Перед моими глазами уже несколько лет стоят зеленые глаза памирской девушки. Когда фотографировал ее для иллюстрированного журнала, я уже знал, что это ее первая фотография в жизни, она никогда не разговаривала по телефону, а слова "компьютер" или "Билл Гейтс" ей ничего не говорят.
Этот снимок стоит у меня на столе. Глядя на него, я спрашиваю себя: в чьих интересах мы развиваем информационные и коммуникационные технологии - в интересах одного "золотого" миллиарда жителей Земли или в интересах пяти миллиардов?
Говорят, что самые успешные торговые сети продают вещи не миллионерам, а копеечные продукты беднякам. Но только такие, без которых прожить нельзя. Можем ли мы сегодня прожить без новых информационных технологий? Да, сможем, наверное, как когда-то без плуга, без трактора, без поезда и самолета.
Иногда я встречаюсь с теми, кто бьет витрины "Макдоналдсов".
Сегодня они называют себя антиглобалистами.
Среди них есть и мои студенты. Я с удовольствием разговариваю с ними. Это непростой разговор. Они видят в нас, бунтарях и самоучках семидесятых, новых буржуа, новых русских, новых Больших Братьев, но не своих единомышленников. Их лозунги просты и в России, к сожалению, хорошо знакомы: "Мы пойдем своим путем", "Грабь награбленное", "Все, что создано народом, народу и принадлежит..." Короче, землю - крестьянам, воду - матросам, деньги - банкирам, живи быстро и умри молодым.
На международных встречах, посвященных развитию, я слышал сотни докладов. Их произносят в основном представители развивающегося мира. Смысл большинства речей можно свести к трем простым истинам.
Первая: немедленно и бесплатно дайте нам компьютеры и доступ к сети, и Земля превратится в райский сад.
Истина вторая: дайте нам компьютеры и бесплатный доступ к сети, и так называемая новая экономика уничтожит (ко всеобщей радости) государственные границы; люди, товары и услуги станут перемещаться свободно, и мы достигнем планетарной гармонии.
Истина третья: если вы не дадите нам бесплатно компьютеры и бесплатно не подключите к сети, то рая на Земле не будет, а будут одни сплошные экологические беды и вселенский терроризм.
Я хорошо знаю таких людей. Я среди них вырос. Все вокруг колхозное, все вокруг мое. А что пока не мое - либо моим должно стать, либо мне до него дела нет.
По большому счету, антиглобалисты боятся того же. Придет кто-то в мою песочницу и все там переделает по-своему. Это неважно, что лучше и красивее. Главное - не по-моему, и я за это готов витрины бить.
Сегодня в России принята Федеральная целевая программа "Электронная Россия". Я руковожу ее директоратом, и мои первые вопросы адресованы самому себе: чего мы хотим? Чего мы добиваемся своей программой?
Во-первых, мы убеждены, что концепция электронного правительства является одним из наших главных приоритетов.
За многие годы государство собрало огромные массивы информации. Эта информация действительно нужна и властям, и самим гражданам.
Возьмем такой простой вопрос, как поступление ребенка в школу. Медицинская карта о состоянии его здоровья хранится в поликлинике. Данные о регистрации как жителя города - в Министерстве внутренних дел. За справкой о месте моей работы и работы моей жены я должен обратиться к третьему бюрократу. И это еще не конец, потому что справки имеют несчастье устаревать.
Казалось бы, чего проще: задай вопрос по Интернету и нажми на значок Print. Но архивы наших ведомств не оцифрованы. Те, которые оцифрованы, не совпадают по стандартам. Связь такова, что, пока дождешься ответа, быстрее сбегаешь в ЖЭК. А более пятидесяти тысяч деревень не только не подключены к Интернету, но и телефона не имеют.
Отсюда наши приоритеты.
Электронное правительство в России заработает поэтапно, и мы близки к завершению первой фазы. Все наши министерства и агентства представлены в сети Интернет. Пока на русском языке, но мы движемся к тому, чтобы они были переведены на местные языки и на основные языки ООН.
Мы хотим создать в России разветвленную инфраструктуру связи. Для этого мы строим инфокоммуникационные магистрали всех типов, включая высокоскоростные и беспроводные.
Мы часто говорим о безопасности. С киберпреступностью боремся и будем бороться с помощью всех законных способов. Вместе с владельцами авторских прав выступаем против пиратства и других нарушений в этой сфере. Мы внесли соответствующие изменения в уголовное законодательство. Нас поддерживает в этом Президент Владимир Путин.
Я не верю в новую экономику. Крегг Барретт, отец-основатель Intel, сказал как-то, что каждое новое поколение считает, что изобретает секс и новую экономику. Но я вижу изменения, происходящие в мире. И очень хорошо, что здесь, в штаб-квартире Microsoft, не изобретают новых экономических законов, а мыслят о постинформационной революции, на знамени которой, конечно, тоже будет красоваться слово "мобильность".
Но еще более важным нам кажется создание атмосферы доверия, которая распространялась бы на сетевые технологии. Мы разрабатываем национальную стратегию в области информационных технологий, и электронное правительство войдет в нее важной составной частью. Электронное правительство - это совсем не компьютер в каждом доме, включенный в сеть. Эта мечта Билла Гейтса пока в нашей стране неисполнима. Так же неисполнима, как операционная среда WINDOWS XP and Office-2003 в каждом компьютере. Мы будем развивать и наши собственные офисные приложения, и программы с открытыми кодами, и еще многое другое, что рождается сегодня на стыках информационных технологий с нанотехнологиями и биоинформатикой, гибридной почты и гибридов современных телефонов и с наладонными компьютерами.
В заключение хочу еще раз вернуться к антиглобализму. Антиглобализм цветет там, где забыт важнейший урок современной истории:"Не пытайтесь обобщать!"
Говорят, что вопросительный знак - это состарившийся знак восклицательный. Что толку от миллионов километров волоконно-оптических линий, проложенных вокруг Африки? Сельскохозяйственные продукты изумительного качества без пестицидов и удобрений обречены остаться виртуальными изображениями на экранах мониторов.
Так было. И так будет до тех пор, пока правительства в Европе и Америке, сельскохозяйственное лобби, сталелитейное лобби, нефтяное лобби, промышленное лобби будут ставить рогатки на пути истинной и справедливой глобализации для всех. Говорят, что нельзя быть девственницей наполовину. Боюсь, что это сказано про кое-кого из нас!
Давайте решим для себя: или мы поженимся и у нас будут дети - свои и усыновленные, с зелеными, карими и голубыми глазами, с разными оттенками кожи. Или мы спрячемся в башне из слоновой кости и проживем жизнь среди виртуальных миров, созданных игрой наших компьютеров.