Питер: транспортная реформа
В ближайшее время наш город ожидает целая серия новаций в транспортной сфере. Новое руководство Комитета по транспорту заявило о своем намерении радикально изменить "правила игры" в области организации работы наземного пассажирского транспорта. "Сюрпризы" ожидают и грузоперевозчиков.
О том, что дорожная обстановка на основных магистралях Петербурга близка к критической, хорошо известно. В часы пик центр города представляет собой одну большую автомобильную пробку. Чтобы доехать от Смольного до Дворцовой площади, приходится тратить до 1,5 часа (без пробок этот путь можно преодолеть за 7 - 10 минут).
Не последнюю роль в обострении ситуации играет тот факт, что Питер является транзитным пунктом для грузоперевозок. Основной их поток идет из внутренних регионов России в Финляндию и обратно.
Новое руководство Комитета по транспорту предлагает решить эту проблему весьма своеобразно - путем взимания платы за перевозку грузов через центр города в дневное время. Ночью же грузы можно перевозить бесплатно.
Первый заместитель председателя Комитета по транспорту Игорь Маилов считает, что это позволит существенно снизить напряженность на основных центральных трассах в дневные часы. Предполагается, что эти новые правила вступят в силу с марта следующего года. О размере платы пока ничего не говорится.
Впрочем, сомнительно, что этот проект позволит улучшить дорожную обстановку в городе. Ведь для "дальнобойных" фирм главное - доставить груз адресату точно в срок. А, значит, они скрепя сердце скорее всего раскошелятся на дневные пропуска. Для того же, чтобы компенсировать свои затраты, перевозчики наверняка повысят стоимость своих услуг.
Другое нововведение носит глобальный характер. Речь идет о планируемом слиянии двух транспортных предприятий, в ведении которых находятся все внутригородские социальные пассажироперевозки, - ГУП "Пассажиравтотранс" и ГУП "Горэлектротранс".
Новое транспортное объединение под названием "Пассажирское предприятие наземного транспорта" будет иметь единый бюджет, осуществлять закупку нового подвижного состава и вносить коррективы в маршрутную сеть. А коррективы эти, очевидно, будут весьма радикальными. Так, в центральных районах города, где пассажиропоток очень велик, приоритет будет отдан автобусам большой вместимости, а коммерческие "газельки" перебросят на периферию и в пригороды. Малогабаритные "маршрутки" оставят лишь на отдельных участках в центре города, где муниципальный транспорт не справляется с большим пассажиропотоком.
Распределение маршрутов между компаниями-перевозчиками, контроль и координация их работы будут полностью находиться в руках упомянутого "Пассажирского предприятия наземного транспорта". Таким образом, оно фактически превратится в транспортную управляющую компанию. Не исключено также, что эта госструктура в перспективе подвергнется акционированию.
А что же будет с троллейбусами и трамваями после формирования новой структуры? Скорее всего, эти виды транспорта отойдут на второй план. Прежде всего в центре города ликвидируют трамвайное движение. Соответствующее заявление уже сделал вице-губернатор Олег Виролайнен. По его словам, трамваи только провоцируют пробки в центре и разрушают дорожное покрытие.
Что касается троллейбусов, то их дальнейшая судьба пока остается не ясной. Транспорт этот очень затратный, имеет колоссальный износ (до 70 процентов подвижного состава) и большие долги перед энергетиками. Так что не исключено, что "слияние" автобусного и трамвайно-троллейбусного предприятий в итоге окончится полным "перевариванием" последнего в рамках создаваемого транспортного объединения. Как скажутся все эти глобальные проекты на улучшении транспортного обслуживания жителей нашего города, покажет время.