10.04.2004 02:10
    Поделиться

    Поличные

    По его словам, эти законодательные поправки, подготовленные в стенах его ведомства, уже в апреле будут рассмотрены парламентом страны. Кроме того, финансовая разведка сохранит за собой право первой скрипки по координации усилий всех правоохранительных и силовых структур в борьбе с отмыванием "грязных" денег и финансированию терроризма. Такая уверенность появилась у главы ФСФМ после встречи с Президентом В. Путиным, которого главный финансовый разведчик в подробностях проинформировал о конкретных результатах своей работы. В том числе о нескольких десятках перспективных уголовных дел, связанных с отмыванием "грязных" денег на миллиарды рублей, которые по материалам финансовых разведчиков правоохранительные органы вскоре передадут в суды.

    Ожидается, что координирующую роль ФСФМ в борьбе с отмыванием "грязных" денег, а также "еще некоторые акценты" Владимир Путин закрепит своим новым Указом. Что касается законодательной деятельности, то отныне она переходит в руки Минфина. Но Зубков относится к этому спокойно.

    "Работа сделана. По сути, если поправки будут приняты депутатами в течение весны-осени 2004 года, то законодательная база в стране по борьбе с отмыванием нелегальных доходов и противодействию терроризма" будет соответствовать мировым стандартам. А дальше дело Минфина - развивать эти нормы законодательства, основываясь на ситуации в стране и в мире", - заверил Зубков.

    Между тем "весенние" поправки по противодействию отмыванию преступных доходов, о которых говорил Зубков, уже вовсю обсуждаются. Обсуждать есть что.

    Получается, что в поле зрения разведчиков попадут даже сделки с двухкомнатными квартирами в непрестижных районах Москвы.

    Таких сделок с недвижимостью и по России достаточно много. Означает ли это, что отныне все граждане, покупатели не самых дорогих квартир или дач, перейдут в разряд подозреваемых?

    По словам Зубкова, "так думать было бы неправильно". Под контроль возьмут только отдельные категории сделок, те, которые действительно подозрительны с точки зрения отмывания денег или финансирования терроризма. "Если человек купил 5 квартир и 5 земельных участков, то наверняка такая информация заинтересует наших сотрудников", - объяснил Зубков. Кроме того, в огромном потоке сообщений эти пять одинаковых покупок финансовые аналитики отыщут и зафиксируют с помощью специальных компьютерных технологий по нескольким критериям, также закрепленным в законе.

    Согласно этим критериям, например, помимо одинаковых или часто повторяемых сделок с недвижимостью одними и теми же лицами, в поле зрения финансовой спецслужбы попадут покупки, которые совершают граждане, занесенные в так называемый "черный" список экстремистов. То есть уже замеченные отечественными и международными спецслужбами в наркобизнесе, торговле оружием, отмывании "грязных" денег. Таким образом, речь идет не о тотальном, а о выборочном контроле, в результате которого явно подозрительные операции вначале попадут в так называемое финансовое досье. А уж затем с этими материалами будут работать правоохранительные органы.

    По прогнозам Зубкова, в общем массиве информации процент подозрительных сделок в сфере недвижимости составит не более 8-10 процентов.

    "Сегодня каждая страна сама устанавливает ценовой порог, с которого начинается такой контроль", - говорит Зубков. - И порог в 2,5 миллиона рублей, который планируется установить в России, - это не прихоть службы по финансовому мониторингу. Эта цифра согласована с министерствами, ведомствами и основными участниками рынка недвижимости".

    Ожидает нас и другая многообещающая новость. Осенью парламент рассмотрит группу "банковских поправок", обязывающих банки и компании раскрывать имена своих конечных владельцев (бенефициаров). Эти поправки тесно связаны с рекомендациями ФАТФ и направлены на борьбу с отмыванием "грязных" денег. Вслед за этим разведчики готовятся взять под контроль и рынок ценных бумаг.

    "Здесь крутятся очень большие деньги", - заметил Зубков, - это колоссальное поле для нашей деятельности".

    В итоге глава службы с оптимизмом заявил: для того, чтобы в стране наступил перелом в борьбе с "грязными" деньгами, надо, чтобы каждый сотрудник служб внутреннего контроля банков, страховых компаний, казино, ломбардов, а теперь еще и риэлторских и нотариальных контор "знал своего клиента в лицо".

    "Они должны быть не только на защите интересов своих компаний, но и интересов государства", - сказал Зубков.

    Кстати

    Узнав о грядущих переменах, московские риелторы не выразили особого беспокойства, заявив, что "ни покупателей, ни продавцов квартир меньше не станет. А главное, никого из рядовых граждан этот контроль не потревожит". Уже существуют обкатанные схемы ухода от обременительных налогов, которые позволят избежать встречи и с финансовой разведкой. Более того, по словам риелторов, пока массовая оценка жилья в стране не перейдет на рыночные цены, продажа квартир на вторичном рынке жилья будет идти по справкам БТИ, в которых стоимость значительно занижается. Разницу покупатель доплачивает продавцу один на один, без посредников. Так что "прозрачными" для государства в течение еще некоторого времени останутся сделки до миллиона рублей, а с самих риелторов в этом случае, как говорится, взятки гладки. Что касается первичного рынка жилья, то там тоже существует практика "не показывать крупные суммы с помощью, например, договоров соинвестирования. На первоначальном этапе соинвестор, как правило, платит от 15 до 30 процентов стоимости квартиры. А это тоже повод, чтобы не беспокоить финансовую разведку.

    Поделиться