Есть сомнения - смотрите и проверяйте (http://fsa.gov.ru/). Здесь сведения о зарегистрированных сертификатах и декларациях соответствия. Ресурс открыт уже три месяца, и за это время на него "пришли" около 300 тысяч человек.
А сегодня заработает электронный сервис, где все производители и поставщики смогут регистрировать декларации о соответствии их продукции необходимым нормам. Что значительно облегчит для бизнеса выпуск товара на рынок. Об этом вчера на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказал руководитель Федеральной службы по аккредитации Савва Шипов.
Савва Шипов: Работа нашей службы влияет на любого гражданина, на любого потребителя. Потому что все товары, все предметы, которые нас окружают, должны соответствовать требованиям безопасности. Это продукты питания, одежда, мебель - все, что нас окружает, должно быть безопасным.
Проверяют эти товары на безопасность аккредитованные испытательные лаборатории и органы по сертификации, которые выдают сертификаты или декларации о соответствии. А возможность проверять безопасность товаров этим организациям как раз даем мы, Федеральная служба по аккредитации.
Савва Витальевич, сертификаты - зачастую серые и невзрачные бумажки, которые продавцы нехотя предъявляют покупателям - не вызывают большого доверия. Насколько это недоверие оправдано? Как можно проверить подлинность этого документа?
Савва Шипов: Вы правы, ксерокопии официальных документов, которые продавцы должны предоставлять покупателям по первому требованию, вызывают сомнение. Но подлинность этого сертификата сегодня легко проверить, причем такая возможность появилась даже у простых потребителей - нужно всего лишь узнать номер сертификата и проверить его в Едином реестре на сайте нашего ведомства.
Кстати, этой возможностью россияне уже активно пользуются: ежемесячно номера сертификатов в реестре проверяют до ста тысяч потребителей и профессионалов. До недавнего времени такие бумаги никак не идентифицировались через электронную систему. И только с декабря 2014 года Росаккредитация получила необходимые полномочия, чтобы вносить все подобные бумаги в реестр.
Кроме того, продавцы и поставщики теперь обязаны предъявить реальную бумагу, зарегистрированную в реестре. А не ксерокопию. Даже таможня сегодня проверяет каждую декларацию и сертификат через нашу базу. Поэтому простой бумажкой, которая ничего не значит и которую невозможно проверить, уже не обойдешься. И это накладывает дополнительную ответственность на весь рынок.
Завтра официально заработает сервис электронной регистрации деклараций о соответствии продукции. Что это даст потребителю и продавцам?
Савва Шипов: Этот сервис в первую очередь ориентирован на бизнес. Он существенно упрощает условия регистрации деклараций для производителей и поставщиков продукции. Как правило, это товары, к которым предъявляются менее серьезные требования безопасности.
Раньше декларирование по сути своей приравнивалось к сертификации, а сейчас это полностью ответственность производителя или поставщика. И он сам, под свою ответственность может напрямую, без всяких посредников и дополнительных денег зарегистрировать эту декларацию в нашей системе.
Кстати, в отношении некоторых продуктов такая возможность была и раньше. Чуть более года мы этот сервис предоставляли для товаров, которые попадают под регулирование техрегламентов России и Таможенного союза. Но бизнес пока осторожничает, не все готовы под свою ответственность регистрировать декларации. Большинство, по-прежнему, обращаются в органы по сертификации, чтобы убедиться, что все сделано правильно. Но это такой инструмент, который будет точно востребован в будущем, пока же он только набирает обороты.
Что из этих мер больше всего помогает бороться с контрафактом?
Савва Шипов: То, что каждую декларацию и сертификат автоматически - через систему электронного взаимодействия - таможня сегодня может проверить в наших реестрах. И только подлинные документы, которые есть в нашей базе, позволяют товар ввезти в Российскую Федерацию. Это очень серьезный заградительный барьер.
Кроме того, через ведение электронной отчетности теперь имеем возможность проследить, а какое время реально заняла сертификация, когда поступила заявка на выдачу сертификата, то есть на подтверждение безопасности продукции, когда были отобраны образцы, когда они были отправлены в лабораторию, когда был выдан сертификат. Если все это произошло за один день, у нас сразу же возникают вопросы. А раньше это была абсолютно непрозрачная ситуация. За счет таких механизмов и поиск нарушений будет гораздо эффективнее. Становится сложно нарушать, гораздо проще работать по-честному.
Полную версию интервью с Саввой Шиповым читайте в ближайших номерах "Российской газеты".