Виртуаль власти

Онлайн - 10 миллионов в месяц

В 2003 году число пользователей Интернета, посещающих русскоязычные сайты, превысило три миллиона человек в сутки. И превысило довольно сильно: рекордное значение было установлено в понедельник, 8 декабря, когда за 24 часа онлайн появились 3,5 миллиона человек. Правда, в России находятся не все эти люди, но более половины из них - 58%. Это суточные показатели, а далеко не все пользователи Интернета открывают его страницы каждый день. А вот месячная аудитория Рунета превысила 9,5 миллиона россиян. Плюс существенное количество пользователей, работающих на компьютерах за пределами России. Таковы данные рейтинга Rambler' s Top 100, который учитывает статистику 110 тысяч сайтов. Для сравнения приведем данные фонда "Общественное мнение", согласно которым осенью 2003 года в России Интернетом не реже одного раза в месяц пользовались 10 миллионов россиян. Данные рейтинга Рамблера основываются на технологическом учете, подсчете обращений компьютеров к страницам сайтов. Фонд "Общественное мнение" проводит анкетирование живых людей. Тем не менее данные этих двух источников хорошо согласуются. Это позволяет отважиться на прогноз в 10,5 миллиона человек к концу 2004 года. По сравнению с другими прогнозами такая цифра может показаться весьма "скромной", однако последние два года сбывались не оптимистические, а умеренные прогнозы.

Месячная российская аудитория Рунета

30 страниц в день

В Интернете Россия остается самой читающей страной. Активность пользователей продолжает увеличиваться медленно, но верно. В среднем российский пользователь просматривает в Интернете более 30 страниц в день. Зарубежный интернетчик в среднем в полтора раза менее активен.

"Двадцатка" стабильна

Данные рейтинга Rambler s Top100 позволяют выделить "большую двадцатку" - это такой набор ресурсов Рунета, который обеспечивает максимальный охват регулярной российской аудитории русскоязычного Интернета за один календарный месяц. Регулярными пользователями в данном случае считаются те, кто заходит на ресурсы российского Интернета два дня в месяц или чаще. В 2003 году недельная аудитория "большой двадцатки" превысила 2 миллиона россиян. В среднем читатель каждый день "переворачивал" на этих сайтах по четыре страницы. "Большая двадцатка" не является рейтингом сайтов, и участники располагаются в списке по алфавиту. Список составлен только из участников рейтинга Рамблера и не включает все крупнейшие сайты, в частности, ресурсы портала Яндекс. В 2003 году состав "двадцатки" был стабилен.

"Большая двадцатка"

Адрес

Описание

3Dnews.Ru

Онлайн-издание о компьютерах

Anekdot.ru

Ежедневный выпуск анекдотов

Aport.ru

Поисковая система

Auto.ru

Автомобильный портал

Bankreferatov.ru

Библиотека рефератов

Combats.Ru

Онлайновая игра

Dialup.Mtu.ru

Интернет-провайдер

Gazeta.ru

Онлайн-газета

Gismeteo.ru

Прогнозы погоды

HotBox.ru

Сервер электронной почты

IXbt.com

Новости и обзоры компьютерного «железа»

Lenta.ru

Новости круглосуточно

Mail.ru

Почтовая служба и портал

NewMail.ru

Почтовая служба и размещение сайтов

Rambler.ru

Поисковая система и портал

Rbc.ru

Новости и финансовая информация

Referat.ru

Библиотека рефератов

Sport-Express.Ru

Сайт газеты «Спорт-экспресс»

Top100.rambler.ru

Рейтинг сайтов

Ytro.ru

Онлайн-газета

Год игры

От месяца к месяцу состав "большой двадцатки" меняется, популярность сайтов испытывает колебания. Например, в марте компьютерный дайджест 3dnews.ru уступает место "игровому" сайту 7wolf.net, затем снова возвращается в рейтинг. Как правило, все "молодые сайты" лидируют по приросту аудитории. Другим открытием "двадцатки роста" в 2003 году стала онлайн-игра "Бойцовский клуб", показав многократный прирост суточной аудитории. Эта игра стала даже популярнее, чем многолетний лидер развлечений в Интернете, сайт Анекдот.ру. По выходным дням "Бойцовский клуб" входит в десятку самых популярных российских сайтов, несмотря на то, что там требуется зарегистрироваться, чтобы хоть что-то увидеть.

"Двадцатка роста" - это рейтинг сайтов, лидирующих по абсолютному приросту суточной аудитории за год. В то время как "большая двадцатка" фиксирует текущее состояние Рунета, "двадцатка роста" показывает долговременные тенденции изменения этого состояния. Этот рейтинг использует абсолютный прирост аудитории.

Рейтинг лидеров роста

Рейтинг лидеров роста

Название

Адрес

Прирост суточной аудитории

1

Портал Mail.ru

Mail.ru

135779 (60%)

2

Игра «Бойцовский Клуб»

www.combats.ru

35014 (335%)

3

Онлайн-издание «Дни.ру»

www.dni.ru

29543 (119%)

4

«Погода от Фобос и МепМейкерс»

www.gismeteo.ru

15123 (100%)

5

Сайт «Советского спорта»

www.sovsport.ru

14391 (184%)

6

Новости РБК

www.rbc.ru

14074 (20%)

7

Сайт «Спорт-Экспресса»

www.sport-express.ru

12772 (48%)

8

Сайт об играх 7wolf

www.7wolf.net

12397 (92%)

9

Онлайн-дневники li.ru

www.li.ru

11027 (846%)

10

Сайт «Первого канала»

www.ortv.ru

9164 (155%)

11

Сайт «Вестей»

www.vesti.ru

7186 (133%)

12

Каталог новостей Lenty.ru

www.lenty.ru

6572 (131%)

13

Служба «Новая почта»

www.newmail.ru

6455 (40%)

14

Автообъявления на AUTO.RU

cars.auto.ru

6112 (64%)

15

Электронная почта HotBOX.ru

www.hotbox.ru

6032 (11%)

16

Сайт «Москвоского комсомольца»

www.mk.ru

5714 (85%)

17

Онлайн-газета «Утро»

www.utro.ru

5608 (17%)

18

«Банк рефератов»

www.bankreferatov.ru

4984 (52%)

19

Онлайн-издание «Грани»

www.grani.ru

4945 (32%)

20

Сайт Центрального Банка

www.cbr.ru

4712 (67%)

Не смешно

В 2003 году среди "Лидеров роста" отстутствовали крупнейшие развлекательные сайты. Точнее говоря, они возглавляли "двадцатку потерь". Наиболее драматические потери сайтов по сравнению с прошлым годом составили более 30 тысяч человек в сутки. Несмотря на спад традиционных развлекательных сайтов, этот тематический сектор в целом сохраняет свою долю аудитории. Что означает, что здесь лидеры менее устойчивы, происходит

существенный переток аудитории. Во-первых, от ветеранов к новичкам, и, во-вторых, с традиционных юмористических сайтов и сайтов знакомств на более интерактивные игровые сайты.

Правило 13 месяцев не сработало

Рубрика "СМИ/периодика" нашего рейтинга вот уже много лет остается самой популярной категорией рейтинга Rambler s Top100. Популярность крупных информационных сайтов за прошедшие пять лет возросла почти десятикратно. Отобразив суммарную посещаемость онлайновых СМИ на графике за несколько лет, можно заметить, что все значительные потрясения, начиная с дефолта августа 1998 года, сопровождались сильным всплеском их аудитории. Последние три года пиковые значения аудитории образовали своего рода цикл, следуя друг за другом с промежутком приблизительно в 13 месяцев. Так, 27 августа 2000 года пожар в Останкинском телецентре превратил Интернет едва ли не в единственный источник оперативной информации. Следующий, еще более мощный пик трафика был вызван террористическими актами 11 сентября в США и последовавшей за ними войной в Афганистане. Третий пик соответствует захвату в заложники зрителей мюзикла "Норд-Ост" 23 октября 2002 года.

К счастью, в ноябре 2003 не случилось ничего плохого. Пик информационного всплеска пришелся на весну. В дни больших событий пользователи обращались к онлайновым СМИ в среднем 12 раз в день против обычных 8. Только к концу апреля трафик онлайновых СМИ вернулся к "довоенному" уровню.

Многолетняя аудитория сайтов СМИ

Ящик в сети

В 2003 году заметно активизировались сайты ведущих телевизионных каналов. Разговоры об их неминуемом расцвете велись уже несколько лет, но только сейчас факт можно считать состоявшимся. Рост трафика ТВ-сайтов был почти двукратным, а аудитория сайтов "Первого канала" и программы "Вести" в отдельные дни превышала 50 тысяч человек в сутки.

Опережающий рост популярности телевизионных сайтов отражает одну из наметившихся в 2003 году в Рунете тенденций - распространение широкополосного доступа к Интернету (такого, как ADSL, выделенные линии, кабельный доступ), как в частных квартирах, так и в интернет-кафе. Процесс ускоряется наличием обратной связи: наличие видеоматериалов, интерактивных сервисов само по себе является мощным стимулом "ускорения" Интернета и роста числа широкополосных подключений.

Деловой рост

Тенденцию роста аудитории телевизионных сайтов иллюстрируют рейтинги секторов российского Интернета по приросту доли в общей аудитории Рунета за год. Подчеркнем, что речь идет именно о доле аудитории. Средний рост аудитории всех категорий Рунета составил приблизительно 30%. Однако некоторые категории росли быстрее других, сжимая долю прочих. Так вот, в десятке лидирующих секторов половина напрямую связана с широкополосным доступом. Это Mp3, Фото, Кино, Радио и Телевидение. Нельзя не отметить и лидирующее положение категории Бизнес.

Рейтинг

Прирост и доля аудитории

Рейтинг

Категория

Прирост доли аудитории

Доля аудитории

1

Бизнес

38%

7,24%

2

MP3

26%

5,05%

3

Фото

26%

5,63%

4

Кино

24%

3,53%

5

Радио

23%

1,96%

6

Продукты питания

21%

1,23%

7

Спорт

14%

7,40%

8

Дети

10%

1,83%

9

Электроника

7%

1,77%

10

ТВ

7%

4,61%

Наоборот, половину десятки проигравших составляют категории, связанные с профессиональной деятельностью самих служителей Интернета, - Технологии, Компьютеры, Софт, Провайдеры и Дизайн.