Из области фантастики
Законопроект об однолетнем бюджете Госдума приняла во втором и сразу в третьем чтении. Документ регламентирует составление и утверждение проекта федеральной казны и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ только на 2016 год. Те же нормы распространяются и на субъекты Федерации, муниципальные образования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Кроме того, региональные власти и муниципалитеты могут самостоятельно принять решение о разработке проекта бюджетного прогноза на долгосрочный период одновременно с проектами главных финансовых документов.
Необходимость изменения бюджетной политики федеральные власти связывают "с высокой неопределенностью и волатильностью на финансовых и сырьевых рынках". Как говорится в пояснении к законопроекту, повышаются риски ошибок при прогнозировании развития экономики и планировании параметров федерального бюджета. По словам автора поправки, председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, текущие прогнозы на 2018 год с точки зрения доходов, с точки зрения цены на энергоресурсы или курса доллара можно отнести к "области ненаучной фантастики".
Обоснованный шаг назад
В Вологодской области формирование главного финансового документа на 2016 год уже завершается. Начальник департамента финансов региона Валентина Артамонова признает, что переход на однолетний бюджет - это своеобразный шаг назад. Но в условиях экономической неопределенности такой шаг обоснован.
- Разумеется, в рамках трехлетнего бюджета было намного проще формировать государственные программы, - рассуждает Валентина Артамонова. - Участники программ знали финансовые "потолки", в рамках которых они могли работать. Но, учитывая сложившуюся ситуацию, объективно спрогнозировать бюджет на 2017 и 2018 годы крайне сложно и довольно рискованно. Понижающие тенденции наблюдаются по всем показателям, основополагающим для формирования доходной части бюджета. Мы можем утвердить определенные цифры, а потом возникнут риски неисполнения обязательств, урезания бюджетных расходов.
Сейчас главная задача вологодских финансистов - сокращение объема государственного долга области и объемов рыночных заимствований. Регион замещает дорогие коммерческие кредиты дешевыми государственными займами. Недавно министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов встретился с губернатором Вологодской области. По итогам переговоров региону выделят бюджетный кредит в сумме 1,6 миллиарда рублей из федеральной казны до конца 2015 года. Деньги пойдут на замещение рыночных заимствований и рефинансирование других государственных займов.
- Это позволит нам закрыть потребность в финансовых ресурсах и минимизировать привлечение коммерческих кредитов до конца 2015 года, - поясняет глава региона Олег Кувшинников.
В регионе действует рабочая группа по рассмотрению областных государственных программ, всего их больше 20. Окончательное решение по финансированию этих документов примут на комиссии по эффективности бюджетных расходов. Вологодские финансисты надеются, что в будущем снова смогут вернуться к трехлетним бюджетам, когда экономическая обстановка в стране и в мире стабилизируется.
- Пока же мы составляем долгосрочный бюджетный прогноз, где будут рассмотрены разные варианты развития событий на предстоящее трехлетие, - продолжает Валентина Артамонова.
Наука подскажет
По словам заведующего кафедрой экономической теории и прикладной экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Александра Нещерета, у перехода на однолетний бюджет есть и плюсы, и минусы. Положительная сторона - это возможность оперативно реагировать на быстротекущие события, которые воздействуют на финансовую жизнь региона, учитывать их при составлении бюджета на следующий год. А также возможность оперативно корректировать принятые решения.
Вероятно, однолетний бюджет позволит избежать ситуации, когда тот или иной регион не платит вовремя по своим обязательствам. Здесь можно вспомнить случай, произошедший в феврале этого года в Новгородской области. Тогда региональное правительство задержало платеж по кредиту, взятому в банке с государственным участием в 2013 году.
- Что касается проблемных моментов, они связаны со стыковкой бюджетного финансирования при реализации долгосрочных проектов и программ, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию Александр Нещерет. - Теперь бюджеты таких программ будут дробиться на однолетние "кусочки", и это может отразиться на качестве исполнения мероприятий.
Чтобы избежать такой проблемы, необходимо повысить уровень планирования и прогнозирования параметров социально-экономического развития региона, подчеркивает заведующий кафедрой экономической теории и прикладной экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС. Соответственно, следует задуматься об обновлении кадрового состава, который отвечает за формирование бюджета, о повышении квалификации сотрудников, совместной работе с научными сообществами.
- Проблема в том, что региональные администрации часто "варятся в собственном соку", решая финансовые вопросы, - продолжает Александр Нещерет. - Они редко консультируются с независимыми экономистами и финансистами. Это происходит и в Санкт-Петербурге, где работает большое количество научных школ, и в некоторых других регионах Северо-Запада. Хотелось бы, чтобы власти не просто устраивали для галочки встречи и форумы, но и учитывали советы ученых при разработке конечных финансовых документов.
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов:
- После перехода на однолетний бюджет в сфере государственного управления будет тратиться меньше сил и денег на работу с бюджетными средствами. И это, безусловно, создаст позитивный импульс. Более того, сам порядок подготовки документов, связанных с утверждением бюджета, подвергнется небольшой корректировке. До последнего времени вместе с проектом бюджета необходимо было вносить проекты государственных программ, которые должны сопровождать реализацию данного документа. Сейчас предполагается только закрепление этих программ в форме паспортов, что также упростит работу органам исполнительной власти.
Теперь важно, чтобы региональные власти не перешли исключительно на однолетнее финансовое планирование, полностью отказавшись от среднесрочных прогнозов. Раньше существовал порядок, когда вместе с однолетним бюджетом принимался так называемый среднесрочный финансовый план. Как мне кажется, было бы разумно сохранить такую конструкцию. С помощью общих параметров задавались объемы финансовых ресурсов по доходам, по основным направлениям расходов, по источникам финансирования дефицита бюджета на среднесрочную перспективу. Но в какой-то момент все регионы по настойчивой рекомендации федерального центра перешли на трехлетние бюджеты. И от принятия однолетнего бюджета с рамочными среднесрочными документами субъекты Федерации отказались. А мне кажется, что такое сочетание было более рационально, нежели работа исключительно с однолетним или исключительно с трехлетним бюджетом.
Безусловно, сейчас не нужно принимать детализированный документ на среднесрочную перспективу. Но хотелось бы, чтобы какие-то ориентиры на последующие годы сохранялись.