Транспортные тарифы - сами по себе
По словам заместителя министра транспорта РФ Бориса Новосельцева, в будущем государство намерено контролировать общий уровень тарифов для недопущения инфляции и умышленного занижения цен на этом рынке и при этом постепенно переходить от ценового регулирования к свободным ценам, что в первую очередь коснется автомобильного и железнодорожного сектора. Кроме того, изменение тарифов в течение определенного времени будет запрещено.
Стратегия также предусматривает сокращение роли государства в отрасли до регулирования правовых основ транспортной системы и распределения бюджетных средств между различными транспортными секторами. Как отметил Б.Новосельцев, участие государства в отрасли на сегодня является избыточным. Для развития крупных инфраструктурных проектов необходимо активно привлекать средства бизнеса. Например, до 2010 года Россия намерена вложить в реализацию проектов, связанных с развитием евроазиатских транспортных коммуникаций, около 15 миллиардов долларов. Порядка четверти затрат должен обеспечить федеральный бюджет, около трети - региональные бюджеты и около 40 процентов составят собственные средства транспортного бизнеса, займы и частные инвестиции. Предполагается, что к 2020 году скорость грузового сообщения в российской транспортной системе вырастет в среднем на 15-20 процентов, в полосе основных международных транспортных коридоров - на 30-40 процентов, а объемы транзитных перевозок через территорию страны достигнут 60-70 миллионов тонн в год. Кроме того, по словам Б. Новосельцева, стратегией также предусмотрен порядок постепенного снятия неоправданных административных барьеров в отрасли.
Что касается строительства платных автодорог, о котором говорится уже не один год, то, как отметил первый заместитель министра транспорта РФ Игорь Слюняев в интервью ИТАР-ТАСС, такие магистрали могут быть построены только там, где существуют альтернативные бесплатные дороги. По словам И.Слюняева, Государственная служба дорожного хозяйства сейчас разрабатывает четыре проекта строительства платных трасс. В стадии обоснования находятся проекты "спрямления" трассы Москва-Санкт-Петербург в районе Вышнего Волочка (Тверская область), строительства северо-западного обхода города Одинцово в качестве дублера дороги Москва-Минск. Платный участок будет построен от МКАД до 37 км федеральной автотрассы. Два других проекта предусматривают строительство обходящего Балашиху участка дороги Москва-Нижний Новгород и минующую город Химки трассу-дублер Москва-Санкт-Петербург. Финансирование проектов планируется осуществлять на средства госзайма, либо за счет Европейского банка реконструкции и развития в рамках частного партнерства, либо на средства инвестиционных компаний. Еще одним инвестором строительства платных дорог могут выступить субъекты РФ, по территории которых проходят платные участки трасс. Строительство платных дорог может начаться уже в августе будущего года.