На слушаниях был предложен ряд мер, способствующих выводу из тени и увеличению заработной платы.
Во-первых, все сошлись на том, что нужно повысить минимальный размер оплаты труда до уровня не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека. Если гражданин в течение месяца получает зарплату меньше этой величины, он либо умирает, либо вынужден работать больше восьми часов в день, либо ему дают деньги в конверте. То есть, оставляя МРОТ на уровне ниже прожиточного минимума, государство поощряет работодателей к неуплате налогов и взносов во внебюджетные социальные фонды. Сохранение такой ситуации недопустимо.
Во-вторых, надо увеличивать зарплаты в бюджетной сфере. А их рост, в свою очередь, окажет влияние на внебюджетный сектор. Указы президента, принятые 7 мая 2012 года, как раз направлены на существенное повышение заработной платы, прежде всего в системе образования и здравоохранения. В условиях экономической рецессии наша задача - добиться того, чтобы эти указы были выполнены в полном объеме. Вряд ли сейчас имеет смысл говорить о чем-то большем.
В-третьих, нужно менять фискальную политику государства. Либеральные экономисты долгое время рассказывали нам о том, что если мы уменьшим фискальную нагрузку на фонд оплаты труда, это приведет к невиданному росту зарплаты.
Но с 2005 по 2009 год, когда единый социальный налог был значительно снижен, работодатели сэкономили 280 млрд рублей, то есть по тем временам 10 млрд долларов США, и практически ничего из этих средств не было направлено ни на повышение заработной платы, ни на создание новых рабочих мест. Сэкономленные деньги были просто присвоены работодателями как дополнительная прибавочная стоимость, позволяющая им решать какие-то свои личные проблемы. Этот эксперимент доказал, что снижение фискальной нагрузки само по себе эффекта не даст.
Мы предлагаем ввести минимальный размер страховых взносов. Работодатель будет обязан заплатить во внебюджетные социальные фонды сумму не меньше этой, независимо от размера зарплаты его работников. Сегодня, если человек получает 1 МРОТ в месяц, то размер взносов, уплачиваемых за него, равен 1 баллу. Но в этом случае он вряд ли заработает право на достойную пенсию. Будет логично, если минимальная сумма взноса составит 1,8 балла, ведь сейчас именно 1,8 балла государство платит за некоторые нестраховые периоды граждан (служба в армии, уход за первым ребенком и ряд других). Установление минимального размера страховых взносов будет демотивировать работодателей скрывать реальную заработную плату своих работников.
Также важным вопросом является то, что с переходом от единого социального налога к взносам мы утратили возможность привлечения к уголовной ответственности за их неуплату. Если не платить налог было уголовным преступлением, то не платить взносы - лишь административное правонарушение. А между тем это обязательный вид платежа, несущий высокую социальную направленность. Поэтому нужно восстановить в Уголовном кодексе ответственность за неуплату или уплату в неполном размере взносов во внебюджетные социальные фонды.