Евгений Герчаков, актер:
- Нет, невозможна. Потому что где есть возможность что-то дать или украсть, там царствует взяточничество по полной программе. А главное то, что если что-то случится, то концов не найдешь. Например, непонятно, кто конкретно виноват в недавней трагедии с "Трансваалем". Мне кажется, что вина лежит равноценно и на прорабе, и на рабочих, и на мэре Москвы. Мы в этот день поставили спектакль "Большой взрыв", и через 20 минут после начала нам объявили о случившемся. Мы подумали - взрыв, а оказалось, что это еще страшнее. Тогда было бы хоть ясно из-за чего, а теперь разве найдешь виновного? Мне кажется, что взятки никогда не искоренить, потому что все это не зависит от страны или от Президента, это просто условие нашей жизни. Взятки были, есть и будут всегда, и тем более на стройке.
Артем Анфиногенов, писатель:
- Я не связан с этой сферой и строительными мероприятиями не занимаюсь, но степень развращенности нашего общества такова, что сложно верить в возможность хозяйственных работ без взяток. Многовековая история русской бюрократии не дает надежды быстро изменить эту ситуацию. Здесь нужно работать из поколения в поколение, улучшить материальные условия жизни людей, но даже не это решающее, а нравственное воспитание народа, упорное и настойчивое.
Олег Нестеров, музыкант:
- Возможно, если серьезно разбираться с виновными, то можно добиться искоренения взяточничества. Ну или хотя бы сделать так, чтобы строители чувствовали ответственность за жизни других людей, понимали, что за нарушение технологии можно оказаться в тюрьме, причем надолго. Ведь наше общество привыкло к подчинению в условиях тоталитаризма, поэтому вполне реально быстро навести порядок.
Алексей Козлов, саксофонист:
- В России любая деятельность связана с воровством, и это необязательно взятки. Я однажды видел, как упал дом. Строители возвели только его каркас, но задели какую-то панель, и здание сложилось, как карточный домик, а в подвале в это время как раз и была вся бригада, кроме одной женщины-маляра. Она вышла, чтобы купить мужчинам водки и закуски. Это ее и спасло. Я никогда не забуду ее взгляд, а над этим местом еще какое-то время стояло облако пыли. Вот тогда был первый случай, когда я столкнулся с нарушениями норм на стройке. Ведь он упал из-за того, что рабочие сэкономили на бетоне. Я думаю, что и трагедия с аквапарком связана именно с тем, что разворовали дорогие строительные материалы. В России этого невозможно избежать. Например, немцы и японцы уважают себя за то, что делают все добросовестно и честно, а русские за то, что где-то схитрили. У нас на стройке все небрежно, сплошные перекуры, вообще полнейший бардак и безответственность. Это огромная разница культур. Тут не столько взятки играют роль, сколько обычное воровство.
Лев Сигал, публицист:
- Теоретически это возможно, но, боюсь, на практике строительство не обходится без взяток в большинстве стран. Как известно, сицилийская мафия держится на строительных подрядах, ведь это достаточно коррумпированная сфера, дающая простор для различных махинаций. Но можно свести взяточничество к минимуму с помощью независимых экспертиз и общественного контроля. Но мне кажется, что это нашему народу не поможет. Ведь ни для кого не секрет, что со взяточничеством пытался бороться еще император Петр I. И чем это закончилось? Взяточничество процветает до сих пор.