Материальные знаки внимания государственным служащим долго не удавалось регламентировать. Попытки четко определить, за пределами какой суммы заканчивается подарок и начинается взятка, периодически предпринимались, но результата не давали. Был момент, когда появилась инициатива отменить норму закона, позволяющую чиновникам принимать подарки. Существовала ведь правовая коллизия. С одной стороны - закон, разрешающий госслужащим и работникам муниципальных образований в связи с их должностным положением получать подарки, стоимость которых не превышает пяти МРОТ. А с другой - Уголовный кодекс с его 290-й статьей, расценивающей как взятку "получение денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица". Устранить конфликт между этими правовыми нормами предлагалось радикальным способом - поставить подарки чиновникам вне закона. Но до крайности не дошло. А теперь все встало на свои места.
Еще одна новость на эту же тему: в минтруде разработали проект Кодекса этики и служебного поведения госслужащих и муниципальных служащих РФ. Как явствует из проекта, кодекс "представляет собой свод принципов профессиональной этики", которыми должны руководствоваться чиновники "независимо от замещаемых ими должностей". В число этических принципов входит "лояльность госслужащего", которую авторы документа определяют как "верность обществу, государству, служебному и гражданскому долгу". А под этическим принципом понимается "требование, касающееся нравственной сущности человека, выработанное в моральном сознании общества или определенной социальной группе". К основным этическим принципам в документе отнесены общественное служение, законность, лояльность, социальная ответственность, открытость и подотчетность, честность и беспристрастность. Кодекс предписывает чиновникам "верно и преданно служить интересам граждан, общества и государства", "избегать ситуаций, способных привести к возникновению конфликтов интересов, коррупционным и иным правонарушениям". Госслужащий обязан "не разглашать служебную информацию", "воздерживаться от публичных высказываний в адрес деятельности госорганов и их руководителей, если это не входит в его в должностные обязанности". Кроме того, чиновнику не следует использовать свое служебное положение и "средства материально-технического обеспечения" в целях, "не связанных с исполнением должностных обязанностей".
Кодекс служебного поведения госслужащего, как и всякий документ такого рода, носит рекомендательный характер. Обязательность выполнения рекомендаций предлагается закрепить поправками к федеральным законам "О противодействии коррупции", "О государственной гражданской службе РФ" и "О муниципальной службе в РФ".
Свод правил, регламентирующих поведение чиновничества, Госдума пытается принять уже несколько лет. В первом варианте текст кодекса был разбит на главы, названия которых напоминали современную перелицовку "Морального кодекса строителя коммунизма": "Ответственность", "Честность", "Справедливость", "Корректность", "Лояльность". Руководителю вменялось в обязанность "проводить воспитательную работу против коррупции и своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости". А обращенный к нему же призыв "внимательно относиться к финансовым и иным трудностям сотрудников" был полон циничного юмора: делиться надо.
Этические кодексы, аналогичные этому, существуют во всех государствах Европы. Есть они и в некоторых странах СНГ. Например, в Казахстане. Документ называется "Кодекс чести государственных служащих". Рамки поведения для чиновников установил Нурсултан Назарбаев. Президентским указом. Любопытно прочесть такой, например, параграф из "Кодекса чести" казахстанского чиновника: "Не допускать действий, способных дискредитировать Казахстан". Не менее поучительно примерить к российским реалиям запрет казахстанским госслужащим вмешиваться в предпринимательскую деятельность, лоббировать интересы предприятий и компаний и получать за это "подарки и услуги от физических и юридических лиц".
Даже если кодекс этики и служебного поведения госслужащих и муниципальных служащих РФ, разработанный минтрудом, появится на свет и вступит в силу, это вряд ли приблизит российского чиновника к общемировому стандарту в понимании, что можно, а чего нельзя. Потому что общемировой стандарт базируется не столько на букве кодекса, сколько на его духе. На общепринятых нормах служебного поведения. И что самое важное - на подконтрольности власти обществу. На таком общественном климате, при котором чиновник, "забывший" в частной поездке заплатить за самолет или отдохнувший всей семьей на вилле какого-нибудь магната, моментально и навсегда становится для госслужбы персона нон грата.