Кубанские автобаны
Географическое положение Кубани, раскинувшейся на берегах двух морей, таково, что все дороги на юге России, или почти все, ведут сюда. Через Краснодарский край проходят федеральные трассы на Джубгу, в Крым и Новороссийск. Кроме того, внутри Кубани - около 9500 километров дорог краевого значения. Во многих местах, например, неподалеку от Славянска-на-Кубани, они напоминают европейские автобаны. Четыре широкие полосы, ровное покрытие, грамотно сделанная развязка. Не только обочины дороги, но и границы полос обозначены светоотражающими указателями. Цветочные клумбы посреди кольцевой развязки разбиты. Даже ночью ехать по такой дороге - одно удовольствие.
Ремонт дорожные службы проводят не только, когда уже выбоины на асфальте заставляют водителей объезжать их по встречной полосе. Всю сеть дорог обследуют при помощи приборов, позволяющих определить уровень изношенности покрытия. Толщину укладки покрытия регулирует компьютер.
Недавно на дорогах края появились 13 автодорожных метеорологических станций, оснащенных телекамерами и специальными датчиками. Эти системы установлены на самых важных магистралях. Новинка кубанских дорожников (до них электронную систему в России опробовали только питерцы) позволяет следить за температурой воздуха и дорожного полотна, прогнозировать осадки. Как только дождь или снег грозят перерасти в гололед, информация об этом поступает в объединенный информационный центр. На опасный участок выезжает бригада, которая обрабатывает покрытие.
В каждом районе у дорожников имеются базы, где хранятся противогололедные материалы. Такая мобильность дорожных служб позволяет в зимнее время сэкономить до 20 процентов выделяемых на содержание дорог средств. Встроенные телекамеры отслеживают не только перепады погоды, но и интенсивность движения, передавая каждые 20 секунд изображение в информационный центр. В следующем году под "оком" видеокамер окажутся все дороги края.
За последние два года на кубанских дорогах заметно увеличилось количество грузового транспорта. Беречь автотрассы помогают посты весового контроля. Если тоннаж превысил норму, грузоперевозчику приходится доплачивать.