29.01.2015 15:10
    Поделиться

    Латвия отказалась отдать собственность уничтоженных евреев

    Латвийское государство намерено оставить себе собственность уничтоженных в Латвии евреев. Об этом сообщил министр юстиции от радикального "Национального объединения" Дзинтарс Расначс.

    Он дал понять, что его националистическая партия провалит голосование по  внесенным на этой неделе в Сейм законопроектам  о реституции в пользу еврейской общины зданий, которые ныне занимают латвийские госорганы. Эти дома до присоединения Латвии к СССР принадлежали местным евреям и, по закону 1991-го года о реституции, должны быть возвращены прежним владельцам или их потомкам. Данный закон в Латвии фактически работает в отношении всех, кроме евреев. По причине того, что из многотысячной еврейской общины довоенной Латвии в результате действий нацистов и латвийских коллаборационистов выжили единицы.

    Из-за действий латвийских пособников фашистов, которых ныне славит "Национальное объединение", потомков еврейских собственников в живых не осталось. Поэтому претендовать на объекты недвижимости совокупной стоимостью в сотни миллионов долларов фактически некому. Для того, чтобы восстановить справедливость, Израиль и США предложили Латвии провести реституцию этой собственности в пользу еврейской общины. Перед вступлением в НАТО прежний президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга дала на это согласие. Однако после присоединения к альянсу в Латвии забыли об этом обещании.

    Заставить латышских националистов расстаться с имуществом евреев, расстрелянных их кумирами, латышскими полицаями, не могут даже постоянные пинки со стороны Вашингтона. О необходимости восстановить историческую справедливость латышам неоднократно указывали посещавшие Ригу высокопоставленные представители Госдепа.

    "Неприятный для латышских правящих кругов вопрос о возвращении довоенной еврейской собственности крайне болезненно воспринимается националистическим электоратом", - отметил в беседе с корреспондентом "РГ" специализирующийся по Прибалтике российский политолог Владимир Симиндей. "Этот вопрос периодически вносится в повестку дня. Предыдущая попытка сдвинуть его с мертвой точки, предпринятая под давлением США в 2012 году, закончилась скандальной отставкой министра Гайдиса Берзиньша от "Национального объединения", категорически возражавшего против даже частичной и, по сути, символической реституции еврейской религиозно-общинной собственности. Политику Берзиньша продолжил и его однопартиец Расчачс", - рассказал Симиндей.

    Как поведал корреспонденту "РГ" адвокат Михаил Иоффе, помогающий евреям защитить свои права на собственность в Латвии, в республике до сих пор нет закона о выплате компенсаций жертвам Холокоста.

    "Такой закон уже давно работает в Литве и Эстонии. В Литве евреи обязаны предоставить документы на собственность и тогда они смогут ее себе вернуть или получить компенсацию. Понятно, что в условиях войны многие документы не сохранились. Самое страшное, что уничтожены были целые семьи и теперь претендовать на дома уже некому. Однако некоторым все же удалось доказать свои права на имущество погибших родственников", - сказал корреспонденту "РГ" Иоффе.

     

    Он подчеркнул, что во время Второй мировой войны больше всего евреев было уничтожено в Литве - 260 тысяч человек, то есть почти все еврейское население республики. В Латвии - 86 тысяч, в Эстонии - 9 тысяч человек.

    "В Латвии выжить удалось лишь тремстам евреям, которых успели спасти солдаты Красной армии. Сейчас выжившие, а также еврейские организации республики надеются вернуть себе свою собственность. Этим людям приходится проходить через настоящие унижения", - говорит адвокат.

    Иоффе рассказал, что не так давно у него был сложнейший судебный процесс, связанный с возвратом еврейской собственности в Акнесте, где латышские националисты 18 июля 1941 года по собственной инициативе, без приказа нацистов, расстреляли 175 жителей. Евреев выгнали на улицу, убили, а их имущество поделили. "Это имущество до сих пор не возвращено и компенсации не выплачены. Еврейские организации уже не один год бьются над этим вопросом", - рассказал адвокат.

    Поделиться