Однако на этот раз последствия будут не такими устрашающими: по оценкам экспертов, доллар грядущей осенью может укрепиться максимум на 20 процентов, а нефть - потерять десять процентов. При этом тяжелее всего придется не россиянам, а наиболее развитым странам Евросоюза, где на запредельно высоком уровне финансируются социальные программы. Там политика США и правда может натворить бед, ведь чем лучше живет человек, тем ему труднее без социальных гарантий.
Когда это произойдет - неизвестно, однако отправной точкой можно считать 17 июня. Именно сегодня Федрезерв США огласит решение - будет ли он повышать базовую ставку до сентября включительно или перенесет сроки на конец года. Рынок готовится к худшему, так как ждет изменений уже осенью. По законам экономики, повышение ставок всегда подстегивает рост ВВП, а значит, снижает безработицу, которая за океаном пока увеличивается. Учитывая, что в 2016 году в США пройдут выборы президента, именно такого шага и ждут от Федрезерва.
На другой чаше весов находятся формирующиеся на американском рынке финансовые пузыри, как это было в 2007 году. Чем дольше длится эпоха низкой базовой ставки (в США она на историческом минимуме 0-0,25 процента), тем выше вероятность, что пузыри лопнут, но когда - угадать невозможно, говорит доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС при президенте РФ Сергей Хестанов. То есть Федрезерву придется принять эпохальное решение: один неосторожный шаг может разрушить целые экономики.
"Как только ставки за океаном пойдут вверх, доллар резко укрепится, нефть и другие энергоносители - подешевеют в среднем на десять процентов, а следом пойдет вниз и валюта почти всех стран. Поэтому и для России это важное решение", - продолжает собеседник "РГ".
Первое, с чем столкнутся рынки и население - это эмоциональная реакция, а дальше все зависит от того, какими темпами будет расти ставка ФРС. Эксперты предполагают, из-за рекордного госдолга США повышение будет максимум до двух процентов, а значит, катастрофы в российской экономике ждать не стоит. Для сравнения: сегодня госдолг РФ составляет 55 миллиардов долларов, а у американцев - более 18 триллионов.
Мнения о том, что наша экономика преодолеет грядущие изменения если не с легкостью, то будучи подготовленной, придерживаются и в Центробанке РФ. Как заявила в начале недели глава мегарегулятора Эльвира Набиуллина, специфика России состоит в том, что мы уже испытали многие стрессы. "Мы, конечно, перепроверяем весь арсенал средств, чтобы в случае каких-то изменений на внешних рынках эффективно задействовать, - пояснила она. - Ключевое решение, принятое для того, чтобы амортизировать внешние шоки, - это плавающий курс рубля: он берет на себя весь негатив, оберегая экономику от излишних стрессов".
Сегодня любые пузыри на финрынках почти всегда касаются бумажных активов. В течение 800 лет, с XII по XIX века, деньги были из золота или серебра, и ставки колебались от шести до десяти процентов. Истинная стоимость любых капиталов сегодня лежит примерно в этом диапазоне, считает Сергей Хестанов. Теперь же все банкноты, не обеспеченные слитками, - это честное слово государства, что бумаги имеют некую цену.
В 2008 году США прогадали с такой оценкой, запустив мировой финансовый кризис. Как писал спустя год академик РАН Виктор Полтерович, из-за банкротств за океаном стоимость американских компаний снизилась на 40 процентов, в Европе зафиксировали двукратное падение, а значения биржевых индексов РФ составили менее четверти докризисных уровней. Выходит, и сегодня есть угроза потерять 75 процентов сбережений?
От этого никто не застрахован, но масштабы, скорее всего, будут иными, полагает Сергей Хестанов. "Тяжелее всего придется не России, а Европе, которая избалована высокими социальными гарантиями. Действия США для европейцев чреваты крахом идеологии социального государства. Россиянам же придется привыкать к низким ценам на сырье, но это исправимо диверсификацией экономики. Процесс небыстрый, но вынужденный и эффективный, которым занимаются и сейчас", - заключает эксперт.