"Белый тигр": индийская версия "Паразитов" с номинацией на "Оскар"

Кастовая система - несправедливая. Бедные - будто куры, запертые в курятнике. Богатые непременно хотят, чтобы бедные перед ними пресмыкались, а большинство-то пресмыкаться, в принципе, и не прочь. Нормальных социальных лифтов нет. Менталитет - рабский. Мрак, грязь, страх и ничего, короче говоря, человеческого - даром что Будда обрёл просветление. Электронное письмо приблизительно такого смысла индиец Балрам в 2010-м году пишет премьеру Госсовета Китая.
youtube.com/ Netflix

При чём тут премьер Госсовета Китая? Ну при том, что Запад с его лестницами капитализма никому уже не нужен, Америка, дословно, "вчерашний день", а будущее, надо полагать, за моделью КНР. По крайней мере, для Азии. И особенно для Индии, в которой представителю низшего класса Балраму не повезло родиться. В детстве его ласково сравнивали с белым тигром - столь же уникальный, мол, мальчуган, один из немногих. Умный, от природы одарённый, с грандиозными перспективами.

Вернее, был бы с перспективами, не сомкнись вокруг стены обстоятельств: из-за них, проклятых, пределом мечтаний становится прислуживание какому-нибудь элитарию. И вот, казалось бы, счастливый билет в относительно хорошую жизнь - работа водителем у состоятельной, прогрессивной, приятной во всех отношениях семейной пары. Позже, правда, наступает осознание, что прогрессивные хозяева - всё равно хозяева. Прислугу за людей не особо считают -  нужно, значит, с ними пожёстче. И не в судьбе ведь конкретно Балрама дело. Дело - вообще в системе. Вышеназванной кастовой прежде всего. Но и в политической тоже. И в экономической. И во мраке, грязи, далее по тексту.

Здесь пора сделать отступление. Индийское кино - штука предельно разнообразная, однако в глазах иностранного обывателя обычно делится на три категории. Где первая - те самые мелодрамы с песнями-плясками Зиты-Гиты, вторая - специфические трэш-боевики, способные причинить (именно причинить) специфическое же удовольствие, и третья - пафосное, размашистое фэнтези или такие же экранизации древних эпосов. А тут вдруг зверь редкой породы - большая, обстоятельная, как у взрослых, социальная история по "букеровской" книжке, снятая аж для Netflix с привлечением американских денег. К тому же номинированная на "Оскар" за лучший адаптированный сценарий.

То есть по всем признакам сугубо экспортная вещь. Что важно, совсем не такая, как, например, "Миллионер из трущоб": если Дэнни Бойл подавал проблемы бывшей британской колонии под пряным соусом а-ля Болливуд, с шутками, прибаутками, сантиментами и всё теми же танцами, то режиссёр-сценарист "Белого тигра" Рамин Бахрани к своей стране, судя по выбранным интонациям, абсолютно беспощаден. Может, пожалуй, иногда над ней посмеяться - только смех у него злой, ехидный, саркастический. Очень уж похожий на смех Пон Чжун Хо в понятно каком фильме.

Собственно, с оглядкой на этот фильм, с желанием повторить его грандиозный международный успех, White Tiger явно и снимали. Имеется, в том числе, аналогичная ремарка про "запах бедности", и в целом параллели налицо. Вот вам, с одной стороны, левая повестка - ужасы общественного расслоения, ксенофобия, коррупция (куда без неё) плюс протагонист, которому вроде бы полагается сочувствовать. С другой стороны, вот вам отрезвляющие поправки: сам-то Балрам - тот ещё фрукт, чья дорога наверх будет залита кровью. А ещё до кровопролития - обильно испачкана всякими подлостями, гнусностями, подставами. Серая, стало быть, мораль.

Что с этим делать? Где грань между "так жить больше нельзя" и пресловутым "остановитесь"? Куда идти? Зачем идти? Вопросы, которые, как обычно в картинах подобного рода (и тем более с учётом сложных национальных нюансов), остаются без ответа; даже упомянутое письмо китайскому чиновнику - это, скорее, ирония. Меж тем отдадим должное кинематографической составляющей - выглядит всё вполне неплохо. Не без изящества дрейфует от триллера к чёрной комедии, от драмы к сатире, от сатиры обратно к драме. Фанатам "Паразитов" смотреть непременно: им, кстати, и к напропалую переигрывающим актёрам не привыкать. Остальные зрители хотя бы не заскучают.

3.5