21.10.2003 01:00
Поделиться

Судебный процесс прервется на полгода

- Владимир Георгиевич, есть ли уже официальный документ о переезде?

- Документа никакого нет. Большинство судей, безусловно, против, но самое печальное, что нашего мнения никто и не спрашивает. Есть чье-то решение, но я не представляю, в какой правовой форме проект может быть представлен. Мы часто говорим, что разрешено все, что не запрещено законом, и всегда забываем, что этот принцип действует только в отношении гражданина. Для государственных органов действует абсолютно противоположный принцип: государство может делать только то, что ему разрешено законом. На сегодняшний день у нас есть положение Конституции: столицей России является город Москва, а правовой статус столицы регламентируется законом. И ни в одном акте нет упоминания о процедуре возможной передачи столичных функций. Ни Президент, ни парламент, ни Правительство такого права не имеют. Указом Президента этого нельзя сделать. Значит, придется менять Конституцию и, соответственно, два закона: Федеральный конституционный закон о КС РФ и Федеральный закон о Высшем арбитражном суде.

- Довольно странно перевозить суды именно сейчас, когда были найдены средства на ремонт ваших московских штаб-квартир.

- Здание КС сейчас реконструируется, потому что оно было построено в 1905 году, как банк Рябушинского, с тех пор ни разу капитально не ремонтировалось. Ремонт идет уже больше трех лет, и каждые 100-200 млн. рублей мы выбиваем с большим трудом только через Президента. В Минфине или Минэкономразвития обычно говорят: "Нет", ссылаясь на нехватку средств, но дело ведь не только в нашем суде. На строительство здания Верховного суда в Москве, думаю, потрачено очень много денег. А у Высшего арбитражного суда нового здания вообще нет, хотя ему уже выделили место в Москве. Когда говорят о переезде, утверждают, что в Питере уже есть готовые дворцы. Но вы хорошо знаете, что в одном из них - Государственный архив, а в другом - Институт растениеводства. Для того чтобы переместить только Институт растениеводства со всеми его образцами, потребуется несколько миллиардов долларов. А теперь представьте - три таких помещения!

Предполагается, что каждому судье будет построено комфортабельное жилье, а для аппарата судов будет построен жилой дом. Но вся беда в том, что в местах возможного строительства в Санкт-Петербурге стоят многоэтажные блочные дома, то есть надо расселить людей, все снести, построить новые дома. Представьте себе, какое будет отношение населения СПб, живущего в очень сложных условиях, к этим приезжим, которые без очереди получат хорошее современное жилье.

- Пока вы будете паковаться, суды фактически не смогут работать.

- Даже если все будет готово, то судебный процесс прервется как минимум на полгода во всех трех судах. Между тем только в КС ежегодно обращаются 10-14 тыс. граждан. А всего процесс займет около пятилетки. Представьте даже ситуацию с точки зрения организации судопроизводства только в КС. Мы проводим публичные заседания в среднем три раза в месяц. На каждом обязательно должны присутствовать представители парламента - Госдумы (от одного до трех), Совфеда (от одного до трех), постоянный представитель Президента - Михаил Митюков. Как правило, мы приглашаем представителя Правительства, представителей других судов, от Мин-юста, Генпрокуратуры и зачастую представителей других министерств или комитетов, имеющих отношение к рассматриваемому запросу. Всем им придется ездить в Санкт-Петербург и возвращаться потом в Москву, или у нас пропадет публичность и состязательность, а это - нарушение Конституции.

- Значит, главная причина - деньги?

- Большое строительство - это большие возможности, никто этого и не скрывает. Но наш российский опыт говорит о другом. Вспомните, например, дамбу или так называемую высокоскоростную магистраль Москва-Санкт-Петербург, акт о строительстве которой был предметом рассмотрения здесь, в суде: грохнули несколько миллиардов долларов, и, кроме ямы в центре города, больше ничего нет. А если говорить о перераспределении финансовых потоков, почему Санкт-Петербург? У нас есть города, гораздо более нуждающиеся в инвестициях. Понимаете, что бесит: ведь мы очень много рассматриваем жалоб, скажем, от чернобыльцев, льготы отменяют для очень многих категорий, начиная от северян и кончая донорами. И вот судьи КС буквально вынуждены учитывать состояние экономики. Получается, что поднять пенсионерам, учителям, врачам на 100 рублей зарплату нет средств, а на переезд судей, который обойдется, думаю, во много-много миллиардов долларов, есть. Я убежден, что это московско-питерское лобби плюс какая-то финансовая группа, которая находится если не в близких, то в очень хороших отношениях с Кремлем. И вот эти бизнесмены, пытаясь получить контракты на строительство, надеются хорошо заработать.

- Что думают о переезде ваши коллеги в Верховном и Высшем арбитражном судах?

- Они тоже отрицательно к этому относятся. Но я не могу процитировать вам наши личные разговоры, потому что почти все выражаются уж очень крепко и непечатно.