Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", вступивший в силу с 1 января этого года, служит своего рода раздражителем. Для одних (преимущественно военных) это угроза заведенному десятилетиями порядку, для других (призывников) это слабая, но надежда на избавление от армейской лямки, для третьих - головная боль, связанная со всем комплексом обустройства той части призванных исполнять свой гражданский долг, которым разрешено будет это делать на альтернативном - трудовом - фронте. К этим третьим прежде всего относятся службы Министерства труда России, которому и поручена организация дела на местах.
С просьбой обрисовать ситуацию в Ярославской области корреспондент "РГ" обратилась к руководителю департамента Федеральной государственной службы занятости населения в регионе Юрию Бородину.
- Ярославская область готова принять то количество граждан, занятых альтернативной службой, которое уедет от нас в другие регионы, - в пределах от 20 до 50 человек. Мы тут вместе с военкоматом прикидывали - больше пока не должно быть, поскольку у нас нет столь активного движения за АГС, как, к примеру, в Пермской или Нижегородской областях.
- Отношение к новому закону в обществе неоднозначно. Каковы, на ваш взгляд, его плюсы и минусы?
- Закон был необходим, и он дает определенные преимущества гражданам. Во-первых, предоставляет право человеку, если он действительно не может исполнять обыкновенную армейскую службу, избрать себе альтернативный вариант. Во-вторых, этот молодой человек имеет право продолжать вечернюю или заочную учебу. И в-третьих, при АГС нет казарменной дисциплины, человек живет, подчиняясь Трудовому кодексу, как и любой другой гражданин.
А минусы - это прежде всего сроки службы: для ребят без высшего образования - три года, для выпускников вузов - 18 месяцев. Второе - это низкооплачиваемая работа, от которой альтернативщик не имеет права отказаться. Ну и третье - экстерриториальный принцип службы, иными словами, рядом с домом служить не разрешается - отвезут в другие регионы.
- А места прохождения АГС определены, скажем, в Ярославской области?
- Да, мы уже четко с работодателями просмотрели все варианты и дали в Министерство труда на 1 января свои конкретные предложения: где и на каких рабочих местах могут принять в области призывников для альтернативной службы.
Но сразу хочу сказать, что государственную службу, каковой является АГС, они могут проходить только в государственных органах. А государственными у нас считаются федеральные и региональные (то есть областные) организации. Муниципальные почему-то не признаются пригодными для такого рода службы. В итоге получается вот такая картина. В областной клинической больнице могут принять ребят санитарами, но жилья своего у нее нет. А больницы, скажем, пошехонская или брейтовская и принять могут, и жилье предоставили бы, а не имеют права. Почему? Муниципальные структуры.
Сфера же применения труда альтернативных служащих довольно широка. Младшего обслуживающего персонала не хватает везде - в лесничествах, в метео-, пожарных службах, на почтах, на Северной железной дороге, в домах престарелых, в коммунальном хозяйстве. И, на мой взгляд, после выхода всех федеральных нормативных актов, связанных с применением закона об АГС, нам необходимо будет все-таки еще принимать свои региональные документы, в которых конкретно уточнялись бы ответственные за прием, за создание резервов жилья и ряд других аспектов. Чтобы система работала без сбоев, необходимо, чтобы в области кто-то постоянно занимался этими делами. И не только в Ярославской области - в любом регионе. А служба занятости осуществляет контроль за организацией всего процесса как федеральный уполномоченный орган.
- Какие еще дополнения, по-вашему, могли бы пойти на пользу в реализации на практике нового закона?
- Необходимо спустить рабочие места АГС до уровня муниципальных округов, потому что именно там больше всего потребность в рабочей силе и есть условия для ее размещения.
И еще один проблемный вопрос. Полагаю, что надо отказаться от экстерриториального принципа АГС. Я прекрасно понимаю Министерство обороны, его стремление создать определенные препоны для желающих служить альтернативно, чтобы молодежь не уклонялась от призыва, от выполнения своего гражданского долга. Но все это очень дорого обходится и государству, и семьям альтернативщиков, создает дополнительные трудности регионам. Молодой человек мог бы жить дома, учиться в своем учебном заведении, переведясь, скажем, на вечернее отделение, а иногда и работать, где работал - на государственной службе, но на должностях младшего обслуживающего персонала.
А вообще, по большому счету, нет какого-либо четкого механизма определения права на альтернативную службу у гражданина. Попробуй обоснуй, почему ты не хочешь держать в руках ружье. За теми же религиозными, к примеру, убеждениями может стоять простое нежелание идти в армию. И тут, хотим мы этого или не хотим, все равно придется работать над устранением основных причин такого нежелания.
- А это...
- А это прежде всего устранение нездоровых явлений внутри самой армии, работа над улучшением ее имиджа. И есть еще одна причина, проявившаяся в последние годы. О ней мы все знаем, но это широко не обсуждается, и даже о пропагандистских мерах речи пока не идет. Молодой человек зарабатывает большие деньги, делает карьеру. А тут - призыв. Гражданин на значительный срок выпадает из определенной ниши в обществе. Общество же, уделяя большое внимание развитию частного предпринимательства, совсем забыло о том, что надо бы пропагандировать и выполнение долга перед родиной...
Хорошо, что закон об альтернативной службе вступил в силу. И теперь надо просто начинать работать. Тогда сразу все проблемы и нерешенные вопросы прорежутся. В чем основные обязанности Министерства обороны, Министерства труда, региональных властей? Границы их полномочий пока размыты. Получается, что за некоторые вопросы или же никто не отвечает, или две организации сразу, а это все равно что никто. В частности, кто обязан оплачивать ежегодный отпуск призывника при АГС или обратный путь его до дома после службы? И таких моментов много. Словом, надо начинать работать...