30.01.2004 19:03
    Поделиться

    Рыбинск. Тайна императора

    Единственный сохранившийся памятник Александру II скульптора Опекушина покоится на дне Волги

    Благодарность бывших крепостных

    Мало кто из местных старожилов помнил, что император исчез со своего пьедестала восемьдесят пять лет назад и его место занял вождь мирового пролетариата. Рыбинский архитектор Валерий Семенов уверен, что бронзовый монарх не сгинул в плавильной печи и не был разрушен, как все другие памятники российскому императору, в послереволюционную эпоху. Скульптура, по мнению Семенова, покоится… на дне Волги в городской черте. Впрочем, обо всем по порядку.

    В 1911 году в России широко отмечалась полувековая годовщина отмены крепостного права. Рыбинцы по-своему откликнулись на это событие. Отцы и деды рыбинских купцов обрели волю благодаря Высочайшему манифесту государя-императора Александра II от 1861 года. Вот и расщедрились торговые люди, чтобы увековечить свою благодарность в памятнике царю-новатору.

    Не случайно его творцом стал известный скульптор Александр Опекушин. Родовые корни выходца из крепостных крестьян, ставшего академиком, находятся в Ярославской земле. Отец Александра, лепщик и скульптор-самоучка, заметив художественную одаренность сына, получил разрешение помещицы отправить отпрыска в Санкт-Петербург на учебу. Кстати, последние годы жизни Опекушин провел на родине. Его могила находится в селе Рыбницы Некрасовского района Ярославской области.

    Более всего потомки помнят Опекушина по его памятнику А. С. Пушкину в Москве. Между тем в 90-х годах ХIХ века скульптор установил памятник Александру II в Московском Кремле. Но сначала он сделал модель в четверть натуральной величины скульптуры. По этой модели мастер и воспроизвел позже бронзового императора для Рыбинска.

    Торжественное открытие памятника в Ярославской губернии произошло 6 мая 1914 года при огромном стечении публики. Император великолепно смотрелся на фоне Новой хлебной биржи, построенной двумя годами раньше в стиле русского классицизма, характерном для начала ХХ века. Архитектор Валерий Семенов на исходе ХХ века возродил в Рыбинске этот стиль в здании банка на улице Пушкина.

    Валерий Георгиевич – поборник возрождения национальных традиций, а потому считает, что для торжества справедливости необходимо вернуть императора на его гранитный постамент. Правда, сначала надо бронзового императора найти. Валерий Семенов считает, что долго искать Александра II не придется.

    Концы в воду

    …Повсюду алели флаги Октябрьской революции, а во втором по величине городе Ярославской губернии вплоть до марта 1918 года большевистская власть не могла упрочиться из-за меньшевиков и эсеров, составлявших большинство в Совдепе. Пришлось вызывать на подмогу революционных балтийских моряков. Угрожая дать слово «товарищу маузеру», они открыли дорогу для триумфального шествия советской власти по городским улицам. Но не успели большевики освоиться в кабинетах, грянул июльский белогвардейский мятеж в Рыбинске и Ярославле.

    Победившие красные расстреляли белых офицеров на волжском берегу. 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме купца Ипатьева была расстреляна царская семья. Известие о казни быстро распространилось по России. И началась вакханалия по свержению памятников самодержцам.

    В Рыбинске победившему пролетариату мозолил глаза Александр II. На экстренном заседании члены Рыбинского горисполкома Совета рабочих и солдатских депутатов отважились решить участь деда последнего российского императора, воплощенного в благородную бронзу.

    – Кто-то думает, что это акт вандализма. Я уверен, что это была казнь, – убежден Семенов.

    Каких-либо архивных документов на этот счет не имеется. Если и был протокол собрания, то он не дошел до нас сквозь десятилетия. Валерий Семенов полагает, что члены горисполкома – а заседали той августовской ночью человек десять, не больше, – быстренько поставили вопрос на голосование, единогласно проголосовали и гуртом двинулись к Красной площади. Свергнуть императора было плевым делом: веревку на шею, ломы под стопы – и дружным усилием свалили его наземь. Потом привязали за ноги к паре лошадей, протащили по улице Крестовой до улицы Стоялой, свернули к паромной переправе через Волгу, погрузили на паром, вывезли на фарватер – и концы в воду.

    – Валерий, почему вы так уверены, что двухтонную бронзовую статую не пустили в переплавку? – я искренне недоумевал по поводу небрежного отношения к цветному металлу.

    – В революционную эпоху больше руководствовались не материальными, а идеологическими интересами, – слышу в ответ. – Сомневаюсь, что кому-то в голову могла прийти мысль об утилизации памятника в качестве металлолома.

    Ленин в ушанке

    Правоту предположения Семенова могут подтвердить лишь исследования волжского дна. Но какая организация профинансирует сегодня водолазные работы? Муниципальная администрация? У нее и своих проблем выше головы. Областная администрация проявляет щедрость лишь там, где в короткие сроки можно получить зримый результат.

    ...Первоначально после свержения Александра II в Рыбинске освободившееся место заняла абракадабра с революционной символикой. Но в честь 25-летия Великого Октября на гранитный постамент водрузили светло-серый гипсовый бюст В. И. Ленина. Он смотрелся грустно и печально. Поэтому вскоре его заменили бетонной статуей Ленина. Бетон не параден, к тому же под влиянием атмосферных осадков стал разрушаться.

    В 1957 году выбрали подходящую летнюю ночь и сменили бетонного Ленина в пиджаке на бронзового Ленина в пальто и зимней шапке – тоже своего рода уникум. Таких Ильичей в зимнем наряде по всей России еще поискать. Ильич запустил правую руку за отворот пальто – характерный байский жест. Одел Ленина по-зимнему скульптор из Дагестана Хасбулат Оспар Сарыджа. Впрочем, сейчас запорошенный снегом вождь в пальто смотрится по сезону. Валерий Семенов убежден, что еще лучше он смотрелся бы на фоне елей у здания бывшего рыбинского горкома КПСС на улице Крестовой.

    Его мнение разделяет и руководитель правления рыбинского отделения ВООПИК, сотрудник городского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Ольга Тишинова. В прошлом году она инициировала письмо в адрес Бориса Немцова с просьбой посодействовать в восстановлении памятника Александру II в Рыбинске.

    Борис Ефимович обращение из провинции оставил даже без формального ответа, однако саму идею «прихватизировал»: обратился к столичному мэру Юрию Лужкову с предложением восстановить памятник царю-освободителю в Москве.

    Но вопрос до сих пор остается открытым. Из столицы пришел ответ о невозможности установить памятник на территории Московского Кремля. А место у одной из башен Кремля на набережной Москвы-реки с архитектурной точки зрения было выбрано неудачно...

    Валерий Семенов в принципе согласен, что поисковые работы на дне Волги могут оказаться тщетными. Но можно пойти и другим путем. Модель памятника Александру II, та самая, которой руководствовался Александр Опекушин, сохранилась и находится сегодня в Русском музее в Санкт-Петербурге. По ней современные мастера монументального искусства без труда восстановят скульптуру. И тогда император займет свое место на Красной площади. В Рыбинске.

    Поделиться