02.12.2003 00:00
    Поделиться

    Ивановские старания

    Развал на скаку остановит...

    Нет, не зря Иваново именуют «бабьим краем», «женской столицей». И совсем не в угоду политконъюнктуре в директора здесь выдвигали женщин. Когда страна задыхалась от экономического шока, когда кругом говорили о либерализации цен, о сохранении наработанных хозяйственных связей и прочем, в Иванове появился клуб «Деловая женщина». Не носки внукам вязать, не кулинарными рецептами да фасончиками обмениваться. Бывшие и действующие руководительницы фабрик, вузов, НИИ, различных управлений соединили свои усилия для дела, для помощи родному текстильному краю.
    Концентрация текстильного производства на территории одного отдельно взятого региона чрезмерна – в областном центре сразу десять крупных фабрик, плюс по городам и поселкам области еще сорок (и больших и не очень крупных) производств – прядильные, ткацкие, отделочные, красильные... Поэтому политические и экономические пертурбации последнего десятилетия минувшего века оказались болезненными и для фабрик, и для отрасли, и, естественно, для экономики текстильного края.
    Ситцевая столица вдруг громко заявила о себе претенциозным конкурсом модельеров и модной одежды. Тогда, в 1992-м, на них смотрели как на сумасшедших: да кому это сегодня надо?!

    На планке высокой моды

    Первый конкурс жестко ограничивал художников условием: все модели, представленные на конкурс, должны быть изготовлены только из ивановских тканей. Это казалось единственно правильным. Во-первых, устроители хотели показать, что гамма наших тканей позволяет изготавливать широкий спектр разнообразной одежды. Во-вторых, идея работала на реальную экономическую ситуацию: все уже понимали, что регион, который именовали «красным Манчестером», больше не будет производить ткани в таких колоссальных объемах, как прежде. И, чтобы обеспечить занятость бывших ткачих, нужно развивать смежное – швейное производство.
    Поправку внес Вячеслав Зайцев, с первой выставки взявший под покровительство ивановскую инициативу. Не ивановские, а вообще все отечественные ткани должны быть допущены на конкурс. Это поднимет его значимость и престиж, привлечет внимание всех российских товаропроизводителей.
    Так региональная инициатива обрела всероссийское значение, и несколько лет подряд это был фактически единственный в стране конкурс тканей и модной одежды.
    Да и сегодня, когда почти в каждом областном центре России есть свой конкурс модельеров, он остается единственным в стране смотром отечественных тканей и коллекций одежды из них.
    – Дейстивтельно, аналогов этого конкурса нет ни в России, ни за рубежом, – говорит Вячеслав Зайцев. – Его идеология остается неизменной: формировать имидж российских тканей через индустрию моды. Для достижения этой цели конкурс и стал  местом творческого общения специалистов, представителей всех текстильных предприятий России, работающих над новым ассортиментом.
    В нынешнем году более сорока российских текстильных фабрик прислали в Иваново свои коллекции. География – от Забайкалья до Смоленска, от Коми до Осетии. Заметим, что если прежде здесь с распростертыми объятиями принимали каждого желающего, то в последние два-три года надо пройти строгое сито предварительного отбора. Недаром большинство выставленных образцов отмечены дипломами 18-й и 19-й всероссийских ярмарок.
    Что же до коллекций одежды, то тут идея такова: показать модели, способные превратиться в одежду, приемлемую для большинства жителей страны, но при этом соответствовать планке высокой моды. Задача невероятно трудная, но, как оказывается, вполне достижимая. По силам она и опытным модельерам, и дерзкой молодежи.

    Добру молодцу и юбка к лицу

    Пару лет назад ярославский модельер Людмила Жукова буквально потрясла жюри своей банно-пляжной коллекцией из махровых тканей небольшой фабрики из поселка Красные Ткачи – феерия идей! Прежде казалось, что мудрей халата и придумать ничего невозможно. Ну, шапочка для парилки, рукавица, чтоб пару поддать, – это еще как бы само собою просится. А мужская широкая юбка для сауны! Это ж удобнейшая и нужнейшая вещь. Нынче Людмила опять удивила, предложив удобные, «ласковые», как сказал Зайцев, мужские – то ли костюмы, то ли пижамы – комплекты для домашнего отдыха или для того, чтобы переодеться в гостинице. Сразу припомнились и совковые шелковые полосатые пижамы, и нынешние спортивные штаны – пузырями на коленках... А ведь может наш мужик и дома прилично одеться, если о нем модельер позаботится.
    Впрочем, описывать модные коллекции в газете – занятие бессмысленное. Я – о тенденциях. Если еще вчера та же Жукова была чуть ли не единственным представителем текстильной фабрики, то на  конкурсах последних двух-трех лет едва ли не треть всех коллекций модной одежды по «промышленной» номинации (модели, предлагаемые к массовому производству) представляют как раз производители текстиля. К ткачам пришло понимание, что показ ткани в, так сказать, «чистом» виде – на вешалах, когда они сливаются в некий громадный деревенский пестрый половик, – это одно. А вот демонстрация ткани в модной вещи, в оригинальной авторской модели – совсем иное дело!
    К слову, нынче уже трудно найти текстильную фабрику, при которой бы не существовало собственного швейного производства. Есть такие небольшие производства, где весь произведенный текстиль перерабатывают в готовые швейные изделия. Наиболее активно идут по этому пути именно ивановские текстильщики, переобучая вчерашних ткачих и прядильщиц в швей.

    Встал и отстал

    Ивановский конкурс – своеобразный термометр, показывающий, каково здоровье текстильной отрасли. Губернатор области Владимир Тихонов высказался, может быть, чересчур категорично, но точно: «Если ты не участвуешь в выставке – значит, тебе нечего показать, значит, дела на предприятии идут плохо». Адресовал он свой упрек прежде всего землякам-ивановцам. Но то же самое можно сказать и текстильщикам Костромской, Тверской, Владимирской, Вологодской областей – ближайшим соседям, которым не надо тратиться на дальнюю дорогу, чтобы показать свой товар лицом.
    Многие текстильные предприятия действительно переживают серьезные трудности, тяжело преодолевают кризис. Но при этом ткачи умудряются и своими собственными руками нагородить себе кучу проблем. Поветрие последнего времени – отказ от производства собственной пряжи. Такую политику диктуют новые владельцы ивановских текстильных предприятий. Действительно, прядильное производство – затратное, энергоемкое. Но – увы! – без своей пряжи невозможно создавать новые ткани.
    В отличие от производителей хлопчатобумажных тканей, камвольщики делают ставку на усовершенствование прядильного производства. Один из подмосковных комбинатов буквально потряс строгое жюри, представив на конкурс тонкое костюмное полотно из шерстяной нити сотого (!) номера.

    В эскизах ребенка – истина

    «Проснулись» и швейники. Третий год подряд участвуют в показах земляки – швейная фабрика, специализирующаяся на мужских костюмах. Где, казалось бы, и не обосноваться модельерам, где, как не здесь, главным на производстве должен стать художник. Однако же унылая «валовка» в буквальном смысле загубила (наряду с другими проблемами, конечно) большинство швейных фабрик и швейное производство в целом. Ивановская фабрика, заметим, не худшая в стране, и даже скорее лидер отрасли. Недаром последние годы она в значительной степени держится на плаву благодаря зарубежным заказам, в частности – на пошиве одежды для Англии. Но разработкой собственных моделей для внутреннего рынка занялись недавно. И приятно, что год от года коллекции художников предприятия становятся все интереснее. Причем их работы – это то, что подготовлено к производству.
    В русле той же тенденции – пробуждения ото сна – наконец оказались и  Дома моделей. Когда-то советская «бытовка» одевала полстраны. Дома моды, Дома моделей появились почитай в каждом крупном городе. Но эти громадные ателье, исповедовавшие не волю и интерес заказчика, а все тот же совковый принцип «лопай, что дают», рухнули, как только на рынке появился первые тюки с турецким и китайским барахлом. Два года назад на конкурсе появился ивановский Дом моды, заявив, что у предприятия есть своя ниша на рынке, никем не заполненная. Это малые серии модной одежды, на изготовление которых никогда не пойдут крупные швейные производства, и которые не под силу маленьким модельным ателье, ориентированным на индивидуальный заказ. Однако продолжения не последовало…
    Нынче инициативу попытались поддержать ярославцы. Коллекция школьной одежды, подготовленная штатным модельером, даже была отмечена жюри. Но восторга в зале, прямо скажем, не вызвала (а в зале, заметим, сидят профессионалы). Несколько лет назад ярославские бытовики, стремясь поправить свое провальное финансовое положение, заключили союз с руководителями одной из школ областного центра и буквально насильно переодели ребятишек в форму. Пошитая вкривь и вкось, из дрянного материала цвета заплеванного асфальта, эта одежка, конечно же, не решила экономических проблем прозябающего предприятия, но у целого поколения ярославцев точно отбила охоту когда-нибудь открыть двери местного Дома моды.
    Нынешняя попытка реабилитироваться в глазах потребителя тоже не удалась. Почему? Ответ искать долго не нужно. В номинации «Детская одежда» ивановцы представили прекрасную коллекцию «Школляндия». Секрет успеха – а эта работа взяла Гран-при «Салона» – в том, что все модели были созданы по эскизам 14-летней Алисы Бормашовой. Взрослые, создавая одежду для детей, идут от собственного понимания, что нужно ребенку. Они в плену заскорузлых традиций. Прочные ткани «немарких» расцветок, привычные линии кроя – это должна быть именно «форма». Ну, а униформа – хоть камуфляжной раскраски, хоть в клеточку, хоть в цветочек – ею и остается. Ивановская девочка же предложила одежду яркую, разнообразную в деталях, функционально удобную…

    Не ждать, а действовать

    Самый высокий конкурс среди ивановских вузов – в текстильную академию. Три с лишним претендента на одно место. И это на фоне стонов и беспрестанных разговоров о том, что отрасль гибнет.
    Интересен «Ивановский салон» невероятно большим – для подобного рода и уровня конкурсов – числом коллекций от молодежи, от студентов. В кулуарах «Салона» даже зашел разговор о том, что пора подумать, может быть, об особом, молодежно-студенческом конкурсе высокой моды.
    Отрадно, что участие в таком представительном смотре становится для студентов путевкой в большую жизнь – получив диплом, молодые модельеры возвращаются на уже освоенный ими подиум с новыми зрелыми коллекциями. Причем работают они исключительно с местными тканями. И вовсе не из квасного патриотизма. Просто появился для их творчества материал, с которым не гнушаются работать ведущие кутюрье страны. Нынешний ивановский смотр тканей, в частности, запомнится прежде всего обилием коллекции из льна – ивановского, ярославского, вологодского, костромского – яркой цветовой гаммы, новой фактуры.
    Состояние нынешнего ивановского текстиля – не цель нашего разговора. Скажем лишь, что «моду» пока здесь диктуют верткие мальчики-перепродавцы и так называемые «давальцы» – поставщики хлопка на переработку. Они требуют от фабрик ткани числом поболе, ценой подешевле. Заказчики, да и сами ткачи пренебрежительно называют эту продукцию «постелькой» – через четыре-пять стирок она выходит из строя. Но ее покупают! Этим живут комбинаты.
    Чтоб не уронить престиж, не потерять былой уровень в умении, в качестве, подчас в убыток себе текстильщики из Иванова,  Твери, Подмосковья, Костромы «работают» высококачественные ткани, с новыми интересными расцветками. Ради этого власти области и города идут на немалые затраты для проведения вот таких – таких нужных – текстильных салонов.

    Поделиться