Доверяй, но проверяй
Недавно вышедшая на BBC медицинская драма "Доверься мне" (Trust Me) беззастенчиво заигрывает с относительностью реальных и воображаемых социальных ролей, которые человек, при некоторых обстоятельствах, может менять как перчатки, только цена такого шага, как было ранее продемонстрировано в "Яблоневом дворе" (Apple Tree Yard), - собственная свобода и счастье. В данном случае ставки гораздо выше, так как на кону - жизнь и здоровье ничего не подозревающих людей.
Ответственная и самоотверженная медсестра Кэт (будущая Доктор Кто Джоди Уиттакер) раз за разом становится свидетелем ненадлежащего оказания медицинской помощи больным, безразличия старшего медицинского персонала и успешного сокрытия компрометирующих фактов администрацией больницы при проведении проверок и инспекций. После привлечения общественного внимания к многочисленным инцидентам ее временно отстраняют от работы, что лишает Кэт возможности легального заработка. Осложняет ситуацию алкоголизм и ненадежность молодого человека, необходимость материально поддерживать страдающего деменцией отца, помещенного в дом престарелых, а также забота о пропитании маленькой дочки Молли. Кэт подавлена несправедливостью произошедшего, так как своим кредо считает истину, усвоенную от отца - никогда не говорить неправды и откровенно заявлять, что хорошо, а что плохо. И в глубине души уверена - она более компетентна, чем многие из докторов, с которыми ей приходится работать. Только, в отличие от них, у нее не было ни времени, ни денег, чтобы учиться в собственное удовольствие и освоить профессию на качественно ином уровне.
В довершение всего, ее лучшая подруга, доктор Элли Саттон, обладатель многочисленных дипломов и сертификатов ведущих медицинских образовательных учреждений Соединенного Королевства, без сожаления бросает свою работу и намеревается отправиться за мужем на ферму в Новой Зеландии. На прощальной вечеринке Элли позволяет себе очень резкие и пренебрежительные слова в отношении государственной службы здравоохранения и пациентов, чем достаточно сильно ранит Кэт. Элли бросает фразу: "Ты - лучше многих врачей, если я тебе что-нибудь могу дать, бери, это твое". И Кэт, чей взгляд падает на мусорное ведро с дипломами и прочими документами, уносит находку домой, намереваясь начать новую жизнь под именем своей подруги.
Она переезжает в Эдинбург, устраивается в отделение "скорой помощи" городской больницы, что немедленно порождает пересуды - такой квалифицированный специалист мог претендовать на куда более высокооплачиваемую работу. С этой поры Кэт, ставшая Элли, ведет бой не на жизнь, а на смерть, штудируя медицинские атласы и учебники по ночам, боясь совершить ошибку, которая в одночасье изобличит в ней дилетантку. И действительно - не в свои сани не садись, то, что выглядело таким простым и непринужденным со стороны, теперь, при наличии ответственности за жизнь пациента, становится невероятно сложным, не говоря уже об отсутствии привычки принимать решения в экстремальных ситуациях.
Разворачивающееся на экране выглядит крайне неправдоподобно, ну неужели даже при наличии целый стопки дипломов руководитель отделения не провел бы собеседования, не поинтересовался о предыдущем месте работы? Что же касается документов - хорошо, допустим, ситуация с утерянным паспортом и заменой его поддельным еще можно себе представить, но как же быть со страховым полисом, сведениями из налоговой и прочими документами? Джоди Уиттакер демонстрирует нехитрый набор приемов, отточенных ей в "Убийстве на пляже" (Broadchurch) и других работах - хмурится, поджимает губы, сжимает зубы и делает непроницаемое лицо, в некоторых случаях, когда это уместно, еще и проливает скупую слезу.
Единственное, что вызывает интерес, - это приемы, которые такая честная и прямолинейная Кэт-Элли начинает использовать, пытаясь упрочить свое положение. Она, пусть и случайно, находит уязвимые места в других, делая их заложниками своего знания на тот случай, если правда вылезет наружу и те захотят предать ее огласке. Кроме того, волею судеб она оказывается втянутой в дело, очень похожее на то, что еще в недавнем прошлом рождало в ней праведный гнев, когда речь шла о других. А то, что она по своей некомпетентности чуть было не отправила на тот свет добросердечную женщину, сидевшую с ее ребенком, нисколько не разуверило Кэт в собственных силах, она просто передала ее лечение в руки коллег.
В какой-то момент главная героиня начинает вести себя, как тигрица, самоотверженно и без оглядки защищая не только свою дочь, но и доставшееся право вести жизнь на новых, пусть и противозаконных основаниях. Желание сохранить максимально выгодное для себя положение распространяется и на двух мужчин, питающих к ней романтические чувство - отца ребенка и нового коллегу.
Обескураживающий финал произведения ужасает одуряющей циничностью, особенно если принять во внимание тот факт, что создатели сериала изо всех сил пытаются оправдать незадачливую самозванку. И, судя по открытой концовке, а также вполне приличному рейтингу, вполне возможно, эта эпопея получит свое продолжение в следующем году.
3.5