Так, от качества работы и эффективности морского порта, представляющего собой основу и центр этого yзлa, во многом зависит успешная интеграция нашей страны в мировую экономику - через юг России проходят крупнейшие международные транспортные коридоры, такие как, например, "Север - Юг".
Именно эта мысль Президента России Владимира Путина стала своеобразным стержнем совещания, прошедшего недавно в Новороссийске. Кроме Президента в совещании, на котором рассматривались вопросы дальнейшего развития транспортного узла Новороссийска, также приняли участие министр транспорта РФ Сергей Франк, полпред Президента в ЮФО Виктор Казанцев, бывший в то время глава МПС Геннадий Фадеев, главком ВМФ Владимир Куроедов, заместитель главы кремлевской администрации Александр Абрамов, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев и глава Новороссийска Владимир Синяговский. Кроме представителей высшей государственной власти на совещании по Новороссийску присутствовал и крупный отечественный бизнес: в частности, гендиректор ОАО "Новороссийский морской торговый порт" Владимир Ковбасюк и президент компании "Транснефть" Семен Вайншток.
Накануне совещания Президент России Владимир Путин в сопровождении Сергея Франка и Владимира Куроедова на буксире "Булатный" около часа осматривал акваторию порта и его различные районы, в том числе судоремонтный и бетонный заводы. Практически всю причальную инфраструктуру Путин оценил как находящуюся в надлежащем состоянии. Ряд нареканий у Президента вызвали лишь причалы лесного и рыбного портов.
Выступая на совещании в Новороссийске, Владимир Путин подчеркнул, что развитие Новороссийского транспортного узла на базе Новороссийского морского торгового порта - первоочередная необходимость для России. Ведь развитие железнодорожных и автомобильных подходов в частности и всей портовой инфраструктуры в целом поможет нашей стране полностью проявить свой потенциал в области внешней торговли.
А возможности России на мировом рынке огромны - так, по словам министра транспорта РФ Сергея Франка, уже сегодня через Новороссийский транспортный узел на мировой рынок поставляется свыше четверти российского экспорта сухих грузов и более 50 процентов нефти и нефтепродуктов общей стоимостью порядка 20 миллиардов долларов США, что эквивалентно 5 процентам всего российского ВВП. "Работа Новороссийского транспортного узла дает более миллиарда рублей налоговых поступлений", - отметил С. Франк.
В настоящее время Новороссийский транспортный узел еще не достиг в своей работе максимума возможностей. Однако тенденция к увеличению загруженности Новороссийского порта все же есть: за весь 2002 год в Новороссийске было переработано более 80 миллионов тонн различных грузов, что на 60 процентов превысило показатель 1999 года. "А к 2010 году, - заявил Сергей Франк, - перевалка внешнеторговых грузов составит около 200 миллионов тонн. Основной прирост будет достигнут за счет переработки нефти и нефтепродуктов, угля, зерна, химических грузов и контейнеров". Такая цифра в 200 миллионов тонн, по мнению С. Франка, полностью отвечает задаче удвоения ВВП за почти десятилетний период.
Портам нужна инфраструктура
Таким образом, модернизация всего Новороссийского транспортного узла является, несомненно, одной из приоритетных задач для экономики нашей страны. В устройстве транспортных узлов главную роль играет высокоразвитая инфраструктура. Так, и в Новороссийске Владимир Путин указал на несоответствия в развитии портовых мощностей и объектов железнодорожного и автомобильного транспорта. "Порт, каким бы мощным он ни был, - справедливо отметил Президент России, - будет обесточен, если не развивать инфраструктуру. Необходимо также продумать и экономические стимулы, в том числе и тарифную политику, которая должна быть достаточно взвешенной".
На бумаге системное сбалансированное развитие всех частей Новороссийского транспортного узла представлено "Региональной схемой развития морских портов Азово-Черноморского бассейна", разработанной Министерством транспорта России. Эта программа в апреле этого года была одобрена Морской коллегией, а затем согласована администрацией Краснодарского края и полномочным представителем Президента РФ в Южном федеральном округе. Основополагающим пунктом этой схемы является развитие Новороссийска как глубоководного порта для крупнотоннажных судов. Суда же среднего и малого тоннажа будут обрабатываться в других портах Азово-Черноморского бассейна, таких, как Таганрог, Ростов, Темрюк и т.д.
На деле развитие Новороссийского транспортного комплекса уже сегодня проявляется в поставках новейшего оборудования. В ближайшие три года в порту начнется реконструкция пристани N 5, которая позволит переваливать 4 миллиона тонн нефтеналивных грузов, и причалов N 23, 24 для перегрузки 5 миллионов тонн зерна. Кроме того, в Юго-Восточном грузовом районе порта на причале N 39 начинается строительство первой очереди контейнерного терминала, а также анализируется целесообразность сооружения глубоководного причала N 1А мощностью 15 миллионов тонн терминала "Шесхарсис" - крупнейшего портового комплекса по перевалке экспорта нефти и нефтепродуктов.
Модернизация причалов, позволяющих обрабатывать нефтеналивные и зерновые грузы, особенно важна для Новороссийского узла. Полноценное развитие зерновых мощностей позволит выйти на перспективные западные рынки, а улучшенные возможности перевалки нефтепродуктов ясно покажут, какова будет в ближайшем десятилетии потребность России в экспорте нефтепродуктов таким путем. По мнению специалистов, для того чтобы правильно сформировать новый транспортный узел на Юге России, необходимо рассмотреть вопрос о строительстве морского порта с мощным терминалом для перевалки нефтепродуктов на мысе Железный Рог.
Кто даст Новороссийску денег?
Естественно, модернизация Новороссийского порта будет невозможна без необходимого объема инвестиций. На прошедшем совещании Владимир Путин обратил особое внимание на то, что для скорого обновления инфраструктуры и повышения технических мощностей Новороссийского транспортного узла необходимо привлекать как внутренние, так и внешние инвестиции. Несмотря на то, что Президент России предложил пока лишь продумать меры и составить из них программу развития транспортных узлов на Юге России, министр транспорта Сергей Франк уже наметил ряд факторов, за счет которых, по его мнению, должна возрасти инвестиционная привлекательность проектов, проводимых в Новороссийском узле.
Так, первую скрипку в увеличении инвестиционной привлекательности Новороссийского порта должно сыграть ФГУП "Росморпорт", создание которого планируется в самое ближайшее время. Это предприятие будет владеть всем государственным имуществом морских портов на праве хозяйственного ведения. По мнению С. Франка, одним из главных результатов работы "Росморпорта" станет упорядочение арендных отношений в порту и стабилизация арендных ставок, что приведет к установлению стабильных финансовых условий. Именно цивилизованные финансовые условия работы смогут привлечь частный капитал к проектам с длительными сроками окупаемости в Новороссийском порту.
Еще одним фактором, который, по мнению министра транспорта, сможет привлечь инвесторов, станет продажа государственного пакета акций ОАО "Новороссийский морской торговый порт" - крупнейшей компании, работающей в Новороссийском порту и обеспечивающей прямые транспортные связи России и СНГ с мировыми товарными рынками. Грузооборот этого акционерного общества, образованного на базе государственного предприятия Новороссийский морской порт всего лишь 11 лет назад - в 1992 году, уже в 2000 году составил более 52 миллионов тонн различных грузов.
Сегодня протяженность причальной линии компании составляет 4,5 километра для сухогрузных терминалов и 2,2 километра - для наливных. В собственности "НМТП" находятся несколько крытых и открытых складов общей площадью более 230 тысяч квадратных метров. Таким образом, компания является абсолютным лидером в перевалке российского экспорта стали и цемента, а также, что самое главное - нефти. А морской терминал "Шесхарсис", принадлежащий "НМТП", - крупнейший портовый комплекс по перевалке экспорта нефти и нефтепродуктов на пространстве СНГ и Балтии.
В модернизацию Новороссийского транспортного узла ОАО "Новороссийский морской торговый порт" совместно с ФГУП "Росморпорт" в ближайшие три года планирует вложить более четырех миллиардов рублей. Вместе с тем Новороссийский морской порт, как и базовые порты в других бассейнах, будет сохранен в перечне стратегических президентских объектов. В случае с "НМТП" возможно и сохранение за государством права "золотой акции".
В рамках повышения инвестиционной привлекательности морских транспортных узлов Минтранс России планирует разработать проект федерального закона о российском международном реестре судов. По словам министра С. Франка, проект этого закона может оказаться на рассмотрении в Государственной Думе РФ уже в этом году.
Во время доклада Президент России Владимир Путин прерывал Сергея Франка вопросами: "Где проект? Когда он будет внесен в Госдуму?". Стремление Президента побыстрее ввести этот закон в действие понятно - новый проект, по словам министра С. Франка, имеет массу привлекательных сторон. В частности, он предусматривает создание системы "удобного флага", при которой российским судам, с точки зрения налогообложения, станет выгодно плавать именно под российским флагом.
В ходе совещания участники уделили особое внимание стандартам безопасности и мерам по защите окружающей среды как неоспоримым причинам улучшения инвестиционного климата в Новороссийске.
- Учитывая жесткое противодействие российским проектам на мировом рынке и, в частности, неоднозначное отношение к развитию энергодиалога с Европой, мы должны применять стандарты безопасности, значительно превосходящие те, которые действуют сейчас в Европе, - отметил Сергей Франк. То есть, по его мнению, победу в мировой конкуренции России могут присудить только в случае явного преимущества.
- И мы рассчитываем на понимание этого, - добавил министр транспорта, - прежде всего со стороны экспортеров нефти, которые в первую очередь заинтересованы в расширении своих позиций на мировом рынке.
Безопасность превыше всего
На совещании министр транспорта РФ С. Франк подробно остановился на целом комплексе мер по повышению безопасности мореплавания, которые реализуются в Черноморском бассейне. Главная из них - создание комплексной системы контроля и управления судоходством. Эта система включает в себя управление движением судов и автоматические идентификационные системы для обмена информацией при бедствии и для обеспечения безопасности.
Более того, специалисты Минтранса разрабатывают ряд мероприятий по предотвращению возможных террористических актов. Такая работа была инициирована в связи с принятием на дипломатической конференции ИМО в декабре прошлого года Международного кодекса по охране судов и портовых сооружений, вступающего в силу с 1 июля 2004 года.
Кстати, ограничение Турцией судоходства в черноморских проливах вызывает серьезную озабоченность у Минтранса РФ. Ограничение судоходства уже привело к скоплению нефтеналивных судов на входы в проливы, что создает угрозу безопасности мореплавания и повышает вероятность террористических актов. По информации Минтранса, в январе-феврале 2003 года среднее время ожидания прохода судов перед проливом Босфор составило 40 часов, Дарданеллы - 25. Несмотря на то, что Министерство транспорта весной этого года направило в Международную морскую организацию ноту относительно неправомерных действий Турции, ситуация заставляет рассматривать альтернативные варианты транспортировки нефтеналивных грузов, минуя черноморские проливы.
Чтобы предотвратить возможные губительные последствия этой ситуации, Минтранс рассчитывает на помощь Министерства иностранных дел России по поддержанию международного статуса черноморских проливов без дискриминации российских судовладельцев.
Между тем слаженная работа Новороссийского транспортного узла полностью безопасна для окружающей среды. В Новороссийском порту строго соблюдаются стандарты и жесткие требования экологов, особенно в тех местах, где проходит перевалка нефти.
- Разработаны региональные планы ликвидации разливов нефти с привлечением ресурсов соответствующего уровня, включающих силы государственных специализированных организаций (БАСУ), подразделений нефтеперегрузочных комплексов и аналогичных сил сопредельных государств, - сказал С. Франк.
Давление в норме?
Как сказал Владимир Путин во время своего визита в Новороссийск, экономическая привлекательность морского транспортного маршрута снижается и из-за недостаточной пропускной способности. Сегодня пропускная перерабатывающая способность объектов железнодорожного транспорта пока еще значительно отстает от пропускной способности морских портов. Кроме того, положение усугубляется и недостаточной развитостью автомобильных подходов к портам.
В случае с Новороссийским транспортным узлом дело обстоит намного лучше - Минтранс России уделяет значительное внимание модернизации автомагистрали "Дон" - главной автодороги в полосе коридора Север -Юг. Ведь за счет автомобильного транспорта в Новороссийске будет обеспечен значительный рост контейнерных перевозок.
Однако 400 миллионов рублей, предусмотренных в ФАИП на модернизацию автомагистрали "Дон", явно недостаточно для успешной реализации проекта. Как считают в Минтрансе, для подобных инфраструктурных проектов целесообразно привлечение средств международных финансовых институтов, как это делается во всем мире. Тем не менее, несмотря на сложившуюся мировую практику, как отметил Сергей Франк, Минтранс пока еще не нашел понимания в этом вопросе со стороны Минфина и рассчитывает на поддержку Центра.
Необходимые действия для повышения пропускной способности Новороссийского узла предпринимает и МПС. Уже проделанная железнодорожниками работа позволила полностью обеспечить перевозки в Новороссийский порт со всей страны. Только в прошлом году прирост работы порта по перевалке сухопутных грузов составил 32 процента, а с учетом роста текущего года можно говорить о 40-процентном увеличении перевалки. В денежном выражении увеличение пропускной способности Новороссийского порта обойдется Минтрансу и МПС в 3,5 миллиарда рублей, которые будут инвестированы министерствами в течение ближайших трех лет.
Мультимодальный военно-транспортный узел
Подводя итог, можно сказать, что успешное выполнение всех вышеописанных задач приведет к резкому повышению конкурентоспособности Новороссийского транспортного узла. Владимир Путин подчеркнул, что "российские участки, чтобы быть конкурентоспособными с нашими партнерами в Прибалтике и других местах, должны обладать современной и удобной инфраструктурой, а сервис должен соответствовать самым высоким стандартам качества".
В случае с Новороссийском улучшение управления в транспортном узле вкупе с модернизацией оборудования, необходимыми инвестициями и т.д. может превратить новороссийский порт в крупнейший мультимодальный центр на Юге России. Первым шагом здесь стало создание Координационной комиссии по развитию Новороссийского мультимодального транспортного узла с привлечением администрации Краснодарского края.
Кроме того, повышению конкурентоспособности Новороссийского узла будет способствовать порядок в "профильной" законодательной базе, который, возможно, наведет новый закон "О морских портах Российской Федерации", проект которого уже направлен в Государственную Думу. По словам Сергея Франка, этот закон "исключит дублирование полномочий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и рыболовства, определит единые принципы организации пунктов пропуска в портах и создаст условия для построения единой вертикали властных органов в морских портах".
Четко отлаженная работа Новороссийского транспортного узла отвечает еще и стратегическим целям укрепления безопасности России. Успешное решение хотя бы части проблем морского порта позволит создать в Новороссийске базу для кораблей Черноморского флота. Тем более что развитие портовой ифраструктуры учитывает интересы Военно-морского флота России. Сергей Франк отметил на совещании: "В региональной схеме развития морских портов Азово-Черноморского бассейна зарезервированы регионы для базирования ВМФ на Черном море в более отдаленной перспективе. В случае принятия соответствующих решений проектные институты ВМФ и Минтранса смогут в кратчайшие сроки выполнить необходимые предпроектные проработки. При этом значительный экономический эффект может дать объединение ресурсов Министерства обороны и Министерства транспорта в реализации этого совместного проекта. Такой подход полностью отвечает положениям морской доктрины Российской Федерации".
По итогам совещания Президент России Владимир Путин подписал документ о создании пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске. При этом Путин подчеркнул, что базирование Черноморского ВМФ в Новороссийске не означает того, что мы оставим нашу основную базу в Севастополе. Таким образом, Новороссийск в самом ближайшем будущем может стать не только крупнейшим торговым портом в нашей стране, но и крупной военной базой, имеющей стратегическое значение для России.