"Огромное количество людей было на Российской программе, люди сидели на сцене и балконе, мне казалось, что Дом кино этого просто не выдержит. Я даже написал заявление о том, что Дом кино нуждается в реконструкции", - отметил Михалков.
Президент фестиваля не согласился с тем, что в этом году конкурсная программа смотра оказалась слабой.
"Возьмем картину "Дверь" - это кино самого высокого уровня, - рассказывает президент ММКФ. - Или фильм "Орда" - высококлассное профессионального произведение, сделанное в условиях не оправившегося от потрясений кинематографа. Или фильм "Все копы - ублюдки", имеющий прямое отношение не только к Италии, но и к нам. Или фильм Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты" - это не мое кино, я, как говорится, "живу в другом подъезде", но в этом фильме есть лицо и образ автора, самой Ренаты.
Она имеет право на это и несет этот образ по своей жизни. Я был на многих фестивалях в жюри за последние десять лет и могу сказать: уровень всегда и везде такой. В Каннах или в Венеции есть обаяние имен. Но не это определяет качество картины, неудачи случаются у всех. И еще - много лет на ММКФ люди не слишком активно ходили смотреть конкурсные фильмы, предпочитали смотреть элитные программы, но теперь первый зал кинотеатра "Октябрь", в котором показывали конкурс, просто забит".
Никита Михалков рассказал, что на фестивале уже вручили первые призы. Награду зрительских симпатий получила картина "Присутствие великолепия" Ферзана Оцпетека, приз международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ достался фильму "Все копы - ублюдки" итальянца Стеффано Соллима, этот же фильм наградили и российские критики. Спецприз издания "КоммерсантЪ" отдали "Последней сказке Риты" Ренаты Литвиновой.
Никита Михалков рассказал о том, что он обратился с просьбой в Министерство культуры, чтобы были выделены деньги на дебюты молодых режиссеров.
"Эта идея принадлежала и была высказана Владимиром Хотиненко на собрании в Мосгордуме. После того, как было прочтено письмо молодых кинематографистов (письмо в защиту кино от безнравственности и пошлости, адресованное Никите Михалкову, - ред.). Идея показалась мне здравой: не запускать две - три картины, а сразу дать волну.
При том, что какой-то фильм может стоить 50 тысяч долларов, а какой-то - 300 тысяч. Должна быть выделена приблизительная сумма для того, чтобы запустить совсем молодых режиссеров, которые только закончили ВУЗы. Создать волну дебютов. Эта идея давно витала в воздухе", - подчеркнул он.
По поводу строительства Центра фестивалей в "Лужниках" Никита Михалков пояснил, что бригада архитекторов и инженеров уже работает над тем, чтобы подготовить план строительства центра и предложить его московской Мэрии. Он подтвердил, что место строительства в "Лужниках" согласовано, но документы еще не подписаны.
"Идея заключается в том, чтобы включить спортивный комплекс "Дружба" в общий ансамбль фестивального центра, оставив там теннисные корты. Но сделать так, чтобы здание было в едином стиле с другими строениями. Если там будет еще и гостиница для гостей фестиваля - замечательно. Главное, чтобы все сочеталось в едином комплексе", - объяснил Михалков.
Также он прокомментировал известие о смерти Народного артиста Владлена Давыдова.
"Он был одним из самых красивых артистов, которые через всю жизнь пронесли свой потрясающий образ. Настоящий МХАТовец традиционной школы. Давыдов снимался у меня в последних "Утомленных", так как уже не смог сниматься Тихонов, и продолжил эту роль. Милейший человек, с невероятным юмором. Судя по глазам, был любим и умел любить. У него остались замечательный сын и жена. Мне очень жалко, что это случилось, но то, что он сделал, он вписал в свой образ. 40 - 50 лет назад это был один из самых красивых наших актеров, наш Грегори Пэк".
И под конец общения с журналистами Никита Михалков вновь обратился к своей идее ввести преподавание истории кино в школах страны.
"Разговор идет о том, чтобы объяснить школьникам и молодым людям, почему та или иная картина в свое время стала культовой. Почему потрясающая картина "Броненосец Потемкин" создала бум, ведь впервые раз и навсегда Эйзенштейн подарил этим фильмом нейтронную бомбу продюсерам, доказав, что монтажом можно вызвать любую эмоцию. Или почему никто не брался снимать фильм "Пролетая над гнездом кукушки", а Форман взял Николсона и сделал прекрасный фильм. Разговор должен быть взвешенным. Идея - попытаться привить интерес к кинематографу не только за счет того, что это сейчас модно, за счет рассказа о том, как кино развивалось и двигалось", - объяснил Михалков.