Инициативу рекомендовано принять 11 ноября во втором (основном) чтении.
"Впервые в РФ появляется понятная, унифицированная правовая процедура оформления статуса трудового мигранта, - объяснила автор поправок, председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. - Существующая сегодня система радикально отличается от того, что предлагается нами. Появляется должностное лицо, которое индивидуально будет отвечать за принятое решение".
По ее словам, речь идет о высшем должностном лице региона - губернаторе, на которого возлагается вся ответственность за принимаемые решения.
Оформлять патент будет необходимо только в случае обращения иностранного гражданина, указавшего в миграционной карте при пересечении границы РФ цель визита - "работа". Заявление о получении патента иностранец должен будет подать в течение 30 дней со дня его въезда в РФ. Нарушение этого срока повлечет отказ в приеме заявления о выдаче патента.
Законопроект также предписывает мигранту представить подтверждение того, что он не был судим и имеет место для проживания, он также должен приобрести полис добровольного медицинского страхования и произвести оплату налога на доход физических лиц - стоимость патента.
Поправками ко второму чтению данная инициатива дает субъекту право определять перечень медицинских организаций, которые будут работать с мигрантами и подтверждать качество их здоровья.
Кроме того, регионы должны иметь право указывать в патенте профессию, специальность или должность, если субъект РФ сочтет это необходимым. Регионы также смогут устанавливать перечень образовательных организаций, имеющих право на проведение экзамена для мигранта на владение русским языком, знаний истории России и основ законодательства РФ.
Еще одна поправка предусматривает введение патента с электронным носителем информации, что, по мнению законодателей, "создаст унифицированную процедуру контроля".
Ко второму чтению Ирина Яровая намерена внести в инициативу еще ряд изменений. В частности, она выступила за исключение из текста законопроекта понятия "представители". "Это абсолютно коррупционная схема, когда так называемые посредники, решающие вопросы, появляются в правоотношениях, где они быть не должны. Лицо, которое должно взаимодействовать с уполномоченными органами, - это сам иностранный гражданин, трудовой мигрант", - уверена глава комитета.
В ФМС же в ответ пожаловались, что ведомство просто не сможет работать, если будет отменена квота и количество мигрантов увеличится в несколько раз. Потребуется серьезное увеличение штата или помещений под аренду.
Яровая также обратила внимание, что в действующем законодательстве нет ни строчки о правах профсоюзов. По ее мнению, также нужно прописать, что только российская страховая организация вправе осуществлять страхование трудового мигранта.
Глава комитета Госдумы по безопасности настояла и на том, чтобы именно в этом законопроекте были отражены положения о сокращенной процедуре рассмотрения обращения граждан по нарушению миграционного законодательства.
А глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин предложил ограничение: "Общее число обращений за переоформлением патента не может превышать одного раза".
Он также предложил отметить в переходных положениях проекта закона, что возможность обращения представителей мигранта по поводу его трудоустройства сохраняется до тех пор, пока не будут созданы уполномоченные организации, которые будут оказывать содействие в выдаче патента.