Однако последние "громкие" расследования крупных экономических преступлений руководитель комитета предпочитает не комментировать. Делает единственную оговорку - количество материалов, переданных Комитетом в органы внутренних дел, ФСБ и прокуратуру, за два года составляет несколько сотен. В них - сведения о 13 тысячах операций на миллиардные суммы рублей. Но если быть точными, то за два года комитет направил в правоохранительные структуры двести материалов, по которым возбуждено только двадцать уголовных дел, два из них переданы в суд.
"Это, конечно, мало", - соглашается Виктор Зубков. Причина, на его взгляд, в том, что активный диалог между аналитиками из КФМ и оперативниками из разных правоохранительных структур - пока в стадии становления. К тому же у силовиков - проблемы с квалифицированными кадрами, которые разбирались бы в финансовых и бухгалтерских тонкостях.
Конечная цель силовиков, по словам Виктора Зубкова, найти преступника, доказать его вину, выйти на криминальные деньги и сказать: "Все. Садись. А деньги возвращай государству". Задача комитета - помочь коллегам "наполнить" их расследования аналитической финансовой составляющей. "Но отдает, к примеру, комитет в прокуратуру материалы о подозрительных сделках на четыре-пять миллиардов рублей, с участием от 200 до 250 фирм, - поясняет Виктор Зубков, -"а следователь просто "тонет" в наших материалах.
Для того, чтобы переломить ситуацию, комитет выступил с инициативой создать в 2004 году внутри МВД, Генеральной прокуратуры спецподразделения, сотрудники которых будут заниматься только проблемами легализации преступных доходов. Обучение руководителей оперативного звена, рядового состава возьмет на себя финансовая разведка.
"За 11 месяцев 2003 года в стране зарегистрировано 36 тысяч крупных и особо крупных экономических преступлений, - продолжает Зубков, - по идее все правоохранительные ведомства, которые расследуют эти дела, должны закидать нас запросами, загрузить дополнительной информацией". В качестве примера председатель комитета приводит данные взаимодействия американских спецслужб и финансовой разведки США. "Ежегодно ФБР дает этой структуре по 7-8 тысяч запросов, - говорит Зубков. - И у нас должно быть так же".
Комитет уже сотрудничает с финансовыми разведками 84 стран мира, аккумулирует "агентурные" сведения служб внутреннего контроля тысяч российских банков, страховых, лизинговых компаний, игорных заведений. И если налажен взаимообмен в режиме "on line" между оперативниками и аналитиками, утверждает Зубков, то находятся деньги, которые считались давно потерянными, дается ход неперспективным уголовным делам, когда-то отправленным на полку. Новые материалы проясняют старые дела, выводят на известных своим криминальным прошлым людей или фирмы.
В ближайшее время во всех федеральных округах будут созданы подразделения КФМ по противодействию финансирования террористических организаций.
Как удалось узнать корреспонденту "РГ", по поручению Президента РФ В. Путина до 1 июля 2004 года в России будет разработана Концепция национальной Программы противодействия по отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, подготовлены специальные правительственные и межведомственные документы. Например, будет расширен круг лиц, обязанных по закону и в соответствии с международными стандартами FATF сообщать в КФМ о подозрительных финансовых сделках. (На сумму свыше 600 тысяч рублей). Теперь к банковскому, страховому, лизинговому и игорному бизнес-сообществу прибавятся нотариальные, риэлтерские, консалтинговые, юридические конторы, осуществляющие операции с денежными средствами или имуществом. При этом надзор за такими организациями, по мнению Зубкова, должен быть усилен.
"Сегодня штрафы для банков, уклоняющихся от сотрудничества с финансовой разведкой, смехотворны, - говорит он. - Я не призываю надзорный орган, Центробанк, у всех повально отзывать лицензии. Но если кто-то явно нарушает закон, то почему бы этого не делать? В Великобритании, например, банкир за непредставление сведений о подозрительных сделках наказывается на полтора миллиона фунтов стерлингов или на пять месяцев тюремного заключения".
В следующем году планируется внести изменения и в банковское законодательство - закрепить право ЦБ на выяснение конечного собственника банка.
Буквально на днях Президент РФ подписал документ, который снимает острый для правоохранительных органов вопрос, касающийся порога преступлений, связанных с отмыванием "грязных" денег.
До 8 декабря 2003 года сумма "отмытых" денег менее чем в 1,2 миллиона рублей в России не считалась уголовным преступлением. Теперь мы стали еще ближе к цивилизованным странам, где преступления подобного рода подлежат уголовной ответственности, независимо от сумм, о которых и дет речь.
"Когда рыбак забрасывает сеть, которая хорошо и прочно сделана, туда попадает вся рыба - крупная, средняя, мелочь. А если сеть дырявая, рыба - раз, и ушла, даже мелочь. Нам нужна сеть", -в заключение заметил главный финансовый разведчик.
Справка " РГ"
Комитет по финансовому мониторингу создан два года назад по Указу Президента РФ.
Основная цель- борьба с отмыванием "грязных" денег, обороты которых в России по данным сопоставимы с доходами бюджета страны - от 2-2, 5 триллиона рублей в год.
Летом 2003 года Россия стала полноправным членом Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering).