05.11.2003 02:00
    Рубрика:

    Минусы "Электронной России"

    Размышления в преддверии Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества

    Преимущества информационных технологий и достижения "Электронной России" бесспорны и подкреплены верной статистикой. Но нам нужно не забывать о том, что еще не сделано. Это даст возможность не допустить перекосов и выдержать сроки.

    Для того чтобы дать ответы на сложные вопросы, надо задуматься, а что есть само информационное общество? Это "информированный социум" или "социум, управляемый с помощью информационных технологий"? Если верно первое, то надо заниматься радио и телевидением, книгоизданием и печатной прессой. Надо создавать электронные библиотеки и базы данных, делать их доступными каждому.

    Если верно второе, то необходима надстройка, позволяющая выбрать стратегический алгоритм управления.

    Понятие "информационное общество" означает две вещи. Это и общество, в котором информация сама движется туда, где находятся люди - ее потребители. Это и возможность соединения. То есть информация и связь доступны всем членам общества и они не являются привилегией высшего класса. Это продвижение к более демократической концепции распределения информации.

    Сетевая структура современного мира задает его объем и форму. Архитектоника сети - своего рода антипод вертикальной иерархии. Это модель взаимодействия каждого с каждым. То есть строительство гражданского общества вместо управляемой демократии.

    Возможно ли такое строительство с помощью одних лишь информационных технологий? Отрицательный ответ очевиден. Запишем это в минус.

    Информация присутствовала в нашем мире с появления самого человеческого общества. Затем развивался процесс эволюции информации в разных формах и разных циклах. "Эра информации", которая наступит, возможно, через 10 лет, приведет нас к тому, что мы называем "эрой знания", и дальше - к "эре разума". К сожалению, информация имеет лишь некоторые общие свойства со "знанием". Процесс обработки информации совсем не означает ее разумное использование. И мы пока еще далеки от разумного использования информации, мы далеки от "общества знаний". Это наш второй минус.

    Поговорим и о том, что мы называем "цифровой" экономикой и "цифровой" торговлей. Для того чтобы заработали они, нам не хватает нескольких фундаментальных законов, которые продвинут нас от эпохи бумажного документа в другую эпоху, к документу электронному.

    Это может быть электронный регистр населения, электронное удостоверение личности, электронный документ. Нам нужен Информационный кодекс так же, как кодекс Налоговый или Таможенный. Этих проблем не решить в рамках только "Электронной России", нужны совместные усилия Правительства, Федерального Собрания, научной общественности, граждан России. Здесь не минус, здесь просто ноль.

    Когда мы дойдем до уровня, при котором все процессы в обществе смогут функционировать с помощью "цифровой системы", мы станем другим обществом. И поскольку мы говорим о процессах создания электронного государства или электронного бизнеса, существуют законные опасения о неполной вовлеченности, о цифровом неравенстве.

    Если электронное государственное управление взаимодействует с гражданами в электронном виде, и при этом часть общества не подготовлена к этому технически, или не имеет доступа к технологиям, мы являемся государственной властью только для этой части общества.

    В России сегодня уровень проникновения Интернета - 7%. Для электронного государства это пугающая реальность. Это создает новый уровень разногласий, преимуществ и барьеров.

    Когда заработает "Электронная Россия"? Почему представители семи государственных заказчиков Программы пришли к выводу, что ее надо реформировать?

    Во-первых, Программа должна охватить гораздо больше сфер нашей жизни, объединить разрозненные сегодня усилия местной, региональной и федеральной власти. Из программы "Семи" "Электронная Россия" должна стать программой страны. Для этого за два года мы создали достаточно властных механизмов.

    Во-вторых, использование современных информационных технологий должно стать фундаментальной основой деятельности федеральных органов власти. Во многих странах сертификат об умении пользоваться компьютером - необходимый пропуск на государственную службу. Нам тоже предстоит сделать такой шаг.

    В-третьих, нам нужно вернуть доверие к банковской системе и запустить надежные и безотказные платежные системы. Без них стоят на месте электронная торговля и цифровая экономика.

    Решив эти задачи, мы сможем перенести наши недостатки в другую часть уравнения и преобразовать их в плюсы. Новая, "Электронная Россия" уже являет нам свои горизонты.