"Снятие ограничений подтверждает полное восстановление доверия в банковской системе, значительное улучшение делового климата и в целом означает возврат экономики к нормальным условиям", - говорится в заявлении представителя кипрского правительства Никоса Христодулидеса, которое цитирует агентство Bloomberg.
Президент Кипра Никос Анастасиадис в связи с полной отменой контроля за движением капиталов выразил уверенность, что банковская система страны получила иммунитет от кризиса в соседней Греции, сообщает Reuters.
По его словам, принятое решение является "вотумом доверия", основанном на уверенности в том, что новых кризисов удастся избежать. Глава кипрского государства также отметил, что он не хотел бы рассматривать возможность выхода Греции из зоны евро. "Но поскольку есть такая кипрская поговорка, что "умные дети готовят еду прежде, чем проголодаются", я хочу заверить, что на бумаге были сделаны все расчеты для любого развития событий", - сказал президент острова Афродиты.
Снятие ограничения на движение капиталов коснется прежде всего вкладчиков в местных банках, которые смогут обналичивать свои счета в неограниченном размере. Однако россияне, потерявшие тут в 2013 году от 2 до 8 миллиардов евро, не скоро восстановят свое доверие к кипрской банковской системе.
Дело в том, что до весны 2013 года не только отечественный бизнес, но и простые россияне облюбовали кипрскую налоговую гавань. К примеру, если предприниматели полюбили создавать здесь офшорные структуры, то россияне нередко являлись обычными вкладчиками кипрских банков. Тогда наших граждан привлекала высокая ставка по депозитам: 6 процентов по вкладам в евро. Однако гром среди ясного неба грянул в марте 2013 года, когда на острове Афродиты разразился долговой кризис.
Под давлением тройки кредиторов - ЕС, европейского мегарегулятора (ЕЦБ) и МВФ - местные монетарные власти предприняли ряд антикризисных мер, часть из которых оказались драконовскими. Была проведена реструктуризация двух крупнейших банков, а вклады "физиков" в них, превышающие 100 тысяч евро, в одном из них были полностью "пострижены", заморожены или конвертированы в акции банка (по ставке в 47,5 процента). По некоторым подсчетам, тогда наши соотечественники потеряли тут от 2 до 8 миллиардов евро.
Одновременно для борьбы с оттоком капитала с острова было жестко ограничено движение средств на местных банковских счетах: компаниям было запрещено переводить более 50 тысяч евро в месяц, а частным лицам - более 10 тысяч евро. Позже (в нынешнем январе) последний лимит был также поднят до 50 тысяч евро. Похоже, однако, что Кипр почти справился с кризисом, и не без российской помощи, ведь в марте наша страна окончательно реструктуризировала задолженность острова по кредиту на 2,5 миллиарда евро, выданному Россией еще в 2011 году. Так, ставка по этому займу теперь снижена нами с 4,5 процента до 2,5 процента. Срок погашения долга перенесен с 2016 года на 2018-2021 годы.
По-видимому, это стало одной из причин для финансовых властей Кипра снять ранее введенные ограничения на движение капиталов. "Могу заверить вас, что подход министра финансов, правительства и регулятора заключается в том, что ограничения на движение капиталов будут очень скоро сняты еще до конца первого квартала", - заявляла ранее в присутствии главы ЕЦБ Марио Драги председатель кипрского ЦБ Кристалла Георгаджи.
Если россияне посчитают такой сигнал позитивным для того, чтобы положить средства на местный банковский депозит, то делать это в размере свыше 100 тысяч евро в одном банке небезопасно, предупредил в разговоре с "Российской газетой" эксперт в сфере офшорного структурирования бизнеса Александр Захаров. По его словам, сейчас для "физиков" небезопасно иметь вклады свыше 100 тысяч евро во всех банках Европы, так как по законодательству ЕС банки обязаны гарантировать возвратность этих денег, но не больше.
Скорость восстановления доверия к банковской системе Кипра будет зависеть от темпов развития экономики острова. Собеседник считает, что скорость восстановления доверия наших вкладчиков к банковской системе киприотов зависит от динамики темпов развития местной экономики.
"Если их экономика восстановится к уровням, предшествующим вступлению страны в ЕС, то и доверие может быть реанимировано. Но в краткосрочной перспективе о восстановлении доверия к банкам острова речи не идет, мы можем говорить об этом только в течение десятилетия", - скептичен Александр Захаров.