ГАИчный ключ. Часть 2
Начало в номере за 6 ноября 2003 года
"Вывинтит" ли он пробки на дорогах?
- Почему инспектора ГАИ порой даже не пытаются остановить машины, которые едут на красный свет?
- Понимаете, когда штраф за проезд на красный свет всего 100 рублей, а взыскиваемость штрафов 32 процента, на красный будут ехать десятки, и всех остановить невозможно. Порядок мы никогда не наведем. Я только что вернулся из Нью-Йорка, где в рамках 58-й сессии ООН обсуждалась проблема глобального кризиса безопасности на дорогах. Там я встречался с главным дорожным полицейским Нью-Йорка, города, где пробок не меньше, чем в Москве. Я у него спрашиваю: "Тебя ругают за пробки?" А он удивляется: "Меня? Почему я должен отвечать за пробки? Нам достается за обеспечение безопасности движения, а не за его организацию". У нас же сегодня инспектору на улице хочется провалиться сквозь землю, потому что на ситуацию он никак повлиять не может. Он может влиять на ситуацию, когда четко работает система организации дорожного движения.
- Не секрет, что наши штрафы даже по сравнению с нашими зарплатами смешные на фоне наказаний за то же самое в других странах. Но зачем головой биться о стенку, если все уже есть в Кодексе? Там штрафы в МРОТах. Но один "штрафной" МРОТ почему-то равен 100 рублям, а не 600, как установлено в России законом. Почему бы не уравнять их, и тогда проезд на красный свет будет стоить 600 рублей, что остановит многих. Если за пьянку - 20 МРОТ - это было бы 12 тысяч рублей - пить за рулем расхочется навсегда. Это можно сделать?
- Да, наказания, по крайней мере, за грубые нарушения надо ужесточить. В Нью-Йорке есть закон, по которому власти могут даже конфисковать автомобиль пьяного водителя. Я спросил: "Такие случаи есть?" "Да, и никто не возмущается. Закон работает. Власти считают, что пьянство за рулем, наркомания - это грубейшие нарушения, которые опасны для общества и приносят ему колоссальные убытки. Поэтому и приняли такой закон". А у нас сегодня ежедневно задерживаются по столице и области 450-500 нетрезвых водителей! Вдумайтесь в эту цифру. Это ведь действительно автомобильные киллеры. На наших дорогах в прошлом году 33 200 человек погибли и 215 тысяч получили ранения. А во всем мире в том же году погибли в ДТП один миллион 260 тысяч человек.
- Философский вопрос. Лужков сказал, что, если человек решит проблему пробок, он завтра же станет мэром. Но я, сказал Юрий Михайлович, такого человека не знаю.
- Он хорошо сказал, правильно, потому что эта проблема везде - и в Париже, и в Нью-Йорке, во всех больших городах - стоит на первом месте.
- Смотришь на московскую пробку, и иногда возникает такая мысль: а может быть, мы, русские, не доросли до цивилизации? Может быть, мы не достойны обрушившегося на нас автомобильного бума? Может быть, мы, россияне, не соответствуем уровню развития техники, которой владеем? Поэтому-то эта проблема для нас не разрешима?
- Позволю себе пошутить - один мой друг юности любил говорить: "Нет безвыходных ситуаций, есть только "безвходные" - это когда в ресторан не пускают". А если серьезно - опять коснусь Госдумы. Этот ее состав уходит, кто-то останется, придет новый. Но ведь пройдет немалое время, необходимое новым депутатам для того, чтобы вникнуть в суть многих проблем, о которых мы с вами сегодня говорим. Но работать над этими важнейшими проблемами безопасности нашего общества надо постоянно. И мы выступили с предложением, чтобы в новой Думе создать подкомитет. Для того чтобы работать на постоянной основе с Госдумой по вопросам совершенствования законодательства, касающегося безопасности дорожного движения. Не должны мы опять приходить в Госдуму и всех уговаривать, ведь это нужно не "гаишникам". Это нужно всему обществу.
- У вас есть претензии к судам, ведь в большинстве случаев суды отдают права, даже если водитель уличен в пьянке?
- Я бы не обвинял суды, судьи тоже люди, с ними надо работать вам, как журналистам, а нам - вести разъяснительную работу. Судей надо просвещать, убеждать, показывать ту страшную ситуацию, которая складывается на наших дорогах. Я уверен, что судьи воспримут это правильно.
- Ваш предшественник проводил громкие акции проверок машин с маячками, спецномерами... Но прошло совсем мало времени, и опять расплодились сотни незаконных маячков. Вы что-то в этом направлении делаете?
- Начнем с того, что сегодня проект нового постановления находится в Правительстве. Нам поручили сформулировать предложения по усилению ответственности за установку и незаконное использование устройств, для подачи специальных звуковых и световых сигналов и др. Что касается выявления таких нарушений, то мы работаем по ним на постоянной основе.
- До каких пор будет существовать в кодексе смешная статья, где за угон "без цели хищения" наказание символическое? Это все равно, что у вас украли бумажник и сказали, что я, мол, хотел в нем свои деньги подержать и потом отдать хозяину.
- МВД по этому поводу также внесло свои предложения. Совершенно очевидно, что формулировку этого преступления надо изменить, а наказание за угон ужесточить.
- Что творится с безопасностью на пассажирском транспорте, с теми же "Газелями"?
- Это проблема, которая стоит вот уже где. (Виктор Николаевич показывает на горло. - Ред.) Тяжесть последствий от ДТП с пассажирским транспортом очень большая. Что получается? Были большие транспортные госпредприятия, на которых было организовано хорошее техническое обслуживание. И техническое состояние проверялось, ТО-1, ТО-2 проводились. Графики проверок были, при выезде водитель проходил медицинское освидетельствование. Была служба безопасности движения, соответственно была дисциплина. Водитель автобуса был специалистом высшей категории, "скорой", пожарной тоже - только с первым классом брали. Что сегодня? Из больших государственных предприятий транспорт перекочевал в частные. Частнику что? Заработать деньги. Вопросы безопасности дорожного движения с него никто не спрашивает, состояние здоровья перед выездом не проверяют - дошел до работы и ладно, работай. Лицензии за нарушения фактически не лишают. Мы проводили рейд по стране и выявили тысячу пьяных водителей автобусов! И полторы тысячи тех, кто управляет пассажирским транспортом без категорий, то есть без права управления! Сегодня это серьезнейший вопрос. Поэтому нужна эффективная система предупреждения подобных правонарушений.