В Уфе жители аварийного дома начали бояться за жизнь своих детей

Говорят, человек ко всему привыкает. Так и 81-летняя Галина Шалай уже полвека живет в Уфе в аварийном доме по улице Гоголя, 13. Казалось бы, женщина должна уже смириться с тем, что ежедневно зимой и летом таскает ведро с помоями на улицу, так как в доме нет канализации, ждет очередь, чтобы приготовить еду на общей кухне или набрать холодную воду из-под единственного на этаж крана. Но она все же мечтает о лучшей жизни, хотя в последние годы молится только о том, чтобы крыша их барака не обвалилась или не случился очередной пожар.

Без шанса на надежду?

Двухэтажный дом с несчастливым номером и такой же судьбой производит удручающее впечатление. Снаружи - облупившийся фасад, трухлявые рамы окон с проржавевшими решетками, покосившийся дверной проем запасного выхода и явно "просевший" фундамент. Внутри намного хуже: изъеденные коррозией трубы, огромные щели между рамами и стенами, узкие коридоры заставлены всяким хламом, в комнатах явственно ощущается запах гниющего дерева. На втором этаже над играющими тут же детишками угрожающе провисла прогнившая несущая балка, которую после жалоб жильцов рабочие подперли деревянным брусом. Но он тоже успел прогнить.

По официальным данным мэрии столицы Башкирии, здание было построено в 1917 году, по информации же общественного движения "Архзащита Уфы" - в 1840-м. И последнему больше верится, так как некоторые краеведческие материалы свидетельствуют, что ранее здесь располагалась мужская духовная семинария. Потом здание перешло контрольной палате, ну а затем дом отдали военным под квартирно-эксплуатационную часть. Со временем двухэтажное строение стало бараком, где сегодня в 22 комнатушках, площадь самой больших из которых - 15 квадратных метров, ютится около 70 человек, в том числе дети и старики.

Расселить аварийный дом обещали еще 30-40 лет назад. На это и рассчитывали, по словам Зои Кузнецовой, они с мужем в 1979 году, когда заключили брак. Надеялись, что молодоженам дадут жилье получше. Вот только супруга Зои уже нет в живых, дочери - за 30, внук подрастает, а воз, вернее, угол и ныне там.

- Сколько лет здесь прозябаем, все сносят, да не снесут. Практически друг на дружке живем, комнаты больше на кельи похожи, чем на квартиры, - говорит Зоя Кузнецова.

В страхе и бедности

35-летняя Динара Ибрагимова родилась и выросла в этом доме. Сейчас воспитывает здесь двух дочек: пятилетнюю Настю и годовалую Арину, которые постоянно болеют из-за сквозняков, гуляющих по коридору. Как минимум раз в неделю Динара стирает и таскает по 30 ведер воды, хотя по состоянию здоровья тяжести ей поднимать нельзя.

- Куда деваться-то? Аришу в охапку и вперед с полным ведром со второго этажа во двор до мусорной ямы. У нас же нет слива под краном. Хотя при этом за семерых членов семьи ежемесячно платим за коммунальные услуги по три тысячи рублей плюс 400 рублей за газовую печь. Каждый день живем и боимся, как бы не случился пожар, как в прошлом году, когда нас подожгли, - рассказывает Динара.

Ту ночь молодая женщина никогда не забудет: беременную Динару пожарные практически вынесли из горящего дома по лестнице. Врачи сделали все, чтобы спасти ее и ребенка. Благодаря усилиям докторов после нескольких месяцев в реанимации, женщина вернулась домой с Ариной. Заработавшая в ту ночь инсульт, мама Динары до сих пор не может полностью оправиться и постоянно плачет. Да и все жильцы спят теперь вполглаза, боясь повторения истории.

- Каждую ночь кто-нибудь из нас дежурит, ведь тогда следователи установили, что был умышленный поджог, но виновного так и не нашли. Думаем, это сделали те, кто хотел получить землю под домом в собственность. Здание отнесено к памятникам истории и архитектуры, поэтому просто так его не снести, - говорит Эльмира Атауллина, жительница проблемного дома.

Ее соседка, учительница Сария Набиева возмущена равнодушием городских властей:

- Почему никто не поймет и не осознает, что мы - не придаток к памятнику, а люди, которые хотят жить в нормальных условиях. Хотя бы частично расселили дом: дали старикам под конец жизни почувствовать себя людьми. У нас жила баба Маша - участница Великой Отечественной войны, тоже ждала расселения, но так и умерла здесь.

Под тяжестью славы

Два года назад дом по улице Гоголя,13 почти попал под расселение. Это произошло после того, как "Российская газета" по обращению жильцов направила запрос в мэрию Уфы и затем опубликовала материал на страницах издания. Здание тут же включили в подпрограмму по переселению граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции (в том числе из ветхого и аварийного) на 2007-2015 годы по городу Уфе. Дом, по словам жителей, признали аварийным, у собственников собрали документы для подготовки их к расселению, но дальше этого дело не пошло. В администрации города жильцам сказали, что документ о признании здания аварийным куда-то пропал, поэтому их дом якобы исключили из федеральной программы по расселению.

- Руки уже опускаются. Такое чувство, что документально нас уже снесли, ведь даже в списках для голосования на выборах нашего дома давно нет. Не знаем, где правды искать. Мы словно в вакууме живем: стучишь, кричишь, а тебя не слышат и не видят, будто тебя нет, - вздыхает Сария Набиева. - Раньше обещали до самитов ШОС и БРИКС нас расселить, теперь говорят, что этого не будет. Вон косметический ремонт фасада затеяли, но внутри-то дом гнилой весь. Видимо, о нас вспомнят только тогда, когда случится трагедия...

Фасад здания действительно начали приводить в порядок, но даже рабочие, покрывающие старые стены новой штукатуркой, пытаясь скрыть плесень и трещины, признают, что такой ремонт на качестве жизни людей не скажется.

Цифра

400 тысяч квадратных метров аварийного жилья планируется расселить до 2018 года в РБ.

Кстати

На запрос о будущем дома по адресу Гоголя, 13 в администрации Кировского района Уфы ответили коротко: "Здание входит в перечень объектов культурного наследия (памятников архитектуры) и сносу не подлежит. По информации, имеющейся в администрации района, сроки его расселения в настоящее время не определены".

Между тем

Фонд содействия реформированию ЖКХ одобрил две заявки Башкортостана на предоставление в 2014 году финансовой поддержки для переселения граждан. В общей сложности регион сможет направить на снос ветхого жилого фонда и строительство новых домов в текущем году более трех миллиардов рублей. Переехать в новые квартиры смогут более 6,5 тысячи жителей республики, проживающих в аварийном жилье. Но жители дома Гоголя, 13 в список счастливчиков не попадут.