По большинству экономических показателей в Центральном федеральном округе этот регион в середине минувшего года уверенно держался в первой десятке, как по промышленным, так и по сельскохозяйственным позициям. Занимал шестое место по производству скота и птицы на убой, седьмое - по производству молока и восьмое - по производству яиц.
Не последнюю роль в этом играет реализация областной целевой программы "Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства на 2001 - 2005 годы", а также адресная инвестиционная программа строительства сельских объектов. Однако при недавнем обсуждении хода их выполнения и были выявлены нерешенные до сих пор проблемы в агропромышленном комплексе региона.
- Конечно, никакую эффективную работу агропромышленного комплекса невозможно представить без стабильного энергообеспечения. Предприятия - производители сельскохозяйственной продукции сегодня являются одними из важнейших потребителей электроэнергии, - отмечает заместитель губернатора Тверской области Иван Милорадов. Однако постоянный рост тарифов привел к тому, что за последние десять лет потребление электроэнергии сельскими товаропроизводителями сократилось более чем в шесть раз. Как следствие - ухудшение финансового состояния хозяйств и сокращение выпуска сельскохозяйственной продукции. Положение усугубляется еще и тем, что при заключении договоров энергоснабжающие организации включают в их условия обязательства потребителей на оплату штрафных санкций за превышение или недобор электроэнергии.
Для повышения уровня и качества энергоснабжения сельских населенных пунктов в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села Тверской области на период 2003 - 2010 годы" в регионе разработана отдельная подпрограмма, предусматривающая реконструкцию и техническое перевооружение сельских электрических сетей. Департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области предложил местным энергетикам исключить из типовых договоров на электроснабжение положения о применении штрафных санкций к предприятиям-сельхозтоваропроизводителям.
Положительной тенденцией последних лет стало расширение областной сети машинно-технологических станций и создание при сервисных предприятиях механизированных отрядов. За период действия областной программы по оптимизации уровня механизации сельскохозяйственного производства данными структурами приобретена сельхозтехника на сумму более 10 миллионов рублей. За последние два года наряду с существующими в Кесовогорском, Кимрском, Калязинском районах организованы МТС и механизированные отряды в Сандовском, Молоковском и Вышневолоцком районах.
Однако это не решило до конца проблему сильной изношенности машинного парка. Чтобы поддержать хозяйства, руководство области, изучив опыт соседей-ярославцев, решило пойти по пути стимулирования закупки сельхозтехники по лизингу.
Свою положительную роль со временем должен сыграть разработанный в регионе проект закона о предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям для закупки лизинговой техники.
В рамках адресной инвестиционной программы строительства сельских объектов в 2003 году были проведены работы по улучшению состояния материально-технической базы ряда животноводческих, птицеводческих хозяйств, зерносушильных пунктов.
Однако, как признает руководство области, главным фактором, зачастую сдерживающим строительство на селе, является недофинансирование основных статей. Поэтому перед департаментом по социально-экономическому развитию села была поставлена задача принять необходимые меры по равномерному финансированию затрат по капитальным вложениям в агропромышленный комплекс.