04.11.2003 02:10
Рубрика: Страхование

О чем молчал страховой агент

Первый же гололед устроил экзамен "автогражданке", и она его провалила

     Вообще-то закон оговаривает сроки выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности. Пять дней отводится автовладельцу на уведомление страховой компании о ДТП. Еще пять - страховщику на осмотр и оценку повреждений. Еще 15 - чтобы составить акт, где указана сумма, подлежащая выплате. После этого в три дня страховая компания обязана перечислить деньги потерпевшему.

     Если сложить - получается 28 дней. Это если каждая из сторон будет тянуть до последнего. Если поторопиться - можно уложиться в неделю. На практике такого, правда, не случается. Первые задержки ожидают автовладельца на этапе сбора документов, которые он должен представить в страховую компанию.

     - Самое тут заковыристое - представление административного протокола и постановления о привлечении к административной ответственности другого водителя, - говорит юрист Георгий Румянцев, председатель калининградского общества защиты прав автомобилистов "Оса". - Кстати, большинство застрахованных водителей не знают, что они должны получить в ГАИ еще и копии этих документов, а не только справку о ДТП. Но протокол могут составлять и в течение месяца, если проводится административное расследование. Скажем, ситуация неясна для ГАИ или нельзя однозначно решить, кто из водителей нарушил правила дорожного движения, или их нарушили оба. И еще в течение двух месяцев может быть вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Все это время потерпевший ждет - страховая компания ничего не выплатит, пока не получит эти документы.

     А когда, наконец, протокол на виновника ДТП составлен, случается, он своей вины не признает и подает в суд. По закону компании могут продлять срок страховой выплаты до окончания судебного производства. А ведь такие тяжбы могут идти годами. У меня дело по ДТП между двумя сторонами рассматривалось в суде более пяти лет. А потерпевшему остается только ремонтировать машину на собственные средства, собирать чеки и квитанции и ждать, когда ему возместят расходы.

     Есть и другие препятствия на пути денег к застрахованному по "автогражданке" и попавшему в аварию водителю. Скажем, лимиты выплат, которые устанавливают иногородние страховые компании для своих региональных филиалов. По словам Румянцева, в Калининграде уже есть примеры, когда при крупном ущербе страховщики ссылаются на указание головной организации: слать все документы в центральный офис, там и будут разбираться. Это закону не противоречит, но означает новую затяжку времени. Кроме того, нередко местный филиал не наделяют полномочиями представлять головную организацию в судебных органах. Поэтому, если дело доходит до судебного спора, недовольный клиент должен обращаться с иском в Москву, Санкт-Петербург или другой город, где зарегистрирован главный офис.

     Так что пока застрахованным калининградцам далеко до благостных картинок из рекламных роликов, когда два водителя после аварии спокойно пьют пиво и обсуждают футбольный матч. Поэтому нередко обладатели полисов предпочитают рассчитаться на месте аварии наличными и разъехаться, не вызывая ни ГАИ, ни страхового агента.