Новости

30.03.2004 02:20
Рубрика: Власть

Легче спектакль поставить, чем машину у театра

Как сохранить жизнь и здоровье на дорогах?

Участники "круглого стола" - известные деятели искусства, спорта, науки, медицины, крупные чиновники, депутаты, руководители общественных организаций и в их числе - автор этих строк. По итогам дискуссии было принято обращение к участникам дорожного движения России. В нем, в частности, говорится, что ситуацию на наших дорогах иначе как войной назвать нельзя - столько народу гибнет в авариях. Россия имеет позорную для цивилизованной страны статистику смертей и увечий на дорогах - 35,6 тысячи убитых и почти 250 тысяч раненых в прошлом году (из них - 1500 убитых и почти 10 000 раненых детей).

При расчете числа погибших в ДТП на 100 тысяч населения Россия попадает в "африканскую группу", "обогнав" европейские страны по смертям в три-пять раз! Причем во всех европейских странах, в Японии, Канаде и США, в странах, которые мы называем "цивилизованными", смертность на дорогах из года в год снижается - при гораздо большем, чем в России, количестве автомобилей.

Если учесть, что пик аварийности приходится при достижении в стране соотношения 300 автомобилей на 1000 населения (Россия имеет сегодня всего лишь 120 на 1000), то будущее нашей страны при ее и без того убывающем генофонде, падении рождаемости видится буквально трагическим: через 8-10 лет мы будем терять убитыми до 100 тысяч жизней в год!

"Так уж повелось, - говорится в обращении, - что российские власти во все времена спокойно относились к этой проблеме, уверовав, что одна из главных бед России - дороги". Да, российские дороги и теперь, да и во все времена оставляли желать лучшего, и нужны многие годы и гигантские средства для решения этой проблемы. Но причина нашей беды вовсе не в дорогах, статистика говорит другое - чем хуже дороги, тем аварий на них меньше. Самые страшные, массовые аварии как раз случаются на скоростных автобанах. То есть с нынешними дорогами наша страна может и должна стать одной из самых "низкоаварийных" стран мира. Для этого необходимо жесткое законодательство, принятие "непопулярных" законов. Но непопулярными они будут не для миллионов автомобилистов, а только лишь для нарушителей и преступников на дорогах.

Вот лишь несколько цитат из выступлений участников "круглого стола":

Виктор Кирьянов, начальник ГУ ГИБДД-ГАИ МВД:

- Сегодня проблемами безопасности на дорогах озабочен весь мир, поскольку автомобиль и человек в нем стали поистине оружием массового поражения. В стремлении навести на дорогах порядок мы бессильны без крепкой законодательной базы - в прошлом году нашими сотрудниками пресечено 34 миллиона правонарушений в области дорожного движения, в том числе 30 миллионов, совершенных водителями. То есть наказан практически каждый водитель страны. Из них 1,2 миллиона задержаны за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а сколько не задержано! Да при таких либеральных законах у нас пили, пьют и будут пить за рулем.

Микко Виенонен, спецпредставитель генерального директора Всемирной организации здравоохранения в России:

- В вопросах безопасности на дорогах Россия, к сожалению, далеко отстала от многих стран. По расчетам специалистов, такая страна, как ваша, не должна иметь более 10 тысяч жертв от ДТП в год. А это значит, что 25 тысяч человек по статистике должны бы остаться живыми, но этого не произошло...

Отец Дмитрий, протоиерей Русской Православной Церкви:

- Когда человек на дорогой машине уступает дорогу "Жигулям" - это проблема духовная. Гордыня, вражда, нетерпимость - тяжкий грех, преступление, и человек за рулем должен это понимать. Такое понимание воспитывается с детства, со школы, и одними наказаниями здесь ничего не решить. Когда в прошлом принародно казнили воров, отрубали им руки, в это время в толпе зевак орудовали карманники. Еще и на совесть надо уповать, на душу человеческую.

Леонид Рошаль, профессор:

- Сегодня в структуре детской смертности на одном из первых мест - травма. В том числе и на дорогах. Ежегодно в ДТП погибает более полутора тысяч детей, калечится около десяти тысяч. Нам нужна осознанная государственная политика в этом вопросе. В том числе и в средствах массовой информации. Вот "Дорожный патруль" показывает аварии, "скорую" и что? Ни выводов, ни полезности для людей - просто информация. Двадцать пятый кадр, что ли, тут применить?..

Марк Розовский, режиссер:

- Нельзя быть хамом в жизни, а, сев за руль, стать идеальным. Как сделать так, чтобы смягчить жестокосердность в нашей жизни? Вы посмотрите, что в Москве творится - легче спектакль поставить, чем машину у театра. А пробки! Они ожесточают людей. Лета мы ждем с ужасом - задыхаемся в пробках. Зимой мы боимся скользкой дороги - доехать до места работы - это испытание! Вы говорите, что сегодня психи, алкоголики, наркоманы садятся за руль - а крутые?! Чтобы изменить ситуацию, нужна программа - государственная.

Александр Журбин, композитор:

- Поделюсь долговременными американскими наблюдениями. Когда я в первый раз в Нью-Йорке нарушил правила, полицейский мне выписал штраф

на 70 долларов - фигня, думаю. Второй раз нарушил - на 60 долларов. Но когда прошло время и я увидел, что мой страховочный пойнт из-за первого нарушения возрос на 1200 долларов, а после второго на 2000 - я перестал нарушать. Однажды я всего один день ездил без страховки, так получилось. Но когда за это я заплатил тысячу долларов штрафа и на год лишился прав, я сразу все понял.

Андрис Лиепа, заслуженный артист РФ:

- Мы все, люди разных профессий, становимся коллегами, когда выезжаем на дорогу. Нам так не хватает терпимости, внимания к ближнему. Кто у нас знает, к примеру, молитву водителя, а ведь она есть. Об этом из наших СМИ не узнаешь, но поверьте - человек, прочитавший эту молитву перед дорогой, уже не сможет нахамить, подрезать, обматерить...

Власть Безопасность Правоохранительная система Происшествия ЧП Аварии и катастрофы