Изменились белорусские ПДД
В УГАИ МВД Республики Беларусь считают: такая мера поможет значительно снизить количество дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, уменьшить количество встречных столкновений транспортных средств, а также сократить число аварий при проезде перекрестков. Разработчики изменений правил ссылаются на опыт скандинавских стран и многочисленные исследования других государств. Действительно, с включенными фарами машина заметнее. Даже если она находится на значительном расстоянии, несколько раз подумаешь: а стоит ли рисковать и пересекать ей дорогу? Так, по данным исследования, проведенного в Германии, выяснилось, что постоянно включенный ближний свет на 25 процентов сокращает число дорожных происшествий. Это подтверждает и исследование, проведенное в 1993 году в Дании. Кстати, в этой стране требование о включенном ближнем свете в любое время суток действует с 1990 года. Так вот датчане выяснили - благодаря свету фар количество аварий сократилось аж на 125. Для маленькой Дании результат весьма приличный.
Впрочем, есть и другое датское исследование, более скрупулезное, которое проводилось в течение трех лет. По его результатам выяснилось, что существенный положительный эффект от света фар отмечается только в ситуации, когда один из автомобилей поворачивает налево, а другой движется ему навстречу. Второй "плюс" - стало значительно меньше аварий водителей автомобилей с велосипедистами.
Но не все так радужно. Есть у повсеместного ближнего света и отрицательный эффект. Автомобилисты стали меньше замечать мотоциклистов. Последние уже не выделялись в общем потоке. Кроме того, после введения требования о включении фар было отмечено увеличение наездов на пешеходов, хотя однозначных выводов о том, что именно фары привели к этому, делать нельзя. Проанализировав статистику, специалисты в области безопасности делают вывод: действительно, ощутимый положительный эффект от введения нормы, обязывающей зажигать фары в светлое время суток, был отмечен только в первые годы действия закона. А затем показатели аварийности вновь вернулись на прежний уровень. Правда, этому могут содействовать и другие факторы, например общее увеличение количества автотранспорта. Но факт остается фактом.
Напомним, сегодня передвижение с включенным ближним светом в любое время суток - закон во многих странах. Помимо скандинавских стран, такой порядок собираются ввести и в Германии, и в Италии. В России тоже рассматривается этот вопрос. В Минтрансе России сейчас изучают все "за" и "против" подобных мер. Похоже, белорусский опыт станет очередным аргументом "за" для российских властей. К слову, сейчас в России предлагается ввести передвижение автотранспорта с обязательным включением ближнего света фар в любое время суток на период с 1 октября по 15 апреля.