Статья 1. Основные характеристики бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов
1. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2026 год:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 19 086 230 654,6 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 18 990 837 767,4 тыс. рублей, из них доходы по обязательному пенсионному страхованию в сумме 12 327 324 992,4 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 414 779 777,4 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 318 973 025,5 тыс. рублей. Прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 4 692 365 454,0 тыс. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 404 579 795,6 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 222 377 430,3 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 18 748 235 886,0 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 18 667 578 505,0 тыс. рублей, из них объем расходов по обязательному пенсионному страхованию в сумме 12 129 321 380,3 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 412 096 868,0 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 196 381 557,0 тыс. рублей;
3) объем профицита бюджета Фонда в сумме 337 994 768,6 тыс. рублей, в том числе объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 14 735 506,2 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 323 259 262,4 тыс. рублей, из них объем профицита бюджета Фонда в части обязательного пенсионного страхования в сумме 198 003 612,1 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда в части переданных полномочий в сумме 18 727,6 тыс. рублей, объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 682 909,4 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 122 591 468,5 тыс. рублей.
2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2027 и 2028 годов:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2027 год в сумме 19 976 597 138,7 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 21 178 154 491,3 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2027 год в сумме 19 868 184 068,8 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 21 067 860 354,0 тыс. рублей, из них доходы по обязательному пенсионному страхованию на 2027 год в сумме 13 021 906 319,0 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 13 871 111 847,1 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2027 год в сумме 1 541 377 137,5 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 1 659 167 540,0 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2027 год в сумме 344 859 521,5 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 371 029 753,7 тыс. рублей. Прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на 2027 год в сумме 4 443 355 427,0 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 4 502 334 483,5 тыс. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации на 2027 год в сумме 391 618 468,5 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 416 845 908,6 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2027 год в сумме 222 330 714,7 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 222 345 240,7 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2027 год в сумме 19 741 046 532,0 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 20 856 250 320,0 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2027 год в сумме 19 635 186 191,1 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 20 753 556 629,4 тыс. рублей, из них объем расходов по обязательному пенсионному страхованию на 2027 год в сумме 12 915 988 256,6 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 13 692 374 622,5 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2027 год в сумме 1 552 996 507,2 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 1 679 163 120,3 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2027 год в сумме 206 160 336,5 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 215 467 673,4 тыс. рублей;
3) объем профицита бюджета Фонда на 2027 год в сумме 235 550 606,7 тыс. рублей, в том числе объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 2 552 729,0 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 232 997 877,7 тыс. рублей, из них объем профицита бюджета Фонда в части обязательного пенсионного страхования в сумме 105 918 062,4 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 11 619 369,7 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 138 699 185,0 тыс. рублей, и объем профицита бюджета Фонда на 2028 год в сумме 321 904 171,3 тыс. рублей, в том числе объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 7 600 446,7 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 314 303 724,6 тыс. рублей, из них объем профицита бюджета Фонда в части обязательного пенсионного страхования в сумме 178 737 224,6 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 19 995 580,3 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 155 562 080,3 тыс. рублей.
Статья 2. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда
Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
Статья 3. Бюджетные ассигнования бюджета Фонда на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов
1. Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов:
1) на 2026 год согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону;
2) на плановый период 2027 и 2028 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.
2. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2026 год в сумме 17 959 304 061,5 тыс. рублей, на 2027 год в сумме 18 934 132 657,4 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 20 030 973 539,6 тыс. рублей.
Статья 4. Межбюджетные трансферты бюджету Фонда и из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
1. Установить, что объем бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2026 год на осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, подлежит уменьшению на объем средств, предназначенных на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходящим военную и правоохранительную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, а также на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходившим военную службу в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
2. Установить, что в 2026 году финансовое обеспечение расходов на реализацию пункта 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4302-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" комплекса процессных мероприятий "Предоставление мер государственной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в рамках государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов.
Статья 5. Особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности Фонда
1. Фонд вправе в 2026 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" в рамках обеспечения выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации подраздела "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов, осуществлять финансовое обеспечение оплаты услуг органов (организаций), с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений граждан об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость.
2. Фонд вправе в 2026 году в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вносить изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда без внесения изменений в настоящий Федеральный закон с превышением общего объема расходов, утвержденных настоящим Федеральным законом, в целях увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих в соответствии с условиями указанных государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов.
Статья 6. Особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики
1. Фонд в 2026 году осуществляет:
1) финансовое обеспечение выплат, имеющих периодический характер, пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, за праздничные и выходные дни января 2027 года в декабре 2026 года, а также выплаты пенсий, включая их доставку, на территории, на которой введен режим чрезвычайной ситуации (федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального или локального характера), ранее текущего месяца в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Выплаченные суммы пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, в декабре 2026 года гражданину при жизни за праздничные и выходные дни января 2027 года или в связи с введением режима чрезвычайной ситуации, не подлежат возмещению;
2) финансовое обеспечение доставки пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, сумм страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и других социальных выплат организациям федеральной почтовой связи в пределах 1,17 процента доставленных сумм без учета налога на добавленную стоимость, расходов на пересылку денежных средств почтовыми переводами на территории Российской Федерации для обеспечения выплат пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, алиментов и других удержаний из установленных выплат, сумм выплат, выплачиваемых членам семьи умершего, с применением тарифа в размере 1,17 процента от переводимой суммы без учета налога на добавленную стоимость;
3) финансовое обеспечение выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии), и оказания услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, включая расходы на доставку указанных пенсий и пособия, с последующим возмещением за счет бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации.
2. Суммы средств, поступившие в бюджет Фонда на выплату страховой пенсии, на которые страхователями по состоянию на 1 января 2026 года не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для отражения в общей части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, направляются Фондом на финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий.
3. Установить, что Фонд в 2026 году осуществляет реализацию пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детейинвалидов, правила реализации которого, включая перечень мероприятий, финансируемых в рамках его реализации, определяются Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 2 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов "Оказание услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов" в рамках комплекса процессных мероприятий "Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" подраздела "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов.
4. Установить, что в 2026 году Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - финансовое обеспечение предупредительных мер), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" в рамках комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.
Статья 7. Особенности исполнения бюджета Фонда в 2026 году
1. Установить, что:
1) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление материнского (семейного) капитала и другие социальные выплаты, на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направляются Фондом в 2026 году на те же цели, а также на выплату страховых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии в случае недостаточности в ходе исполнения бюджета Фонда бюджетных ассигнований. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
2) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, а также по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим на это право, направляются Фондом в 2026 году на те же цели, включая завершение расчетов по договорам, заключенным в 2025 году. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
3) остатки средств по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году, а также средства, поступающие в текущем году от возврата остатков прошлых лет, по целевой статье расходов "Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий" по подразделу "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов, направляются Фондом в 2026 году на те же цели. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
4) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", а также на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет в части, превышающей размер указанного пособия, определяемый в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, и на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами, направляются Фондом в 2026 году на те же цели. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
5) остатки межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг, оказанных этими организациями женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, направляются Фондом в 2026 году на те же цели. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
6) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на осуществление дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников в виде единовременной страховой выплаты, направляются Фондом в 2026 году на те же цели, в том числе на основании вступивших в законную силу судебных актов, на осуществление единовременной страховой выплаты, подлежавшей назначению до 14 июля 2022 года включительно, указанным в настоящем пункте категориям граждан. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
7) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на осуществление специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), направляются Фондом в 2026 году на те же цели, в том числе на основании вступивших в законную силу судебных актов, на осуществление специальной социальной выплаты, подлежавшей назначению до 14 июля 2022 года включительно, указанным в настоящем пункте категориям граждан. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
8) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на осуществление специальной социальной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание социальных услуг) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), направляются Фондом в 2026 году на те же цели, в том числе на основании вступивших в законную силу судебных актов, на осуществление специальной социальной выплаты, подлежавшей назначению до 14 июля 2022 года включительно, указанным в настоящем пункте категориям граждан. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
9) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на осуществление расходов по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и по выплате капитализированных повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (для должника - кредитной организации на день отзыва лицензии на осуществление банковских операций), по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, направляются Фондом в 2026 году на те же цели. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
10) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на осуществление расходов на единовременные выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2022 года N 247 "О поддержке волонтерской деятельности на территориях отдельных субъектов Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 года N 972 "О дополнительных социальных гарантиях лицам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей", Указом Президента Российской Федерации от 14 июля 2023 года N 518 "О дополнительных социальных гарантиях лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, и членам их семей", Указом Президента Российской Федерации от 25 августа 2023 года N 640 "О мерах социальной защиты работников некоторых государственных предприятий" и Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2024 года N 968 "О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц", направляются Фондом в 2026 году на те же цели. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
11) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на осуществление расходов на компенсации в возмещение вреда жизни или здоровью добровольца (волонтера) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2023 года N 356 "Об утверждении Правил назначения и выплаты компенсации, предусмотренной пунктом 11 статьи 171 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", направляются Фондом в 2026 году на те же цели. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
12) остатки межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на осуществление специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, направляются Фондом в 2026 году на те же цели. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
13) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на осуществление ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, направляются Фондом в 2026 году на те же цели либо на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, в том числе на основании вступивших в законную силу судебных актов. Остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, подлежавшей назначению до 1 января 2023 года, в том числе на основании вступивших в законную силу судебных актов, направляются Фондом на те же цели с соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации уровня софинансирования, установленного в году, за который осуществляется ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
14) остатки субвенций из бюджетов Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на выплату пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, направляются Фондом в 2026 году на те же цели с внесением соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда;
15) остатки средств по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в результате неполного использования Фондом в 2025 году средств, предусмотренных на осуществление расходов по предоставлению субсидий юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан, направляются Фондом в 2026 году на осуществление расходов по оказанию государственной поддержки стимулирования найма отдельных категорий граждан, а остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного использования в 2025 году средств, предусмотренных на осуществление расходов по оказанию государственной поддержки стимулирования найма отдельных категорий граждан, трудоустройства работников из другой местности или других территорий, на создание (оборудование) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, направляются Фондом в 2026 году на те же цели. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
16) остатки средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в результате их неполного использования в 2025 году, могут направляться Фондом в 2026 году на осуществление выплат пособий и расходов на доставку пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
17) остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2025 году на осуществление ежемесячной выплаты федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов (органов) федеральных государственных органов, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, направляются Фондом в 2026 году на те же цели. В объеме указанных средств в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2026 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
2. Установить, что в случае передачи Фонду с 1 января 2026 года дополнительных функций и бюджетных полномочий по осуществлению мер социальной поддержки, предоставлению пособий и компенсаций отдельным категориям граждан вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда без внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
3. Установить, что Фонд в 2026 году путем внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда без внесения изменений в настоящий Федеральный закон вправе направить средства Фонда на финансовое обеспечение расходов Фонда по отдельным решениям Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
4. Установить, что дополнительное повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 21 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 1 января 2026 года устанавливается в сумме, равной 1413 рублям 86 копейкам.
5. Установить, что в случае необходимости перераспределения бюджетных ассигнований между предусмотренными бюджетными ассигнованиями по целевой статье расходов "Предоставление материнского (семейного) капитала" и средствами материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, подлежащими передаче в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие обязательное пенсионное страхование, в пределах годовых объемов бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала, вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда без внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
6. Установить, что в случае, если суммы фактически поступивших в бюджет Фонда средств, подлежащих направлению в текущем финансовом году на осуществление доплат к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и работникам организаций угольной промышленности, превысят годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда, в целях реализации Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
7. Установить, что остатки субвенций из бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2026 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования Фондом в 2025 году на предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, с внесением соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
8. Установить, что возвращенные в бюджет Фонда из бюджетов субъектов Российской Федерации не использованные в 2025 году остатки средств на социальную поддержку Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы и на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы и учтенные в бюджете Фонда по кодам бюджетной классификации "797 2 18 45198 06 0000 150 Доходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на социальную поддержку Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" и "797 2 18 45252 06 0000 150 Доходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы из бюджетов субъектов Российской Федерации" направляются Фондом в 2026 году на те же цели с внесением соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
9. Установить, что в случае, если суммы средств пенсионных накоплений, поступивших для формирования выплатного резерва, для осуществления срочной пенсионной выплаты, подлежащих передаче государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, подлежащих передаче в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие обязательное пенсионное страхование, и фактическая потребность в средствах на уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений, уплачиваемых Фондом, на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, на выплату накопительной пенсии, на выплату средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, в виде единовременной выплаты и на срочную пенсионную выплату превысят годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда, в целях реализации Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
10. Установить, что Фонд в 2026 году вправе использовать средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в объеме до 3 000 000 тыс. рублей на оплату расходов по строительству (реконструкции) многопрофильных реабилитационных центров в рамках реализации подпункта "з" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" для достижения национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи" национального проекта "Семья".
11. Установить, что Фонд в 2026 году вправе использовать средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в объеме до 4 224 943,7 тыс. рублей на оплату расходов по санаторно-курортному лечению и медицинской реабилитации в реабилитационных центрах Фонда, проезда к месту лечения в реабилитационные центры Фонда и обратно, включая возмещение фактически понесенных расходов и оплату транспортным организациям указанных расходов (далее - транспортные расходы) ветеранов боевых действий из числа лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе призванных на военную службу по мобилизации или заключивших контракт в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", лиц, находившихся на военной службе, службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области или выполнявших задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, и лиц, указанных в подпунктах 23 и 24 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - участники специальной военной операции), а также оплату транспортных расходов, проживания и питания сопровождающих их лиц, если участникам специальной военной операции установлена инвалидность I группы или если нуждаемость в сопровождении обусловлена медицинскими показаниями, в каждом случае сопровождения участника специальной военной операции для получения санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации в реабилитационных центрах Фонда в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
12. Установить, что в целях осуществления в 2026 году государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений, в том числе на покрытие расходов организации, определенной Правительством Российской Федерации в целях осуществления государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений, возникающих в связи с осуществлением государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений, из бюджета Фонда может быть предоставлен иной межбюджетный трансферт в федеральный бюджет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, путем внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда без внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
13. Установить, что Фонд в 2026 году исходя из фактического остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поступивших на единый счет бюджета Фонда доходов и произведенных с единого счета бюджета Фонда расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, привлекает средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в объеме, достаточном для покрытия дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
14. Установить, что в составе остатка средств пенсионных накоплений учитываются:
1) объем средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 1 января 2026 года в сумме 283 200 000,0 тыс. рублей, по состоянию на 31 декабря 2026 года в сумме 320 500 000,0 тыс. рублей;
2) объем средств выплатного резерва Фонда по состоянию на 1 января 2026 года в сумме 32 868 333,2 тыс. рублей, по состоянию на 31 декабря 2026 года в сумме 40 469 400,5 тыс. рублей;
3) объем средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым Фондом установлена срочная пенсионная выплата, по состоянию на 1 января 2026 года в сумме 3 587 900,3 тыс. рублей, по состоянию на 31 декабря 2026 года в сумме 3 345 455,4 тыс. рублей.
15. Установить, что в 2026 году резерв по обязательному пенсионному страхованию бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, не создается.
16. Установить, что Фонд в 2026 году вправе формировать и расходовать резерв средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации В. Путин
Данный Федеральный закон со всеми приложениями к нему опубликован на официальном интернет-портале правовой информации по адресу: www.pravo.gov.ru.