Партии изменились



Российская газета №3298 от 16.09.2003

     

     

          Борис Макаренко,

     ФОНД "ЦЕНТР ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"

     Можно говорить о том, что у КПРФ прибавилось радикализма, но, скорее всего, не в предвыборной программе, а в напоре ее основных кандидатов. Появление во главе списка крайне противоречивой фигуры Николая Кондратенко, а также включение в список ортодоксальных коммунистов из партии Виктора Тюлькина - все это свидетельствует о несколько большем радикализме коммунистов.

     Поражает то, насколько мало изменений в политической программе "Яблока".

     Неожиданным был союз партий, возглавляемых спикерами. Партия Геннадия Селезнева позиционировала себя как ближайшего соседа коммунистов и делала заявку на часть коммунистического электората, а Российская партия жизни говорила о себе как о постмодернистской и достаточно либеральной группировке. Но после съезда выяснилось, что их программы очень близки. Скорее всего, это свидетельствует о том, что реальных программ ни у тех, ни у других не было.

     А "Либеральная Россия", похоже, весь свой пыл выпускает в автомобильный гудок. Это говорит о том, что иных способов достучаться до избирателей она не видит.

     Владимир Римский,

     ФОНД "ИНДЕМ"

     К одному из изменений практики выборов можно отнести относительно раннее начало избирательных кампаний. Новые, малоизвестные избирателям такие партии, как Партия возрождения России, "Народный депутат", партия "Русь", рекламировали себя очень активно еще до объявления выборов, а старые и хорошо известные не тратили так много денег на рекламу. К ним можно отнести КПРФ, партию аграриев и другие партии левого спектра.

     Идеология имеет все меньшее значение для современных избирательных кампаний. Партии агитируют своих избирателей не на основе идеологии, а на основе лозунгов. При этом никто не объясняет, что такое либерализм, что такое правый либерализм, открытая экономика или свобода экономической деятельности. Те, кто имеет ориентацию только на идеологию, слабо мотивируют избирателей, поэтому они скорее проигрывают, чем выигрывают.

     На партийных съездах проявилась еще одна новая тенденция. Политические программы обсуждаются довольно мало, и можно сказать, что большого значения в предвыборной кампании они не имеют. И СПС, и "Единая Россия" рекламируют свои манифесты - короткое изложение некоторых тезисов. Углубленное описание программ отсутствует, т.е. имеет место популистская тенденция. Обсуждение списков кандидатов занимает на партийных съездах гораздо больше времени. Некоторые партии даже меняют свою идеологию, чтобы провести новых депутатов. В частности, это характерно для малых партий.

     Сергей Марков,

     ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

     По сравнению с предыдущей избирательной кампанией произошло несколько изменений. Партия власти стала значительно более мощной и влиятельной. Сегодня она представляет собой широкую коалицию и имеет все основания претендовать на первое место. Но с другой стороны, "Единая Россия" потеряла динамику.

     Компартия осталась почти такой же, какой она была. Им не удалось удержать в своих рядах Жореса Алферова и Сергея Глазьева, но в целом КПРФ придерживается своих прежних позиций, т.к. ее избиратели голосуют не за лидера, а за идеологию.

     "Яблоко" и СПС также сохранили свои идеологические конструкции. Но Союзом правых сил было допущено несколько ошибок, в частности поддержка Альфреда Коха. Это также может привести партию к некоторой потере динамизма.

     Как и на прошлых выборах, мы видим, что в левоцентристской части спектра толпится несколько организаций невнятного толка. К ним относятся партия Геннадия Селезнева и коалиция во главе с Сергеем Глазьевым.

     Неожиданностью можно считать выдвижение Народной партии. Она строит свою идеологию в диалоге с силовой группировкой, которая претендует на то, чтобы предопределить политику второго срока президентства Владимира Путина.