Михаил Грушевский, сатирик:
- Родился я в большой московской коммуналке на Чистопрудном бульваре. В квартире были высоченные потолки, много простор-ных комнат. И вместе с родителями прожил в ней первые пять лет. Жизнь там, несмотря на многочисленных соседей, была достаточно размеренной. Я не помню никаких склок, разборок. Жили мирно, дружно и весело. Меня постоянно чем-то угощали, баловали. А затем мы переехали в кооперативный дом на проспекте Мира. Чудовищная квартира, постройки советских времен. Все так неудобно было сделано! Планировка ужасная, словно строили не для житья, а как перевалочный пункт. Со временем мы многое переделали, и жить там стало поуютнее. Но все равно детские воспоминания возвращают в веселую коммунальную квартиру и к пруду с лебедями. Пусть я там и прожил недолго, но зато всем было очень комфортно.
Светлана Тома, актриса:
- Я выросла в частном доме на окраине города Бельцы в Молдавии. В свое время отца наградили орденом "Знак Почета" и в качестве поощрения дали ему еще и 15 соток земли, где родители и выстроили дом. Моя мама, медик по образованию, сама спроектировала дом, интерьеры комнат. Стены возвели из камня. Жилище получилось большое, просторное и очень светлое. Все было сделано по уму: два входа, большая кухня, уютные комнаты, огромные веранды, летняя и зимняя, где мы любили чаевничать. Обустраивали жилье скромно, без излишеств, но со вкусом. Вокруг дома посадили сад, разбили множество цветочных клумб. Всей нашей большой и дружной семье в этой "усадьбе" было очень хорошо, к нам любили приходить гости. Сама атмосфера была теплой и радушной. В том же доме родилась и моя дочка. Это родовое гнездо, в которое тянет и куда хочется вернуться.
Иван Дыховичный, режиссер:
- Я вырос в общей квартире, где с нами вместе обитало очень много родственников. Но они были настолько чужими, что мы ощущали себя как в коммуналке. Эта обстановка очень сильно повлияла на мой характер. С одной стороны, я с самого детства научился жить с людьми, быть с ними деликатным. А с другой стороны, все это было очень сложно. Потому что ты всегда на виду, нет никакой личной жизни.
Игорь Кон, психолог:
- До войны я жил в коммунальной квартире, где жили 11 семей: каждая в отдельной комнате. Все мы были очень дружны, и отношения у нас были прекрасными. А вот потом мы переехали в коммуналку поменьше, где помимо нас жили только две семьи. Но это оказалось настоящим кошмаром. Потому что когда происходили разные ЧП и странности, то потом никак не докажешь, что ты ни при чем, а виноват твой сосед. Ужиться тогда нам всем вместе было невероятно сложно. После тех склок мне вообще расхотелось иметь соседей. Хотя с соседями по лестничной площадке, а не по квартире - теперь у меня отдельные апартаменты - общаться намного проще. Ведь уже не нужно делить с ними ванную и уборную.
Лариса Голубкина, акриса:
- В шикарной квартире в районе Лефортова в большом восьмиэтажном доме. Его построили для высокопоставленных военных, и нашей семье дали там жилье, потому что мой папа тоже служил. Там был лифт, отделанный красным деревом, просторный холл. Да и квартира наша была удобной и немаленькой. Хотя особых изысков в интерьере все-таки не было, ведь детство мое пришлось на послевоенное время. Но родители, как могли, старались украсить наше жилище. Много интересных и уникальных вещичек они привозили из Германии, где в то время работали. К сожалению, сейчас этот замечательный дом снесли. Он помешал при строительстве третьего транспортного кольца...