Дилогия "Бахубали": индийский заменитель для уставших от Голливуда

ММКФ в этом году удивляет с самого старта. На смену пространному фильму "ни о чем" (авторская характеристика Сергея Соловьева) "Ке-Ды" пришел пестрый индийский фэнтези-блокбастер "Бахубали: Завершение". Но мало того, что главный российский кинофестиваль открывается необычной картиной: такой чести удостоился не оригинальный фильм, а сиквел. А если быть точным - вторая часть цельного двухсерийного произведения.

Фильм "Бахубали: Начало" вышел в 2015-м, став одной из самых кассовых лент в стране, чья киноиндустрия работает бешеными темпами. Неудивительно, что и продолжение пользуется успехом на родине и известным спросом за ее пределами.

Смотрится ли "Завершение" без предварительного ознакомления с "Началом"? Пожалуй, да. Но все-таки для полного понимания происходящего на экране и полноценного погружения в эту наивную, зато переливающуюся всеми красками восточных страстей историю имеет смысл потратить пять с лишним часов жизни на просмотр всей дилогии. Это заодно поможет легче справиться с замысловатой структурой изложения и быстрее привыкнуть к специфическому индийскому контексту, буднично оперирующему такими диковинными для большинства отечественных зрителей явлениями и понятиями, как, например, реинкарнация или дхарма.

В общих чертах сюжет "Бахубали" таков. Деспот Бхаллаладева пленил королеву Девасену, а благородный Шивуда - самый настоящий супермен местного разлива в исполнении локальной кинозвезды Прабхаса - при поддержке лесных партизан отправляется ее спасать. И в результате узнает о своем королевском происхождении, а также душещипательные подробности придворных интриг, насквозь пронизанные примерами небывалой жертвенности, неземной любви, фантастического великодушия, непростительных ошибок и, конечно, титанического коварства. Индийское кино, словом, в самом буквальном смысле. 

История самоотверженного кшатрия Шивуды, впрочем, довольно быстро отходит на второй план, аккуратно обрамляя основную историю - его тернистым путем все начинается и его неизбежным триумфом заканчивается. А в центре внимания обоих фильмов оказывается здоровенный флэшбэк, настолько подробный и значительный, что и флэшбэком-то называть его можно с большой долей условности. Рассказывает он о трагической судьбе его отца (проспойлерить тут что-то невозможно, потому что все сюжетные повороты раскрываются в произвольном порядке - оно и понятно, время-то циклично, так что какая разница), которого (что вполне недвусмысленно намекает понятно на что) играет тот же Прабхас.

Экзотики для аудитории, нечасто стакивающейся с индийским кино, тут хоть отбавляй. Персонажи постоянно выразительно, как в немых фильмах, друг на друга смотрят, а эффект неизменно усугубляет наезд камеры а-ля спагетти-вестерн. И - да-да - все танцуют и поют. Запутанность отношений между действующими лицами наряду с нетривиальной манерой изложения с лихвой компенсируют простоту фабулы, вызывающей массу архетипичных ассоциаций - от "Песни о Нибелунгах" до "Короля льва", а повествование раскачивается от эпической рыцарской драмы до романтической комедии и обратно, пока в конце концов не венчается классическим "возвращением короля".

Масштабы этого кинополотна вообще впечатляют почти по всем параметрам. И хотя иные спецэффекты будут способны вызвать у голливудских повелителей хромакея лишь саркастический смех (впрочем, некоторые отсылки к миллеровским "300" и прочим "Троям" очень даже симпатичны), перед постановкой фантастических боевых трюков (в этом азиатские кинематографисты всегда были мастера) и Питер Джексон должен снять шляпу.

Словом, дилогия "Бахубали" - прекрасная (пусть и одноразовая) замена для любителя красочных блокбастеров, пресыщенного технически куда более совершенными, но зачастую содержательно (и главное - эмоционально) нищими голливудскими поделками.

4.0