Бензин снова обложат
Как выражаются публицисты, нефть продолжает быть и благом, и проклятием России. Да и отнюдь не лирически настроенный министр торговли и экономического развития Герман Греф в ответ на вопрос о том, что положительного и отрицательного было в российской экономике в прошедшем году, сказал: "Высокие цены на нефть".
Слишком благоприятные условия сложились сегодня на мировых рынках для российских нефтяников. Впервые с начала перестройки наша страна в 2003 году обогнала по объемам добычи и экспорта сырой нефти и нефтепродуктов Саудовскую Аравию и сегодня считается поставщиком номер один этого самого популярного в мире сырья.
Уровень экспорта в 2003 году составил 134,4 миллиарда долларов, на четверть выше, чем в предыдущем.
В этой ситуации отечественные экспортеры будут стараться превышать запланированные объемы вывоза нефти, сократив их поставки на внутренний рынок. А рост цен на горючее в нашей, самой нефтеносной, стране нам совсем не нужен. И если экспорт нефти еще можно сдерживать таким естественным ограничителем, как допуск к магистральным трубопроводам, то уж бензин, керосин эффективно вывозят за границу любыми другими видами транспорта. Так что в данном случае размер вывозной таможенной пошлины становится чуть ли не единственным инструментом экономического регулирования объемов экспортных поставок.
В 2004 году российские нефтяные компании намерены еще более активно повести себя на мировых товарных рынках. В этом году, например, планируется увеличить добычу по сравнению с 2003 годом примерно на 10,6 миллиона тонн, что составит 432 миллиона тонн. Переработка нефти при этом увеличится до 192 миллионов тонн. Следует полагать, что столь оптимистичным планам вряд ли что может помешать. Средняя цена барреля нефти корзины ОПЕК в 2004 году сохранится высокой и, по расчетам западных аналитиков, будет колебаться на уровне от 24, 8 доллара до 26 долларов в течение ближайших лет.
Такие цены для России - просто роскошь, потому что, как считают наши аналитики, экономика России будет продолжать расти не менее чем на 5,5 процента в год, даже если стоимость нефти упадет до 23 долларов за баррель.