23.01.2004 16:31
    Поделиться

    Ярославль. Комбайн в рассрочку

    В чем секрет этой хозяйственной состоятельности? Разбогатели? Ответ проще: получили возможность покупать механизмы в рассрочку.

    О том, что реально дает созданная в регионе система лизинга сельскохозяйственной техники, корреспонденту "РГ" рассказал заместитель губернатора, директор департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Михаил Боровицкий.

    А долги плати исправно

    - Михаил Васильевич, зачем потребовалось создавать областной лизинговый фонд? Ведь насколько мне известно, такая структура действует на федеральном уровне, так почему нельзя использовать сполна ее возможности?

    - Ну, во-первых, там значительно дороже обходится кредит, чем у нас. Во-вторых, федеральный фонд предлагает технику по ограниченному списку и только отечественную. И, в-третьих, кое-кто уже успел воспользоваться федеральным кредитом и, не расплатившись вовремя, задолжал. А должникам, как известно, новый товар не продают.

    - А областной фонд - продает?

    - Областной фонд с самого начала создания, с 2000 года завел железное правило - пользующиеся его услугами расплачиваются вовремя. И мы же создали все условия для того, чтобы должники просто не возникали. Порядок такой: если хозяйство приобретает технику стоимостью до 60 тысяч рублей - рассрочка платежа дается на три года, а если свыше этой суммы - на пять лет. Плати первоначальный взнос, а дальше равномерными долями рассчитывайся поквартально. Причем проценты на ссужаемые деньги минимальные- для кредита на пять лет это 11 - 12, то есть в год получается по 2 - 2,5 процента. Это очень хорошие условия по нынешним временам.

    Кроме того, при фонде действует комиссия, эксперты которой, прежде чем дать кредит, тщательно исследуют платежеспособность хозяйства и фермы (фермерам мы тоже даем кредиты), способность расплатиться имуществом в крайнем случае. Но до этого, как правило, почти не доходит. За платежами мы следим строго, консультируем по поводу возможных вариантов оплаты, помогаем даже найти потребителей их продукции. Было бы только желание рассчитаться.

    Мы добились того, что и по федеральному лизингу в области сейчас должников нет. К нам приезжали с проверками в лизинговую компанию (она создана "Ярославльагропромтехснабом") и все удивлялись, как это ярославцы ухитряются работать без долгов. Но как только мы попытаемся превратить лизинг в безвозмездную кормушку - он тут же исчезнет сам по себе. Просто во всем нужен жесткий порядок.

    - И так вот все наладилось сразу и пошло своим чередом?

    - Нет, конечно. В чем-то нам помог опыт и уроки использования федерального лизингового фонда, что-то находили свое. Но то, что областной фонд нужен, это было ясно однозначно. Очень помогло то, что идею с самого начала поддержал губернатор Анатолий Иванович Лисицын. И в 2000 году был выделен из бюджета первый маленький вклад - 14,5 миллиона рублей. В следующем году в фонд поступило 35 миллионов рублей, через год - 45 миллионов, а в 2003 году администрация области направила в лизинговый фонд уже 75 миллионов рублей. И теперь в областном лизинговом фонде сосредоточено около 160 миллионов рублей.

    Почему мы все-таки пошли на создание своего фонда? Сейчас в областном бюджете нет средств на безвозвратные дотации для села. Да и что дали бы такие подачки? Это капля - "проели" их, и нет ничего, начинай просить сначала. А фонд позволял бы хозяйствам приобретать сельхозмашины по мере их устаревания постоянно. При этом купленная по лизингу техника не просто работает - сама на себя зарабатывает. И все же в первое время хозяйства осторожничали - брали только "мелкую" технику: грабли, плуги, косилки...

    - Побаивались?

    - В общем, да. Некоторые руководители хозяйств даже просили: вернемся к прежнему, просто помогайте нам и все! Потом потихонечку пригляделись, поняли выгоду. И стали покупать уже гораздо больше. И не только трактора, косилки, но и новое оборудование на свинарники, птичники, на молочные фермы.

    С прошлого года мы стали поставлять по лизингу хозяйствам и племенной скот. И надо сказать, спрос на новую услугу сразу появился. Ведь простые расчеты показывают, что, если вы сдаете свою непродуктивную корову (которая доит примерно 2 - 2,5 тысячи кг в год), вы сможете на вырученные деньги сделать первоначальный лизинговый взнос для приобретения высокопродуктивной племенной нетели. Она доит уже вдвое больше - 5 тысяч кг в год. А это дополнительно 2,5 тонны молока ежегодно, что даже по нашим

    низким ценам на молоко составляет 8 - 9 тысяч рублей прибавки. Платить же четыре года подряд придется где-то по шесть тысяч рублей. А ведь корова не только молоко за это время дает, она еще и теленка принесет, породу улучшать будет. Есть резон покупать? Прямой.

    Хотите купить устаревшую технику? Это не к нам!

    - Со временем мы накопили опыт. А потому сегодня мы начинаем использовать лизинг как своего рода инструмент влияния. В первый год какие механизмы нам заказывали, такие мы и закупали. А сейчас у нас появился список тех видов техники, которые для сельхозпроизводителей области наиболее приемлемы: с точки зрения энергосбережения, повышения производительности труда, чтобы уменьшить затраты на единицу продукции. И теперь мы говорим: хотите купить сеялку, которая производится с 1936 года без изменений, - пожалуйста, но за свои деньги. А мы готовы поставить вам только высокопроизводительную технику, которая работает точно, с пневмовысевом, и дает прибавку урожая.

    - Это уже своего рода политика...

    - Да, сельскохозяйственная политика, которая дает нам возможность влиять на формирование, обновление регионального парка сельхозмашин.

    Вот другой пример. С помощью специалистов мы отработали наиболее приемлемую технологию заготовки кормов, качественную, подходящую примерно для 60 - 70 процентов хозяйств области. Соответственно ей и набор механизмов, при котором не нужен будет дорогой кормоуборочный комбайн. Достаточно прицепного кормоуборочного комбайна, который производится в Гомеле (Белоруссия) к трактору Т-150. К этому же трактору в прошлом году опробовали сеялку стерневую, для которой поле не надо ни пахать, ни боронить. В итоге получается приличная экономия денег на закупку сельхозмашин: количество их сокращается, а число операций растет. Это замена технологий на более современные.

    Технику отбираем, как правило, по конкурсу. Как это было, например, с доильным оборудованием для хозяйства имени Дзержинского. Рассмотрели предложения четырех фирм. При этом по причине конкурсе они значительно сбросили цены. А выбор мы остановили на шведской "Де Лаваль".

    - Выходит, в конкурсах участвуют и зарубежные фирмы?

    - Участвуют. Но сейчас наметилась тенденция, когда выигрывают конкурсы наши, российские фирмы. При производстве оборудования они частично используют узлы и детали лучших мировых производителей. И получается нисколько не хуже, а порой лучше и дешевле.

    Тут другая проблема. Оказалось, что некоторой техники, куда бы мы не обращались, нигде нет, никто ее не выпускает. Тогда мы предложили поломать над этим головы специалистов нашего Ярославского ремонтно-технического предприятия. И в итоге они начали выпускать комбинированные агрегаты-культиваторы для поверхностной обработки почвы. Их аналогов сегодня в России нет нигде. Если же посмотреть соотношение "цена - качество", то эта продукция вполне может конкурировать на рынке сельхозтехники.

    То же ремонтное предприятие по нашему заказу освоило выпуск дефицитных охладителей молока для ферм, разрешив еще одну большую проблему. Причем выпускает холодильники широкого спектра - от 200-литровых до шеститонников.

    - И производителям выгодно поставлять свою продукцию по лизингу?

    - Конечно. Само предприятие никогда бы не освоило, скажем, те же культиваторы, не нашло бы покупателей. А мы к разработке новой техники подключили специалистов из Казанского института механизации. Они предложили свои лучшие образцы (выяснилось, что теоретические разработки у них уже были, а мы помогли им воплотить их на практике).

    Сначала изготовили опытные образцы, а теперь уже и промышленная партия пошла. Да, агрегат дорогой - 500 тысяч рублей. Не каждый потребитель его сразу осилит. Но мы по отработанной схеме выкупаем у производителя его продукцию и помогаем приобрести эту технику хозяйствам в рассрочку.

    - Накапливая опыт, региональный лизинговый фонд как-то совершенствует свою работу?

    - Судите сами. Практика показала, что хозяйствам трудно своевременно подготовить технику к полевым работам, особенно весной, когда предстоит сделать сложный ремонт с заменой двигателя или ходовой части трактора. И тут на помощь приходит лизинг с кредитом, но не на три или пять лет, как обычно, а всего на три месяца. Это именно тот срок, когда у хозяйства к осени появятся деньги и оно сможет расплатиться. Такая форма сразу же стала очень востребована.

    Сейчас мы у себя в области пытаемся внедрить еще один вариант лизинговой услуги сельскому товаропроизводителю. Речь идет о дополнении федерального лизинга. Напомню разницу между ставками на областной и федеральный товарный кредит - это 11 - 12 и 34 - 35 процентов.

    Расчеты показали, что если мы примерно 22 - 23 процента субсидируем хозяйству, когда оно что-то будет брать из федерального фонда, то сможем подключить вдобавок к нашим ресурсам и федеральный лизинг. Механизм тут простой. Предположим, у нас не хватает средств на закупку необходимой хозяйствам техники - скажем, всего 10 миллионов рублей, а надо в пять раз больше. Мы говорим руководителям хозяйства: берите в федеральном лизинге товар на 50 миллионов рублей, а разницу в процентных выплатах областной фонд берет на себя. Для хозяйства ничего не меняется - платить оно будет те же самые деньги, что и по областному кредиту.

    Нормальный ход? Нормальный. Ведем сейчас переговоры с департаментом финансов, чтобы они нам дали добро на это. Надеемся, что убедим.

    Расчеты показывают, что возможности хозяйств области в закупке техники с помощью лизингового фонда составляют примерно 160 миллионов рублей в год. Комбинирование с поставками федерального фонда может дать нам такую возможность уже сейчас.

    Лизинг учит арифметике

    - А как соотносятся цены на технику со стоимостью сельхозпродукции?

    - Зерноуборочный комбайн "Нива" сейчас, к примеру, стоит 1 миллион 200 тысяч рублей, а комбайн "Дон" - 1 миллион 800 тысяч рублей. Это сколько же надо молока хозяйству сдавать, если в среднем 1 тонна его стоит примерно 4 тысячи рублей? Техническое перевооружение сейчас на селе вообще невозможно осуществлять без товарного кредита. И отдача от его умелого использования весьма ощутима.

    Вот мы поставили новое, современное оборудование для одного из цехов свиноводческого комплекса в хозяйстве "Левашово" Некрасовского района. В хозяйстве посчитали, что это им дает: процентов на 30 снизились затраты кормов на единицу привеса. Если учесть, что кормозатраты во всей структуре расходов составляют 70 процентов, то выходит, что общая себестоимость у них снизилась только по этому показателю процентов на 20. Плюс к тому снизились затраты на электроэнергию и на зарплату (новый цех обслуживает меньшее число рабочих).

    С помощью лизинговой рассрочки в области смогли обновить оборудование и на тех же площадях получать значительно больше продукции такие птицефабрики, как Даниловская, Ростовская, Борисоглебская.

    - Значит, у областного лизинга хорошие перспективы развития?

    - Разумеется. В сегодняшних условиях сельский товаропроизводитель должен научиться выпускать конкурентоспособную продукцию. Сделать это можно только применяя современные технологии. Если он готов к этому - лизинг ему первый помощник. Именно такая система учит считать расходы и доходы, соизмерять аппетиты с карманом и не ждать манны небесной, а самим решать все свои проблемы. Власть же, и мы от ее лица, должны ему в этом помочь: приобрести технологию, освоить ее, научить пользоваться кредитом.

    Что мы, к примеру, можем дать производителю молока? Животных можем поставить по лизингу, технологии - тоже. Плюс реконструкция помещения. И здесь мы сможем смягчить условия кредита: взять на себя оплату 12 процентов из 16, под которые банк даст ссуду на реконструкцию, чтобы сельхозпредприятию осталось выплачивать лишь 4 процента. Это уже вполне приемлемые условия займа для любого производителя сельскохозяйственной продукции.

    То есть свою главную задачу руководство области, региональный лизинговый фонд видят в том, чтобы создать условия, при которых каждое хозяйство на селе могло бы нормально работать и наращивать свой потенциал.

    Поделиться