "цифровых и технологических";
2) в статье 1:
а) в части 1 слово "цифровых" заменить словами "цифровых и технологических";
б) в части 2:
в абзаце первом слово "цифровых" заменить словами "цифровых и технологических";
дополнить пунктом 81 следующего содержания:
"81) разработка и внедрение технологических инноваций, а также производство высокотехнологичной продукции;";
в пункте 9 слово "цифровых" заменить словами "цифровых и технологических";
3) в статье 2:
а) в абзаце первом слова "Для целей" заменить словами "1. Для целей";
б) в пункте 1 слово "цифровых" заменить словами "цифровых и технологических";
в) дополнить частью 2 следующего содержания:
"2. Понятия "высокотехнологичная продукция" и "технологические инновации" используются в значениях, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".";
4) в статье 3:
а) в пункте 7 слово "цифровых" заменить словами "цифровых и технологических";
б) в пункте 8 слово "цифровых" заменить словами "цифровых и технологических";
5) в части 1 статьи 6:
а) в пункте 1 слово "цифровых" заменить словами "цифровых и технологических";
б) в пункте 2 слово "цифровых" заменить словами "цифровых и технологических".
Глава 10. Заключительные положения
Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В. Путин