Как изменится программа льготного автокредитования
В условиях продолжающегося роста цен на новые машины, вызванного недавним обвалом рубля, госпрограммы "Первый..." и "Семейный автомобиль" остаются одной из немногих мер по стимулирования спроса на авторынке. По оценкам агентства "Автостат", в марте каждый четвертый автокредит был выдан со скидкой от государства, а среди банков, участвующих в госпрограммах, эта доля составила 30-40%.
Как ожидалось, бюджет в 5 млрд рублей, изначально выделенный на льготные автокредиты в этом году, будет исчерпан уже к апрелю. Однако в рамках поддержки автопроизводителей в связи ситуацией с коронавирусом Минпромторг России удвоил финансирование программы льготного кредитования до 10,5 млрд рублей, а президент Владимир Путин на недавнем совещании поручил дополнительно выделить еще 7 млрд рублей. В результате бюджет программ "Первый..." и "Семейный автомобиль" в 2020 году составит 17,5 млрд рублей. По оценкам самих банков, с учетом влияния на рыночный спрос пандемии коронавируса этих средств должно хватить до конца года.
Как говорит директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка Марина Дембицкая, увеличение бюджета программ, конечно, позволит оказать некую поддержку авторынку, но в ситуации с эпидемией коронавируса, когда закрылись все автосалоны, по итогам года рынок, очевидно, окажется "в минусе".
"Скорее всего, рынок будет восстанавливаться достаточно тяжело и долго, и данного увеличения, возможно, хватит и до конца 2020 года, но все зависит от того, когда ситуация с пандемией нормализуется, и дилеры снова смогут реализовывать автомобили", - рассуждает Марина Дембицкая.
Между тем, Минпромторг России подготовил проект постановления правительства, в котором предлагается увеличить максимальную цену автомобиля до 1,5 млн рублей. По замыслу чиновников, это позволит многодетным семьям приобрести на более выгодных условиях новый автомобиль, позволяющий разместить в салоне до семи человек.
При этом размер скидки для получателей льготных автокредитов не изменится: 10% от стоимости автомобиля (25% для жителей Дальнего Востока). В то же время расширение ценового диапазона сократит количество льготных автокредитов, на которое рассчитан бюджет госпрограмм, учитывая, что они традиционно более востребованы среди многодетных семей, нежели у начинающих водителей.
"Ключевые участники рынка ради участия в госпрограммах будут нацелены на сдерживание роста цен и предложат специальные комплектации в пределах 1,5 млн рублей. Однако следует понимать, что помимо цены существуют и другие критерии для участия в госпрограммах. Например, автомобиль должен быть произведен производителем, заключившим соглашение о реализации корпоративной программы повышения конкурентоспособности", - комментирует директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бородавин.
Действительно, ценовой барьер - не единственное условие для попадания под условия госпрограмм. Напомним, с прошлого года для участия в господдержке автомобили должны оснащаться системой "ЭРА-Глонасс" и двигателем российского производства. А с 2020 года автопроизводители также должны заключить корпоративную программу повышения конкурентоспособности и набрать по ней не менее 1,4 тыс. баллов, которые будут рассчитываться в зависимости от уровня локализации производства. Таким образом, учитывая начавшийся рост цен на автомобили из-за девальвации рубля список моделей, доступных по льготным кредитам, может расшириться совсем незначительно.
По словам Марины Дембицкой, в сложившейся экономической ситуации повышение ценового порога - это, скорее, вынужденная мера, вызванная повышением стоимости автомобилей, нежели расширение госпрограммы. Данное изменение рынок ожидает давно, поскольку все меньше автомобилей попадает под ограничения господдержки.
"Пока Минпромторг не доводил информацию об изменении перечня автомобилей, которые доступны для приобретения по программе льготного автокредитования. Возможно, в него попадут более дорогие комплектации уже имеющихся в программе моделей, но это не окажет существенного влияния ни на рост авторынка, ни на изменения структуры продаж внутри госпрограммы. Оптимальным, на наш взгляд, было бы расширение не только максимальной стоимости автомобиля, но и включение в "льготный список" новых марок и моделей. Однако эта мера труднореализуемая с учетом требований Минпромторга РФ к автомобилям по агрегатам и узлам, произведенным на территории России", - констатирует Марина Дембицкая.
Кроме того, в проекте постановления правительства, подготовленном Минпромторгом, предлагается распространить программу "Семейный автомобиль" на семьи, у которых есть хотя бы один ребенок. Ранее, напомним, ей могли воспользоваться семьи, имеющие не менее двух несовершеннолетних детей.
Расширение программы "Семейный автомобиль" на семьи с одним ребенком позволит увеличить количество потенциальных покупателей в два раза, полагает заместитель директора департамента по работе с ключевыми клиентами ГК "АвтоСпецЦентр" Константин Авакян.
А вот директор департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталий Костюкевич считает, что изменение условий по количеству детей, наверное, практически не окажет влияния на востребованность госпрограммы "Семейный автомобиль", поскольку эти семьи уже сейчас могли взять кредит по программе "Первый автомобиль". Дело в том, что по ней банки проверяют только наличие автокредитов у клиента по БКИ, при этом если он ранее приобретал автомобиль за наличные, то банки не могут проверить этого и подстраховываются декларацией от клиента, что он не приобретал автомобиль ранее.
В Минпромторге ожидают, что новые условия программы льготного автокредитования заработают уже в мае. В целом по итогам 2020 года по ней планируется реализовать свыше 150 тыс. легковых автомобилей, включая 37,2 тыс. машин, уже проданных с начала года. На сегодняшний день в госпрограмме участвует 22 кредитных организации, и как рассчитывают в Минпромторге, их количество будет расти.
"Из предлагаемых изменений по программам льготного автокредитования наиболее сильным потенциалом обладает распространение программы "Семейный автомобиль" на семьи с одним ребенком. Остальные меры, скорее, вызваны сложившейся ситуацией на рынке или нацелены на перспективу", - резюмирует Марина Дембицкая.