20.02.2004 04:10
    Поделиться

    Зубков: свой ФАТФ

    На сумму 101 миллиард "грязных" денег

    - Виктор Алексеевич, вы создаете в рамках СНГ региональную ассоциацию по борьбе с отмыванием нелегальных доходов. Вместе с тем Украина числится в "черных" списках ФАТФ. Нет ли здесь противоречия?

    - С нашей точки зрения, нет. Украина при помощи России достигла значительных успехов в создании системы по борьбе с криминальными деньгами. Наша миссия, которая проводила проверку по линии ФАТФ, доложит об этом в Париже и будет голосовать за то, чтобы эту страну не только исключили из позорного списка, но и приняли в члены ФАТФ.

    Что касается остальных стран СНГ, то недавно в Москве состоялось совещание, на которое приехали представители из 10 бывших союзных республик. Да, пока эти государства не имеют опыта борьбы с незаконными деньгами, но ведь все они стремятся его приобрести. Это обнадеживает. Мы надеемся, что в конце концов региональная ассоциация будет создана. Если руководство стран СНГ решит, что такая ассоциация им нужна, то идея объединения должна быть поддержана уже на уровне министров иностранных дел или на уровне глав правительств. Весной 2004 года в Петербурге мы проведем еще один семинар, на котором опять поднимем этот вопрос. Кстати, четыре государства Содружества нас поддерживают.

    Мы очень заинтересованы в тесном сотрудничестве. Сегодня границы России со странами СНГ открыты, контроль за вывозом капиталов отсутствует. Деньги чемоданами и баулами уходят на территорию наших ближайших соседей, где растворяются без следа. Нам сегодня просто не с кем там работать, негде искать деньги, хотя подозреваем, что многие из вывезенных миллиардов долларов имеют неправедное происхождение - они получены от наркоторговли, торговли оружием. Взаимодействие в рамках региональной ассоциации стран СНГ позволит если не полностью пресечь, то сократить утечку неуправляемых денежных потоков, в том числе на территории третьих стран.

    - Известно, что до 1 июня 2004 года Президент России поручил Комитету сформулировать Концепцию национальной стратегии по борьбе с нелегальными доходами и противодействию терроризма и в связи с этим внести ряд поправок в законодательство. Эти поправки уже готовы?

    - Готовы. В марте 2004 года они будут внесены на рассмотрение в Думу. Предполагается, в частности, расширить перечень организаций, которые будут обязаны представлять в Комитет информацию о подозрительных сделках - это профессиональные риэлторы и фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области права и консультирования по управлению имуществом. Через имущество деньги материализуются очень быстро. Теперь операции с недвижимостью на сумму не менее 2 миллионов рублей будут подвергаться обязательному контролю.

    Кроме того, ужесточится банковский контроль. Например, для того, чтобы открыть счет в банке, перевести или снять деньги, клиенту без российского гражданства надо будет представить документы, подтверждающие его право находиться в России, миграционную карту. Нерезидентам будет запрещено открывать счета без личного присутствия владельца или его представителя. Для того чтобы банковской системой не пользовался криминал, кредитным организациям будет дано право отказывать в открытии вкладов лицам, которые состоят в списках экстремистов. А также в отдельных случаях блокировать их счета.

    Не одни мы ужесточаем законодательство, многие государства делают это. Попробуйте так просто снять миллион долларов в каком-нибудь швейцарском банке, обналичиться, так сказать!

    - А как банкам узнать, кто террорист, кто - экстремист, а кто - законопослушный? Вероятно, у вас есть такие списки? Кто туда попал, много ли там людей и организаций, по какому признаку они отбирались?

    - Эта информация не разглашается. Совсем недавно лицо, которое внесено в список экстремистов, обратилось в суд на нашу организацию. Каким-то образом отдельные фамилии из закрытых списков попали в открытый доступ. Управление собственной безопасности КФМ провело расследование, разобралось, из какого ведомства и каким образом произошла утечка информации.

    - А как вообще строится работа вашего нового управления по противодействию финансирования терроризма. Созданы ли подразделения в регионах?

    - Созданы, во всех семи "столицах" федеральных округов. А работа, я бы сказал, это очень тонкая работа, идет по трем направлениям. Особый отдел центрального Управления собирает всю информацию, связанную с физическими или юридическими лицами, которые живут в России или за ее пределами и имеют отношение к экстремистской террористической деятельности. Отдельная группа сотрудников Управления занимается аналитической работой по этим сообщениям. Еще одна группа ведет свои финансовые расследования по фирмам, физическим лицам, через международное управление контактирует с международными организациями.

    - За два года работы Комитета по финансовому мониторингу органы внутренних дел направили в суд лишь 14 уголовных дел по легализации доходов. Будут ли уголовные дела, связанные с финансированием терроризма?

    - Почему-то журналисты без устали задают этот вопрос об уголовных делах. Еще раз повторю. Финансовая разведка создана не для того, чтобы шлепать уголовные дела. Мы только начали работать и уже получили из кредитных организаций 30 сообщений, касающихся операций по финансированию терроризма.

    А вообще-то наша база данных - более полутора миллионов сведений о подозрительных сделках. В правоохранительные органы мы передали материалы, в которых фигурирует сумма 101 миллиард долларов. В этих материалах - адреса преступных денег, преступные схемы, которые выводят на транснациональные корпорации, отмывающие "грязные" деньги. Задача правоохранительных органов - провести следствие. Найти преступников и передать дело в суд.

    - Почему все-таки, на ваш взгляд, так мало реальных судебных дел, связанных с отмыванием криминальных денег?

    - Сегодня вся российская судебная практика по отмыванию насчитывает 6 приговоров. В апреле 2004 года состоится Пленум Верховного суда, посвященный проблемам процессуальной практики. Возможно, Пленум даст более профессиональный ответ на этот вопрос.

    Справка "РГ":

    Международная организация FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) была учреждена на саммите "большой семерки" в Париже в 1989 году. Методик борьбы с легализацией капиталов преступного происхождения, разработанных этой организацией, сейчас придерживаются все 32 индустриально развитых страны. В июне 2000 года FATF опубликовала первый обзор, в котором содержался список стран, недостаточно сотрудничающих с ней в борьбе с отмыванием "грязных" денег. Черный список включал 15 государств, в том числе и Россию. Россию исключили из списка в октябре 2002 года. А в июне 2003 года Россия стала полноправным членом FATF.

    Поделиться