Ярославль. Путь в Россию стал короче

О том, что изменилось в связи с этим в работе паспортно-визовых служб, корреспондент «РГ» беседует с начальником паспортно-визового управления УВД Ярославской области Татьяной Агаповой.

– Вопрос о получении гражданства теперь, как я понимаю, во многих случаях можно будет решать на местах – в областных и районных центрах, – то есть быстрее?

– В гражданство  люди у нас принимаются двумя порядками: общим, когда гражданство предоставляется именным указом Президента РФ, и упрощенным, когда решение о приеме в гражданство подписывается руководителем субъекта РФ, то есть губернатором, или начальником УВД этого субъекта. Во втором случае процесс, естественно, идет быстрее и требует меньшего количества документов. Основные изменения коснулись именно статьи об упрощенном порядке рассмотрения вопросов о гражданстве – ее существенно расширили.

– Кто же отныне может претендовать на получение гражданства в упрощенном порядке?

– Выходцы из бывших союзных республик, имеющие статус постоянно проживающих на территории России на 1 июля 2002 года или получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Они могут в упрощенном порядке стать гражданами России вплоть до 1 января 2006 года – именно по эту дату для них будут действительны паспорта граждан СССР образца 1974 года.

– Главное, что упрощает процедуру, это отсутствие условия о сроке проживания?

– Да, в таком случае, как правило, не требуется соблюдение условий о сроке проживания, не надо предъявлять документы об источнике средств к существованию, о владении русским языком.

– И отныне обязательным пунктом непростой процедуры принятия гражданства становится консультация непосредственно в паспортно-визовом подразделении, районном или областном?

– Мы всегда их проводили, потому что по телефону проконсультировать людей невозможно. Надо смотреть документы. Граждане должны понять: к вопросу приобретения гражданства подход строго индивидуален. Все зависит от того, где человек родился, когда въехал на территорию России, кто у него родственники, и многое другое. Например, человек, родившийся в Азербайджане в 1918 году, считается уроженцем России. Родившийся в Крыму в 1952 году – тоже уроженец России. Паспортисты по долгу своей службы обязаны знать все эти исторические нюансы. А граждане о них зачастую забывают и лишь во время консультации и предварительного просмотра документов всплывает подчас очень важная информация, которую работникам паспортно-визовых подразделений приходится из клиентов чуть ли не вытягивать.

Эта консультация – не очередная бюрократическая уловка. На самом деле, один раз побеседовав с работником паспортного отдела и четко уяснив, какие документы требуется предоставить, человек уже не будет в растерянности бесконечно обивать пороги паспортного отдела, создавая проблемы прежде всего самому себе. Ведь отчего появляются очереди? Мы говорим, принесите сразу весь пакет документов, а гражданин предоставляет лишь два или три. Мы же можем принять только все документы сразу. Отсюда попусту потраченное время, нервы, обиды…

Я всегда советую желающим принять гражданство прежде всего прочитать сам закон, проштудировать его от первого слова до последнего, хотя бы на наших стендах наглядной агитации, и тогда сразу меньше будет недопонимания, суеты и нервозности.

– Вы как-то будете подталкивать людей к огражданиванию, делать «выходы в народ», выезжать в глубинку для разъяснения статей закона?

– Работники паспортно-визовой службы ни к кому домой не придут и разъяснять закон не будут. Насильно огражданивать мы не собираемся. Вопрос о гражданстве – личный вопрос. Ведь можно всю жизнь прожить на территории России, имея лишь вид на жительство. Так делают многие. И до распада Союза на территории Ярославской области десятками лет жили иностранные граждане, не собираясь приобретать наше гражданство, потому что с ним потеряли бы право на упрощенный порядок въезда на свою родину.

– Вы наверняка прогнозируете ситуацию. По-вашему, сколько человек на территории Ярославской области могут пожелать принять гражданство в упрощенном порядке до 2006 года?

– Примерно 10 тысяч. Для сравнения: с марта 1993 года, после распада Союза, по 1 июля 2002 года мы приняли в гражданство более 29 тысяч человек. С 1 июля 2002 года, когда вступил  в силу новый Закон о гражданстве, статус гражданина России на территории области приобрели 1184 человека.

– С кем в Ярославской области больше проблем – с жителями Средней Азии, кавказцами или братьями-славянами?

– С азербайджанцами, армянами или узбеками проще. Они сразу четко поняли, что Союз распался и они стали иностранцами. Поэтому вопрос о приобретении российского гражданства они начали решать очень оперативно. Этого не скажешь о русскоязычном населении бывшего Союза, немалая часть которого как будто до сих пор не поняла, что ситуация в корне изменилась. Даже получив национальный паспорт гражданина Украины, человек порой продолжает считать себя гражданином России, путая два понятия – национальность и гражданство.

– С принятием поправок в Закон о гражданстве вашей службе стало легче?

– Нам всегда не очень легко. Легче будет людям. Я и к закону в прежней редакции хорошо относилась. Считаю, кто хотел в упрощенном порядке приобрести гражданство, тот его приобрел. Мы прежде всего должны думать о гражданах России. Я хочу сказать, что не самые бедные люди приезжают к нам. Съездите хотя бы в Ярославский район –  увидите, в какой нищете живут наши граждане. Не каждый из них нашел даже сто рублей, чтобы получить в прошлом году новый паспорт. Вот почему за счет бюджетов всех уровней была оплачена паспортизация 1174 жителей Ярославской области.

– Не станет ли российское гражданство после внесенных поправок более доступным для разного рода нежелательных элементов?

– Это уже зависит от четкости нашей работы. Еще пять лет назад я не знала, как сотрудник паспортной службы может противодействовать терроризму и экстремизму. А теперь знаю. В том числе и от деятельности паспортно-визовой службы зависит наше с вами благополучие. Вот чем объясняются проводимые нами многочисленные проверки, сложная процедура оставления на жительство.

Мы должны знать, кто хочет жить с нами по соседству: в порядке ли документы, нет ли судимых, больных. Три года назад мы, например, выявили трех парней с Украины, болевших СПИДом – нам такие граждане, естественно, ни к чему. Один из последних случаев: жительница Большесельского района сейчас пишет жалобы во все инстанции, что приехал к ней с Украины сын, судимый, больной туберкулезом, а ему не дают даже вид на жительство. По-человечески мать понять можно. Но по закону мы не имеем права его оставить. Во-первых, судимый, во-вторых, туберкулезник – а с этим заболеванием въезд на территорию России, кстати, как и других цивилизованных государств мира, запрещен. Будем выдворять этого гражданина. Судимые к нам приходят. И мы им тоже говорим: «Ребята – вы нежелательные гости в нашей стране». Почему мы должны стесняться об этом говорить? Это правильное, нормальное положение дел. Это закон.