Как рассказал корреспонденту «РГ-Черноземье» директор воронежского театра кукол «Шут» Владимир Сафонов, иностранные театры будут приезжать в Воронеж в течение двух лет в удобное для них время. Но первыми гостями фестиваля станут российские театры и театры из ближнего зарубежья. К примеру, Ленинградский театр должен привезти «Щелкунчика». Надо думать, воронежцы с нетерпением будут ждать выступления Киевского театра, который обещает показать «Вишневый сад»: воронежцы полных три сезона смотрели гоголевскую «Шинель», но Чехова в куклах здесь еще не видели. Предполагается, что на фестиваль приедут чешский, японский, китайский и вьетнамский театры. Особенно необычным даже для самого искушенного российского зрителя должно стать выступление вьетнамцев, театр которых можно уподобить кукольной «венеции». Действо всех спектаклей разворачиваются на воде: куклы там грациозно плавают аки лебедушки. Говорят, что тем, кто первый раз смотрит это зрелище на воде, покоя не дает один вопрос: где же прячется актер? Может быть, под водой с аквалангом? На деле все проще (или сложнее – наверняка сказать трудно) – что называется, дистанционное управление в действии: актеры стоят за занавесом и управляют куклами, используя длинные шесты. Одним словом, это водное представление стоит посмотреть уже потому, что вьетнамские кукловоды используют технологию, отличную от традиционной российской.
Владимир Сафонов считает, что отказываться от участия в воронежском фестивале никто из приглашенных не станет: «Авторитет нашего театра достаточно высок. Благодаря Аркадию Вольховскому (художественный руководитель «Шута» скончался в сентябре прошлого года – прим. авт.) нас знает весь кукольный мир».
Одна из задач фестиваля – не только на других посмотреть, но и себя показать. Сейчас в репертуаре «Шута» «Хитроумный идальго», «Дикий» (он же – гадкий утенок), «Белый Бим – Черное ухо», совсем скоро появится «Винни-Пух и все-все-все». Впрочем, иностранные кукольники будут дивиться не только на мастерскую работу воронежцев – их наверняка поразит допотопная аппаратура, с которой воронежские актеры вынуждены работать, – 150 процентов износа, как шутят сами актеры. Кстати, политика финансирования по остаточному принципу «храма культуры» для детей осталась и в этом году: из областного бюджета ни копейки не выделили на обновление оборудования и текущий ремонт. Между тем, своим техническим обеспечением воронежский театр удивил японцев еще 12 лет назад, когда воронежцев пригласили в страну восходящего солнца с «Озерным мальчиком». Режиссер спектакля Аркадий Вольховский пытался объяснить японским коллегам, что перевоз спектакля – это очень дорого, а потому невозможно. Все декорации и реквизиты «Озерного мальчика» умещались как раз в одну громадную фуру. Японцы же уверяли режиссера: мол, не надо за тысячи километров везти оборудование спектакля, пришлите только чертежи – мы все по ним соберем. Как оказалось, для японцев воссоздание по чертежам игрового пространства – дело куда менее хлопотное и затратное чем для россиян: чертежи загоняются в компьютер, обрабатываются, после чего роботы в притеатральных цехах изготавливают декорации. Одним словом, еще в то время по техническому обеспечению воронежские кукольных дел мастера отставали от своих иностранных коллег, сейчас же, надо думать, этот разрыв существенно увеличился. Впрочем, чего нашим кукловодам не занимать – так это таланта с энтузиазмом. На том и стоим.